Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

С Днем воспитателя и всех дошкольных работников!

27 сентября отмечается общенациональный праздник «День воспитателя и всех дошкольных работников».

Дорогие воспитатели и все работники дошкольного образования! Поздравляем вас с вашим профессиональным праздником – Днём воспитателя и всех дошкольных работников!

Пусть ваша работа всегда приносит радость и удовлетворение, а каждый новый день будет наполнен улыбками, смехом и успехами ваших воспитанников.

Желаем вам крепкого здоровья, счастья и благополучия!

- Коллектив Института развития педагогического образования-

ВСТРЕЧАЕМ НОВЫХ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ ИРПО

2 сентября 2024 года был дан старт нового 2024-2025 учебного года в Институте развития педагогического образования (ИРПО) ТГПУ в виде неформальной и дружественной встречи с магистрантами и аспирантами ИРПО.

С приветственным словом к первокурсникам и обучающимся старших курсов магистратуры и аспирантуры ИРПО обратилась проректор по образовательной деятельности Марина Станиславовна Садиева. 
«Сообщество магистрантов и аспирантов Томского педагогического в этом году пополнилось выпускниками программа бакалавриата и опытными педагогами образовательных организаций нашего региона, которые продолжают совершенствовать свои профессиональные навыки в части научно-методического сопровождения образовательного процесса», - отметила Марина Станиславовна.

С началом учебного года всех присутствующих поздравила Наталия Альбертовна Семенова, директор ИРПО.

Ольга Рамазановна Нерадовская, заместитель директора ИРПО, пожелала всем магистрантам и аспирантам достижения высоких результатов в  подготовке магистерских и кандидатских диссертаций, рассказала о повестке встречи и структуре ИРПО.

Среди обозначенных локаций встречи - квест «Знай наших», проведенный ИРПО совместно с научной библиотекой им. А.М. Волкова ТГПУ. Квест включал интеллектуальные, творческие задания, позволяющие быстро и интересно пройти маршрут по знакомству с одногруппниками и преподавателями университета, ключевыми направлениями ИРПО и научной библиотеки им. А.М. Волкова.

Заведующий кафедрой педагогики и управления образованием Надежда Александровна Ефремова-Шершукова рассказала о важности взаимодействия с преподавателями кафедры, которые будут постоянно повышать интерес к предметам психолого-педагогического профилей.

Успешным опытом обучения в ИРПО поделилась Елизавета Андаева, выпускница магистерской программы профиля «Управление в сфере образования».

В завершении встречи состоялась уникальная экскурсия ТГПУ: "От истории к современности", выдача студенческих билетов и удостоверений аспирантов.

wJQxhuJsm3o.jpg

bXKUryt_FQM.jpg

 

R3RaylRRJDA.jpg

-75Vhi_TPvQ.jpg

zeG6dYEU3Qg.jpg

l4teXm9ECuM.jpg

xPWwK53nbmQ.jpg

HkZWL_vjn8w.jpg

D-nnUgtncYw.jpg

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА О ВОЗМОЖНОСТИ РАННЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ У РЕБЕНКА СЕРЬЕЗНОГО

Сразу определить серьезность нарушения речевого развития ребенка только на основании заполнения опросника по начальному детскому лексикону НЕЛЬЗЯ!
Известно, что индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Есть дети, которые начинают говорить свои первые слова, как и все, к 1 году, а затем надолго остаются в своем речевом развитии на уровне оперирования несколькими словами в сочетании с эмоционально окрашенными возгласами и жестами.
Родителям нужно знать, что одним из важнейших показателей динамики речевого развития ребенка в возрасте до 2 лет является не столько объем его активного словарного запаса, а то, насколько хорошо он вас понимает и способен реагировать на ваше словесное обращение. 

       Условно нижней границей возрастной нормы для ребенка 2 лет является объем активного словаря порядка 50 слов при хорошем понимании обращенной речи.
         При всей субъективности оценки речевого развития ребенка с помощью опросника родители могут достаточно точно проследить за позитивными изменениями в словарном развитии своего малыша. Значительный опыт консультирования семей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии, показал, что заполнение опросника по начальному детскому лексикону часто является первым шагом перед обращением родителей за помощью к специалистам.

      Даже если при ознакомлении с нашим опросником вам кажется, что планка развития речи, предложенная нами, слишком высока для вашего ребенка, не отказывайтесь от заполнения опросника.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В НОРМЕ И ПРИ ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ

Периодизация речевого развития

С. Н. Цейтлин

А. Н. Гвоздев

Р. Е. Левина

Нормальное речевое развитие

Нарушение речевого раазвития

1. Доречевой этап: от рождения до 1 года

Дословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком)

Регулярные наблюдения начались после 1 года

Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный, несистематизированный характер

II. Этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет

Этап однословных высказываний (до первых двухкомпонентных высказываний).
Этап начальных двухкомпонентных высказываний (до первых трехкомпонентных)

«Однословное предложение». (1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес.) «Предложение из двух слов-корней». (1 г. 8 мес.)

Первый уровень речевого развития (аномального):
отмечается «отсутствие общеупотребительных
средств общения».
Автономная детская речь
Второй уровень речевого развития: «начатки фразовой речи»

III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка

Этап элементарных сложных предложений. Период раннего речевого развития закончен (3 г.)

Усвоение грамматической структуры предложения.
(1 г. 10 мес. - 3 г.)
Звуковая сторона речи практически усвоена

Третий уровень речевого развития: «обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя»

      Дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, по темпу усвоения навыков речевого общения, по динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные гендерные (половые) различия при усвоении родного языка как в норме, так и при девиантном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка.

Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеет клинического значения. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития языка и речи: их речевое развитие представляет самостоятельную проблему на протяжении всего дошкольного возраста, хотя большая часть из них и достигает нормального или близкого к нему уровня развития речи к началу обучения в школе.

Для некоторых детей даже в условиях раннего оказания логопедической помощи проблемы речевого развития остаются актуальными и в школьные годы. Такие дети продолжают обучение в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, демонстрируя стойкие трудности в овладении навыками чтения и письма, развитии монологической речи, а также ряд сопутствующих проблем: эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушение внимания, снижение объема памяти, моторную неловкость, нарушение межличностного общения и межперсональных связей в коллективе.

Чтобы отграничить в раннем возрасте темповую задержку речевого развития от стойкого и сложного речевого нарушения, надо начать работу с ребенком по формированию начального детского лексикона в возрасте не позднее 2 лет. Только динамика дальнейшего развития речи ребенка покажет, с насколько серьезной проблемой специалисты и родители столкнулись в данном случае.

Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»

 
 
 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В КАКИЕ ЦЕНТРЫ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЯ

Сегодня, сталкиваясь с трудностями в общении, социализации, установлении детско- родительского доверия, снижения уровня тревожности и стресса родители могут обеспечить своему ребенку психологическую помощь специалиста. Часто и сами родители нуждаются в разрешении вопросов своего психологического состояния, взаимоотношений с ребёнком. В регионе действуют центры, осуществляющие эту поддержку бесплатно.

Где? Кто?

Какие вопросы поможет решить

МАУ города Томска «Центр профилактики и социальной адаптации

«Семья» г. Томск ул. Вершинина,25, 8 (3822) 72-02-09

ул. Говорова,76/1  8 (3822) 62-44-00 e-mail: semja-tomsk@mail2000.ru

сайт: https://semya-tomsk.ru

Проводит работу со взрослыми, с несовершеннолетними детьми и семьями в части оказания социально- психологического консультирования, логопедической помощи, коррекционно-развивающих занятий, психологической диагностики. Уточните категории получателей помощи.

ОГКУ «Центр социальной помощи семье и детям «Огонек» г. Томска»

г. Томск, ул. Артёма, 9 8 (3822) 58-50-69 e-mail: cspsd-ogonek@tomsk.gov.ru

сайт: http://srcn.family.tomsk.gov.ru/

Бесплатные консультации врача-педиатра, невролога, психотерапевта, психиатра. Арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия. Музыкальная терапия. Диагностика уровня развития ребенка. Оказание психологической помощи (консультации), в т.ч. в режиме

«on-line». Осуществление реабилитационных программ в отношении семей на ранней стадии неблагополучия по технологии работа «со случаем». Психолого- педагогическое сопровождение замещающих семей (опекунские, приёмные семьи). Уточните категории получателей помощи.

МБОУ дополнительного образования Дом детства и юношества «Факел» г. Томска Центр профилактики «Альтернатива» 634012, г. Томск, пр. Кирова,60

тел. 54-28-60, 54-14-71 (83822)

e-mail: fakel@education70.ru

сайт:https://fakel.tom.ru/o-nas- 2/struktura/alternativa-2/

Структурное подразделение ДДиЮ «Факел», обеспечивающеепсихолого-педагогическое

сопровождение детских коллективов, а также оказывает консультативную помощь подросткам и взрослым. Уточните категории получателей помощи.

Единый общероссийский детский телефон доверия 8 800 200 01 22

Телефон доверия работает круглосуточно. Разговор с психологом анонимный: не нужно называть ни своего имени, ни фамилии. Можно обратиться к специалисту с

любой проблемой, которая вызывает эмоциональное напряжение и тревогу.

Центр поддержки семьи ТГПУ Томск, ул. Герцена, 66, каб. 110 Диспетчерская служба

Пн-Пт: 9:00 - 18:00

Специалисты

Пн-Сб: по предварительной записи сайт: https://www.tspu.edu.ru/cps/

Может обратиться родитель, консультируясь без ребёнка для обсуждения проблем и поиска возможных путей решения, выбора траектории преодоления трудностей

Предварительно нужно узнать, всем ли категориям граждан предоставляется бесплатная помощь, предварительно записаться на встречу.

Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»

 
 
 
 

С ДНЕМ ЗНАНИЙ!

Дорогие магистранты, аспиранты, коллеги!
Поздравляем вас с Днем знаний!
Желаем, чтобы этот год открывал для вас новые границы к успеху и достижениям!

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВСТРЕЧА С МАГИСТРАНТАМИ И АСПИРАНТАМИ ИНСТИТУТА

2 сентября 2024 года в 16.00 приглашаем магистрантов и аспирантов на организационную встречу, посвященную началу и особенностям обучения в 2024-2025 учебном году. 
Место проведения: ул. Герцена, д. 66, 1 этаж, конференц-зал.
Для участия в данном мероприятии необходима предварительная регистрация по ссылке: https://forms.gle/1qMH2E3jRUuu3UgaA

ПЛОЩАДКИ ИРПО ТГПУ НА ФОРУМЕ АВГУСТ.PRO

22-24 августа 2024 года на базе МАОУ СОШ № 46 г. Томска состоялся региональный форум «Август.PRO: матрица педагогических изменений», на котором Институтом развития педагогического образования ТГПУ было организовано несколько ключевых площадок.

Одно из мероприятий – сторителлинг «Социальная сеть в развитии управленческой карьеры педагога», форма проведения которого была выбрана не случайно. Так, с помощью интересных историй успешной социальной активности спикеров, участники сторителлинга смогли ответить на основной вопрос встречи: Влияют ли социальные сети на развитие управленческой карьеры педагогов?
С приветственным словом к участникам встречи обратился ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, особо подчеркнув важность и недостаточную разработанность вопросов построения управленческой карьеры педагога, а также уникальность площадки ТГПУ, которая объединила педагогический университет, Российское общество «Знание», образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, Центр управления регионом Томской области.
Модератором сторителлинга выступил Евгений Глотов, директор филиала в Томской области Российского общества «Знание». Среди спикеров мероприятия:
Ольга Рамазановна Нерадовская, заместитель директора ИРПО ТГПУ, акцентировала внимание участников на роли социальных сетей в сфере образования.
«Социальные сети стали значимой частью нашей жизни, - отметила Ольга Рамазановна, руководитель данной площадки. - Сегодня социальные сети обладают рядом особенностей (анонимность, отсутствие пространственных и временных ограничений и прочие) и выполняют значимые функции (информационная, образовательная и проч.), которые необходимо учитывать, особенно в сфере образования, где важно услышать каждого ребенка и взрослого (родителя, студента, исследователя)».
Александр Александрович Оджо, учитель истории ГБОУ города Москвы «Школа № 854, рассказал об особенностях взаимодействия педагогов с детьми и родителями через социальные сети, поделился формулой успеха такого взаимодействия.
Павел Анатольевич Трошкеев, директор ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Санкт-Петербурга, представил ключевые направления влияния личного бренда директора на образ школы.
«Директор – это флагман, лицо и зеркало школы. Прежде всего, от него зависит, как и в каком направлении будет развиваться организация и как ее будет воспринимать целевая аудитория и социальное окружение, - отдельно отметил Павел Анатольевич».
Дарья Андреевна Андрющенко, руководитель PR-отдела Лицея НИУ ВШЭ, представила успешный опыт Лицея, выделив значимые направления работы с социальной сетью: учет целевой аудитории, баланс содержательного и развлекательного, язык общения, качество, фирменный стиль и многое другое. Особо ценной стала формула успеха работы с социальными сетями от Лицея НИУ ВШЭ.
Максим Викторович Луконин, руководитель Центра управления регионом Томской области, обозначив грани личного бренда педагога в социальных сетях, представил чек-лист их ведения.
Александра Михайловна Волохова, маркетолог ИРПО ТГПУ, дала практические полезные советы начинающим работать с социальной сетью педагогам.
В качестве секретного спикера выступила Татьяна Рубан, молодой педагог, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 58 г. Томска. Татьяна раскрыла особенности участия в педагогическом эксперименте ИРПО ТГПУ по созданию и развитию личного блога педагога.
Приятным сюрпризом для участников стал розыгрыш призов от надежного спонсора - компании ООО «Томское молоко».

AuhfuMc_I60.jpgEcEHKCj7YyE.jpgNWeVKFbyn9k.jpgaeso4ntvi9g.jpgzklaug9H2z4.jpgJmqFUq_5rEo.jpghJEsMk-8Cvw.jpgeNeo-8kMPFo.jpg

Следующее мероприятие форума – проектная сессия «Применение технологий искусственного интеллекта в медиаобразовании, воспитании и тьюторстве», собравшая ведущих специалистов в области педагогики и цифрового образования для обсуждения актуальных вопросов интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс.

Основное внимание на сессии было уделено исследованию возможностей применения ИИ в медиаобразовании, воспитательной работе и тьюторстве. Заведующий лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (КФЦОС) ИРПО ТГПУ, Андрей Петрович Глухов, в своем выступлении подчеркнул важность использования ИИ для создания адаптивных образовательных сред, которые могут учитывать индивидуальные потребности каждого учащегося. Также был представлен ряд разработок, направленных на улучшение учебного процесса: чат-боты, ИИ-агенты и другие интерактивные инструменты, которые способны поддерживать студентов в режиме реального времени.
Елена Станиславовна Синогина, научный сотрудник лаборатории КФЦОС ИРПО ТГПУ, продемонстрировала примеры использования ИИ для генерации визуального контента, создания цифровых аватаров и разработки интерактивных учебных материалов, которые значительно обогащают учебный процесс и делают его более увлекательным и эффективным.
Особое внимание было уделено вопросам этики и безопасности при использовании данных технологий в образовательной среде.
Участники сессии активно обсуждали практическое применение представленных технологий в учебных заведениях и предлагали идеи по внедрению инновационных решений в образовательный процесс. В результате сессии были намечены конкретные шаги по дальнейшему развитию цифровой образовательной среды и поддержке педагогов в использовании ИИ-технологий.

Презентация_А.П. Глухов, Е.С. Синогина

WhatsApp Image 2024-08-27 at 16.21.02 (1).jpegWhatsApp Image 2024-08-27 at 16.21.03.jpegWhatsApp Image 2024-08-27 at 16.21.02.jpegWhatsApp Image 2024-08-27 at 16.21.01.jpeg

Ключевыми мероприятиями форума стали круглый стол «Разработка цифрового образовательного контента: трудности и решения» и интерактивный научно-методический семинар «Развитие технического творчества детей и формирование интереса к инженерной деятельности в ДОУ»

МАТЕРИАЛ ДОПОЛНЯЕТСЯ

Опубликовано новое издание об особенностях подготовки и защиты магистерской диссертации

В ТГПУ вышло в свет учебно-методическое пособие «Подготовка и защита магистерской диссертации: педагогическое образование». Оно включает материалы по подготовке выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование:

- основные современные требования к подготовке и защите магистерской диссертации;
- вопросы методологии педагогического исследования, являющейся концептуальной частью ВКР;
- особенности реализации проекта ТГПУ «Школа педагога-исследователя», направленного на повышение качества исследовательской подготовки педагогических кадров;
- образцы необходимых при подготовке и защите магистерской диссертации документов и др.

Издание адресовано магистрантам, руководителям диссертационных исследований, руководителям научного содержания обозначенных программ и членам государственных экзаменационных комиссий.

Студенты уже сегодня могут ознакомиться с пособием на сайте научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ: http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2024-4.pdf

Рекомендации родителям, когда есть опасения, что подросток связался с плохой компанией?

Все родители стремятся дать своему ребенку самое лучшее. Но не каждый задумывается, что далеко не всё зависит от родителей. Большое влияние на всех нас оказывает социум.

Каждый родитель боится, – что ребёнок заведёт неправильного друга. И это не лишено смысла. Ни один друг не должен мешать личному развитию. Но запрещать подростку дружить с кем-либо – бесполезно. Этим вы только оттолкнёте его от себя. Если этот друг не несёт угрозы моральному или физическому здоровью подростка, то лучше не вмешиваться в эти отношения, и просто наблюдать со стороны, искренне интересоваться делами этого друга. Тогда вы будете в курсе ситуации. 

              По каким признакам можно вовремя заметить, что сын или дочь связались с плохой компанией?

Центральным новообразованием подросткового возраста становится чувство взрослости. У подростков на первый план выходит сфера общения, особенно в группе. Им важно и нужно быть в «стае» таких же, как он сам, быть принятым сверстниками. Поэтому, подростки часто собираются в компании.

Родительская фигура сбрасывается с пьедестала, и подросток ищет новые авторитеты. И, как правило, это личности неординарные, смелые, странные, бунтарские, идущие на риск. Если подросток связался с плохой компанией:

  • меняется эмоциональное состояние (подавленность, сниженное настроение, раздражительность, плаксивость), поведение (грубит по любому поводу, огрызается, высказывает недовольство), нарушение сна
  • пропускает школу, ухудшается успеваемость
  • в окружении появляются странные друзья, о которых вы ничего не знаете, и ребенок вам не рассказывает про них
  • избегает близкого общения с вами, прячет глаза
  • увлекается странной музыкой
  • резкая смена внешнего вида (стрижка, цвет волос и др.), стиль в одежде
  • часто пропадает в ванной (моется) или наоборот редко
  • не ночует дома или поздно возвращается домой, не предупреждая
  • не пускает к себе в комнату
  • ворует деньги и другие ценности в доме
  • постоянно врет и обманывает
  • приходит домой в состоянии алкогольного опьянения, с расширенными, красными зрачками, пачкой сигарет в кармане и др.

        В подростковом возрасте формируется образ себя:  «Какой я, какое мое тело». Поэтому, часто возникают рискованные поступки и эксперименты, жажда новых ощущений, всего того, что связано с новым опытом телесных переживаний (татуировки, пирсинг, курение, алкоголь и т.п.).

Причины, по которым подросток попадает в круг «трудных» сверстников, часто одни и те же, независимо от того, из какой семьи ребенок: внешне благополучной или нет:

      Дефицит внимания – нехватка качественно проведенного времени со взрослыми вместе, внутри семьи. Сверстникам подростки начинают доверять больше, считая, что те могут заменить им близких. И тогда начинается деструктивное поведение, как один из способов привлечения этого внимания к себе. Детям не важно каким образом получать внимание – положительным путем или отрицательным, главное получить.

       Желание самоутвердиться и отстоять свои права – подросток может испытывать давление родительского авторитета над ним. Но появляется потребность высказывать свое мнение, желание, чтобы к нему относились как к личности, уважали, учитывали его мнение, интересы, выборы. Происходит поиск свободы, в том числе свободы самовыражения. Сверстники могут давать больше слов поддержки и принятия, помощи в делах, сочувствия.

       Отсутствие близкого душевного общения в семье, совместных увлечений – происходит конфликт поколений, разрыв и непонимание ценностей и интересов. Сверстники могут давать ощущение общности.

      Страх – страх одиночества. Когда подросток боится быть отверженным, поэтому, проще быть как все (пить пиво, курить, красить волосы, ругаться матом и т.п.). Либо страх, что над ним будут издеваться, или боится кого-то из компании. Тогда проще стать частью этой компании, слиться с другими участниками, таким образом, избегая участи изгоя и исключенного.

       Желание казаться взрослее – подростки пытаются доказать, что они не дети, используя «элементы» взрослой жизни (алкоголь, никотин, наркотики, секс и т.п.)

       Как действовать?

- Если ребенок уже попал в такую компанию, то точно не нужно его ругать за это, кричать, оскорблять, критиковать. Это лишь усугубит ситуацию, т.к. внутренний протест подростка усилится, и он еще больше начнет доказывать свою правоту. Важно постепенно, тонко и мягко подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно увидел, понял и принял решение о смене плохой компании:

1) Проявлять искренний интерес к личности подростка, его жизни, увлечениям, друзьям. Не обязательно слушать туже музыку, что и ваш ребенок, но поинтересоваться, узнать, почитать, посмотреть клип и т.п. можно. Больше спрашивать (а не вести допрос), задавать уточняющие вопросы, возможно, философствовать, посмотреть на мир его глазами.

2) Оказывать больше внимания и поддержки. Чтобы ребенок увидел, что вам можно доверять, важно показать, что вы готовы слушать и слышать.

3) Проводить больше времени вместе – совместные дела, отдых, игры, только чтобы это было интересно обоим сторонам. Для этого важно все обсуждать с подростком. Необходимо давать ему свободу выбора и с уважением принимать этот выбор, даже если он вам не нравиться.

4) Взять ситуацию под свой контроль – завести знакомство с «плохими» друзьями вашего ребенка, начать ненавязчиво общаться с ними. Для этого приглашать их в гости, устраивать какие-то совместные мероприятия (пикники, поездки и т.п.).

5) Помощь специалистов – обратиться к психологу на консультацию

 Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»

Рекомендации родителям по профилактике подростковой депрессии

Депрессия — это широко распространенное психическое нарушение, которое характеризуется унынием, потерей интереса, неспособностью радоваться и получать удовольствие, чувством вины или низкой самооценкой, нарушениями сна, аппетита, чувством усталости и плохой концентрацией.

Причины: 1) генетическая предрасположенность и негативный ранний детский опыт ребенка — он влияет на то, как человек в будущем будет воспринимать окружающий мир (это оценивает и работает с этим специалист)

  • критические события и стрессовые ситуации, которые происходят прямо сейчас (большая нагрузка по учебе; буллинг; тяжелые расставания; переезды; разрыв со своим социальным окружением. тяжелая болезнь или смерть кого-то из близких, потеря домашнего питомца, не очень успешная сдача экзаменов)

Существуют мифы о подростковой депрессии.

Миф 1. Все подростки страдают депрессии, им вообще нравится пострадать.

Факт: Большинство подростков уравновешивают внутреннюю тоску дружбой, успехами в школе или во внеучебной деятельностью, а также развитием уверенности в себе.

НО: Депрессия разрушает саму сущность личности подростка, вызывая непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева.

         В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подростки, как правило, вынуждены полагаться на родителей, учителей или других людей, осуществляющих опеку, чтобы те признали серьезность страданий и обратились за необходимым лечением.

Миф 2. Легко понять, что у подростка депрессия. Всегда видно, что человеку плохо.

Факт: Не всегда легко различить депрессию и нормальную подростковую капризность. Подростки, страдающие депрессией, не обязательно выглядят грустными, и они не всегда избегают других. Могут быть симптомы раздражительности, агрессии и ярости.

Миф 3. Подростковая депрессия не отличается от взрослой.

Факт. Симптомы депрессии чаще встречаются у подростков, чем у их взрослых: 

  • У депрессивных подростков чаще преобладает раздражительность, а не печаль. Подросток в депрессии может быть враждебным или склонным к вспышкам гнева.
  • Депрессивные подростки часто жалуются на такие физические недуги, как головная боль или боли в животе.
  • Депрессивные подростки страдают от чувства никчемности, что делает их чрезвычайно уязвимыми для критики, отвержения и неудач.
  • В то время как взрослые имеют тенденцию изолироваться при депрессии, подростки, как правило, поддерживают контакт — хотя бы некоторые дружеские отношения.

Миф. 4. Подростковая депрессия несет меланхоличное настроение у подростков и сложности в общении в родными.

Факт: В попытке справиться с болью, подростки могут иметь последствия:

  • Проблемы в школе. Депрессия способствует снижению энергии и провоцирует трудности с концентрацией внимания. Все это приводит к снижению посещаемости в школе, ухудшению успеваемости или разочарованию в школьных занятиях, даже если в прошлом подросток был прилежным учеником.
  • Уходы из дома. Многие депрессивные подростки убегают из дома или говорят о бегстве. Такие попытки, как правило, являются криком о помощи.
  • Злоупотребление ПАВ. Подростки могут употреблять алкоголь или наркотики в попытке «вылечить» свою депрессию. К сожалению, злоупотребление алкоголем или наркотиками лишь ухудшает ситуацию.
  • Низкая самооценка. Депрессия может спровоцировать или усилить чувства уродства, стыда, неудачи, и никчемности.
  • Зависимость от интернета. Подростки могут выходить в интернет, чтобы убежать от своих проблем, но чрезмерное использование компьютера лишь увеличивает изоляцию, что ведет к большей подавленности.
  • Безрассудное поведение. Депрессивные подростки могут участвовать в опасных мероприятиях или активностях с высоким риском для жизни.
  • Насилие. Некоторые подростки в депрессии, обычно мальчики, которые являются жертвами издевательств, становятся агрессивными.

Подростковая депрессия также связана с целым рядом других проблем с психическим здоровьем, в том числе расстройствами пищевого поведения и  нанесением себе увечий.

Миф 5. Если делать вид, что все хорошо, то подростковая депрессия очень быстро проходит сама.

Факт: Необходимо говорить с подростком о своих переживаниях и предлагать свою помощь, даже если он от нее отказывается:

  • Предложите поддержку. Пусть подросток знает, что вы всегда полностью и безоговорочно на его стороне. Сдерживайтесь задавать слишком много вопросов (подростки не любят чувствовать на себе давление или покровительство), но дайте понять, что вы всегда готовы предоставить любую необходимую поддержку.
  • Будьте мягкими, но настойчивыми. Не сдавайтесь, если подросток сначала закрывается от вас. Разговоры о депрессии очень трудны для подростков. Уважайте уровень комфорта вашего ребенка, но в то же время подчеркивайте вашу заботу и готовность слушать.
  • Слушайте без морализаторства. Сопротивляйтесь любому желанию критиковать или выносить суждения, как только подросток начинает говорить. Важно уже то, что ваш ребенок общается. Избегайте давать непрошеных советов и не ставьте ультиматумы.
  • Признайте его чувства. Даже не пытайтесь разговаривать с подростком, если его чувства или проблемы кажутся вам глупыми или иррациональными. Просто примите боль и печаль, которые он чувствует. Если вы этого не сделаете, то он поймет, что вы не принимаете его чувства всерьез.

Депрессия очень разрушительна, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут. Если вы видите предупреждающие признаки депрессии, то обратитесь за профессиональной помощью. Если ребенок чувствует себя не комфортно или просто не сумел наладить контакт с психологом или психиатром, попросите направление к другому специалисту, который лучше подойдет подростку.

                                                     Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER