Томский государственный педагогический университет

Школьники занимаются наукой

         Школьники на весенних каникулах и занимаются наукой и выступают с докладами на ежегодной городской конференции школьников «Лингвистические тайны текста» в рамках проекта «Юные дарования - Томску». Причем, доклады читают вдохновенно и увлеченно, сопровождая их показом великолепных слайдовых презентаций, демонстрирующих не только результаты исследований, но и хорошие навыки владения компьютером. Необходимо отметить, что с каждым годом улучшается качество докладов, растет уровень их самостоятельности и усиливается исследовательская смелость школьников, дерзающих изучать произведения и рассматривать проблемы, явно выходящие за рамки школьной программы по русскому языку и литературе. В этом очевидна заслуга самих учителей-словесников и главного вдохновителя и организатора этого мероприятия - Ольги Всеволодовны Касперской, методиста по русскому языку городского научно-методического центра.Научно-исследовательская активность томских школьников и учителей впечатляет: более 30 старшеклассников выступили в трех секциях конференции, вот уже седьмой год подряд организуемой усилиями департамента образования г. Томска, городского научно-методического центра и филологического факультета Томского государственного педагогического университета. Особенно активно старшеклассники интересуются проблемами культуры речи, актуальными процессами, происходящими в русском языке и литературе. Показательными в этом плане стали выступления некоторых участников и победителей конкурса. Например, Галина Прочан (гимназия № 18) разносторонне и увлеченно рассмотрела Интернет-сленг как лингвистическое явление и описала его роль в книге В. Пелевина «Шлем ужаса», Екатерина Марченко (школа № 44) постаралась дать ответ на весьма интригующий вопрос – изменилась ли за прошедшие 150 лет семантика слова «стерва», Мария Демьянчук (школа № 56) представила анализ средств создания комического эффекта в сказке Леонида и Ирины Тюхтяевых «Зоки и Бада», Александра Фельгауэр (школа № 8) удивила слушателей обращением к сопоставительному анализу стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судьям» и одного из псалмов царя Давида. Впечатлило слушателей выступление Анжелики Гавриловой и Анны Дроздовой (школа № 51), посвященное решению трудной лингвистической задачи - определению статуса фразеологизмов в речи современных школьников. Ученицы провели двухэтапное анкетирование своих сверстников, создали словарь наиболее популярных устойчивых сочетаний, как традиционных, так и современных; разработали и провели в своем классе цикл занятий, посвященных проблеме использования фразеологизмов в речи школьников. В очередной раз порадовала своим докладом Ксения Станкевич, ученица 26 гимназии, вот уже несколько лет подряд занимающая призовые места на этом научном мероприятии. Марина Пурина, ученица Сибирского лицея, приятно удивила слушателей высоким уровнем риторической культуры, академизмом и торжественностью своего выступления. Наконец, нельзя не отметить доклад «Особенности отаббревиатурных образований» самого младшего участника – Дмитрия Муштукова, ученика 6 класса школы № 58.Лучшим докладчикам были вручены дипломы, подарки и денежные премии филологического факультета ТГПУ. Все участники конференции получили возможность опубликовать свои доклады в сборнике материалов конференции, что, согласитесь, очень приятно и престижно. Нельзя не отметить учителей, которые помогают школьникам раскрывать лингвистические тайны, назовем лишь тех из них, чьи ученики стали в этом году лучшими из лучших: Марина Юрьевна Луканина, Елена Ильинична Пономаренко, Елена Владимировна Луговская, Ольга Викторовна Колупаева, Валентина Игнатьевна Семочкина, Евгения Валерьевна Резаева, Ирина Юрьевна Штауб, Наталья Григорьевна Мячина, Алла Александровна Ардашкина, Елена Владимировна Карташёва. Хотелось бы выразить огромную благодарность всем учителям, творчески и увлеченно преподающим русскую словесность, помогающим своим ученикам смело и талантливо заниматься филологическими изысканиями. Замечательное творческое соавторство школьников и учителей проявилось не только в выборе и раскрытии тем исследований, но и в особой эмоциональной связи между ними – учителя искренне волновались и переживали не только во время выступлений своих подопечных, но и в момент награждения участников и победителей конкурса.Все члены жюри сошлись во мнении, что сделать выбор в этом году было особенно трудно: приходилось выбирать лучших из лучших, поэтому некоторые участники были награждены дополнительными грамотами, а обладатели первых мест в секциях получили возможность выступить с докладами на XII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», которая состоится 21-25 апреля 2008 г. в Томском государственном педагогическом университете.

И.И. Бабенко, доцент кафедры современного русского языка и стилистики ФФ

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER