Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

СМЫСЛ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

27 марта состоялся семинар Школы педагога-исследователя ИРПО ТГПУ «Герменевтика и урок литературы в школе», который собрал на одной площадке Томского Педагогического учителей общеобразовательных школ, аспирантов, молодых и опытных ученых.

Ключевым спикером семинара выступил Леонид Юделевич Фуксон, доктор филологических наук, доцент, профессор ТГПУ, заведующий научно-исследовательской лабораторией герменевтики КемГУ.

Участники семинара отметили резкое падение интереса школьников к литературе и необходимость поиска пути возрождения этого интереса. Таким путём, по мнению участников, может быть определённая переориентация учителя литературы с восприятия текстов, составляющих учебную программу, как объектов изучения, анализа, на подход к ним как живым собеседникам, которые, обращаясь к нам как к читателям, нуждаются в нашем понимании.

«Когда произведение литературы превращается в объект – оно молчит, так как учитель пытается описать его структуру: как устроено. Когда учитель вместе с учениками займёт уравнивающую их позицию читателя, то на первый план выйдет не устройство текста, а его смысл», - говорит Леонид Юделевич. «Пытаться научить учеников анализировать прежде, чем те научатся читать, – означает ставить телегу впереди лошади».

Леонид Юделевич выделил два вида непонятности по отношению к тексту: непонятность значения – семантики отдельного слова или выражения – и непонятность смысла целого. Отдельно отметил, что первая проблема решается обращением к толковому словарю, то есть значение ищется за пределами самого текста. Смысл же ищется только в читаемом тексте, с помощью самого этого текста.

На семинаре состоялась научная дискуссия о сущности ключевых принципов герменевтики, задачах развития критического мышления у будущего педагога, становлении особой культуры мышления будущего педагога средствами герменевтики.

«Герменевтика является определенным условием междисциплинарности, ключевые принципы которой важно учитывать при подготовке современного учителя. Необходимо подвести учителя к пониманию того, как сделать обучение провокативным для проявления интереса обучающихся к различным предметам и развития их потенциала», - считает Ольга Нерадовская, заместитель директора ИРПО ТГПУ, руководитель проекта «Школа педагога-исследователя». 

Следующий семинар Школы педагога-исследователя будет посвящен представлению результатов педагогических исследований, выполняемых в ИРПО. Он пройдет с 22 апреля по 8 мая 2024 г. в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» Томского государственного педагогического университета. Ссылка для регистрации: https://www.tspu.edu.ru/irpo/forum-2024

Стажировочный семинар «Сопровождение старшеклассников в профессиональном и образовательном самоопределении»

 

Эврика развитие5 апреля в 10:00 ч. состоятся мастер-классы педагогов стажировочной площадки Научно-методического центра ТГПУ на базе Муниципальной общеобразовательной школы «Эврика-развитие» (адрес: г. Томск, ул. Петра Федоровского, д.4) в рамках стажировочного семинара «Сопровождение старшеклассников в профессиональном и образовательном самоопределении».

Организаторы мастер-классов:

  • ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения - Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО) и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее – НМЦ) ТГПУ,
  • Муниципальная общеобразовательная школа «Эврика-развитие» г. Томска

К участию в стажировочном семинаре приглашаются педагогические работники и все желающие.

Цель мастер-классов: обмен педагогическим опытом, поиск новых продуктивных способов, ресурсов, методов и форм работы в профессиональном и образовательном самоопределении старшеклассников.

Режим проведения: очно.

Для участия слушателям необходимо зарегистрироваться до 4 апреля по ссылке:  https://forms.yandex.ru/u/65b708f3d04688d5d6e99d1f/

Участникам семинара будут выданы электронные сертификаты.

  • Контактное лицо от МАОУ Школы «Эврика-развитие»: Долгова Людмила Михайловна +7 913 858  3074.
  • Контактное лицо от ТГПУ: Федорова Людмила Владимировна, 8(3822)311-300 доб.№ 3215

НАГРАЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ИРПО НА УЧЕНОМ СОВЕТЕ ТГПУ

26 марта на Ученом совете ТГПУ состоялось награждение сотрудников вуза наградами и благодарностями за высокие заслуги в профессиональной деятельности. Среди них сотрудники Института развития педагогического образования:

  • Согласно принятому на заседании Ученого совета 31 мая Положению о Почетном профессоре ТГПУ Аттестат Почетного профессора ТГПУ вручили Валентине Ивановне  Ревякиной.
  • Благодарственное письмо за стремление к научному поиску и перспективные результаты исследований в области психолого-педагогических наук, а так же  благодарность Ученого совета ТГПУ (за активное участие в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской деятельности и в связи с празднованием Дня российской науки) – преподавателю кафедры педагогики и управления образованием, аспиранту Игорю Николаевичу Яковлеву.
  • Благодарность Ученого совета ТГПУ  за активное участие в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской деятельности и в связи с празднованием Дня российской науки - преподавателю кафедры педагогики и управления образованием Елене Борисовне Андреевой
  • Администрация Томской области вручила благодарность за большой вклад в развитие научных исследований и подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с Днем российской науки доценту кафедры дефектологии Евгении Владимировне Дергачевой.

Детская ложь – почему дети лгут?

    Взрослые опасаются, что ложь — это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек. Негодование вызывает и то, что, солгав, ребенок обманул доверие окружающих. Многие родители и учителя теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с ребенком: можно ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и какое наказание будет подходящим?

       Детская ложь — это свидетельство не моральных, а больше психологических проблем ребенка.

   Большинство детей, попавших в неблагоприятную для них ситуацию, стараются исправить положение с помощью лжи.

          Ложь для детей — это еще и способ доказать самим себе и окружающим свою независимость. В первую очередь, дети пытаются эмансипироваться от родителей. Это, по их мнению, может повысить их статус среди сверстников. Иногда они даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям. Бывает, ребенок испытывает такой восторг от удачного обмана, что стремится поделиться своим «достижением» и с обманутым, поэтому сам тут же и признается во лжи. Тем не менее успешность лжи укрепляет в ребенке уверенность, что это лучшая из возможностей восторжествовать над обидчиками.

Что важно знать?

Специалист Службы «Центр поддержки семьи ТГПУ,

к.психол.н., клинический психолог

Дергачёва Евгения Владимировна

 

Гаджеты в жизни ребенка

Гаджеты

Руководитель Службы "Центр поддержки семьи ТГПУ" кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Дергачёва Евгения Владимировна рассказала, какую роль играют гаджеты в жизни ребенка: плюсы и минусы, как избежать зависимости. 

Основные моменты представлены на слайдах.

Мероприятия ТГПУ для всей семьи в Москве на выставке «Россия» на ВДНХ

С 8 по 10 марта команда ТГПУ провела мероприятия для всей семьи на стенде Томской области выставки!

Основой программы стал сюжет сказки «Волшебник Изумрудного города», написанной сказочником, выпускником Томского учительского института Александром Волковым.

Для гостей стенда университет провел настольную игру и викторину по мотивам сказки, мастер-классы «Маковое поле», «Волшебный мир оригами», «Из Сибири с любовью!», площадку «По следам болотоведа».

Все желающие попробовали себя в фехтовании и других творческих направлениях, узнали больше о научных исследованиях томских ученых.

Итоги семинара-практикума "Профессиональное самоопределение обучающихся через развитие проактивной позиции в проектной  и исследовательской деятельности".

Сев

11.03.2024 в  МБОУ «Северская гимназия» - экспериментальной площадке Парка ИОП ИРПО - прошло подведение итогов семинара-практикума "Профессиональное самоопределение обучающихся через развитие проактивной позиции в проектной  и исследовательской деятельности".

Мероприятие открыла директор Светлана Высоцкая, представившая модель профильного и профессионального самоопределения обучающихся через систему работы со школьными проектами и исследованиями.

Об особенностях формирования проактивной жизненной позиции у школьников для профессионального самоопределения рассказала  заместитель директора по МР Кира Кручинина.

Свой педагогический опыт представили педагоги МБОУ «Северская гимназия»:

  1. «Способы инициации и развития детского интереса в мире профессий на ступени начального образования» (Чугай Н.В., учитель начальных классов);
  2. «От профориентационной игры к миру профессий» (Вяткина М.А., учитель начальных классов);
  3. «Способы удержания интереса и доведение до результата с использованием метода проектной деятельности в основной школе» (Вяткина М.А., учитель начальных классов);
  4. «Форсайт-технология как способ профориентации школьников» (Кучерова Е.В, учитель информатики, Шалкина С.В., Яковлева М.А., учителя математики);
  5. «Профессиональная проба как форма погружения учащихся в профессию в основной школе» (Шабанова О.А., учитель географии);
  6. «К будущей профессии через творческую работу в средней школе» (Лебедева В.В., учитель английского языка);
  7. «Клубное пространство как способ ориентации в будущей профессии» (Губина Е.В., учитель английского языка).

Анализ результатов школьного семинара-практикума провела  Кира Кручинина, заместитель директора по МР, в своем докладе «Создание образовательного пространства гимназии, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся средствами проектной и исследовательской деятельности».

Наталия Семенова, директор ИРПО ТГПУ, один из координаторов площадки: "Второй год Северская гимназия является экспериментальной площадкой парка ИОП ИРПО. Важно, что уже более 50% педагогов вовлечены в разработку и апробацию содержания, форм, приемов работы по выбранному направлению. На протяжении двух недель педагоги на мастер-классах, открытых занятиях демонстрировали свои наработки. Несмотря на многообразие представленных на семинаре форматов, их объединяют три сквозные взаимосвязанные линии: профессиональное самоопределение, вовлеченность в проектные исследования, формирование проактивной позиции обучающихся".

ШКОЛА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: О ГЕРМЕНЕВТИКЕ

27 марта в 16.00 состоится научно-методологический семинар Школы педагога-исследователя ИРПО ТГПУ «Герменевтика и урок литературы в школе».
СПИКЕР: Фуксон Леонид Юделевич, доктор филологических наук, доцент, профессор ТГПУ, заведующий научно-исследовательской лабораторией герменевтики КемГУ.
Приглашаются аспиранты, магистранты, молодые и опытные ученые, педагоги образовательных учреждений и все заинтересованные лица.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).
РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ: гибридный.
Удаленным участникам ссылка для подключения будет выслана за сутки до проведения мероприятия.

Для участия в семинаре необходимо предварительно зарегистрироваться в срок до 26 марта 2024 года по ссылке: https://forms.gle/j5xkEHn9mCpQqaTT6

Одна из основных проблем учителя-словесника – чему учить на уроке литературы? Традиционно учитель погружается вместе с учениками в анализ литературных текстов, а также – в исторический и культурный контекст изучаемой эпохи. Попутно осваивается теоретический литературоведческий словарь как инструмент такого подхода.
Литература при этом предстаёт ученикам как объект научного исследования, то, «как устроено» произведение. Между тем как только мы начинаем его читать – выясняется, что на первый план выходит проблема понимания – то, «что нам говорит» произведение. Это и есть центральная проблема герменевтики.
На семинаре планируется 1) обсуждение места герменевтики в широком смысле этого слова на школьном уроке; 2) беседа о конкретных художественных текстах и фрагментах; 3) попытка интерпретации живописного произведения.

Контактная информация:

Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-295 (вн. 3212), neradovskayaor@tspu.edu.ru;
Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@tspu.edu.ru

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ЖЕНСКИМ ДНЕМ 8 МАРТА!

Милые женщины! Дорогие друзья! Примите самые искренние поздравления с наступающим праздником, с Международным женским днем 8 марта! Весеннего настроения, тепла и неиссякаемой энергии, здоровья и радости!

Коллектив ИРПО ТГПУ

WhatsApp Image 2024 03 07 at 12.19.23

 
 
 
 

Магистранты ИРПО - участники Всемирного фестиваля молодежи!

С 1 по 7 марта 2024 года федеральная территория Сириус принимает в городе Сочи 20 тысяч участников из 188 стран мира. Сириус на неделю стал Городом молодёжи мира, в котором есть свой международный аэропорт, павильоны городов и стран, площади и другие объекты инфраструктуры.
Программа фестиваля построена вокруг следующих смыслов:
🔹ответственность за судьбы мира;
🔹многонациональное единство;
🔹сохранение семьи во имя детей и мира;
🔹мир возможностей для каждого;
🔹мы — вместе с Россией.
В состав делегации Томской области вошли четыре магистранта Института развития педагогического образования: Карина Пеньдяк, Анастасия Чайковская, Татьяна Попова и Анастасия Начарова. Наши участники посещают лекции российских и зарубежных общественных деятелей от Российского общества «Знание», ближе знакомятся с российскими проектами, организациями и брендами, помогающими молодежи в становлении и развитии. Например, в понедельник, 4 марта, тысячи молодых лидеров из разных стран в ярких костюмах, отражающих национальный колорит и индивидуальность стран-участниц, прошли по улицам Города молодёжи мира к Площади «Душа России». Наши магистранты пронесли по Городу флаг Томского педагогического.
Так, Всемирный фестиваль молодежи стал площадкой для открытого разговора и обмена мнениями, одним из самых масштабных молодёжных событий в мире для обмена лучшим опытом и перспективными практиками, диалога и поиска взаимопонимания, начала новой дружбы и взаимного обогащения культурами и традициями разных народов.

WhatsApp Image 2024-03-04 at 20.50.16.jpeg

WhatsApp Image 2024-03-04 at 21.59.06.jpeg

WhatsApp Image 2024-03-04 at 20.50.16_.jpeg

WhatsApp Image 2024-03-04 at 20.50.17 _.jpeg

WhatsApp Image 2024-03-04 at 20.50.17.jpeg

WhatsApp Image 2024-03-04 at 20.50.17_.jpeg

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER