Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Рекомендации родителям по профилактике подростковой депрессии

Депрессия — это широко распространенное психическое нарушение, которое характеризуется унынием, потерей интереса, неспособностью радоваться и получать удовольствие, чувством вины или низкой самооценкой, нарушениями сна, аппетита, чувством усталости и плохой концентрацией.

Причины: 1) генетическая предрасположенность и негативный ранний детский опыт ребенка — он влияет на то, как человек в будущем будет воспринимать окружающий мир (это оценивает и работает с этим специалист)

  • критические события и стрессовые ситуации, которые происходят прямо сейчас (большая нагрузка по учебе; буллинг; тяжелые расставания; переезды; разрыв со своим социальным окружением. тяжелая болезнь или смерть кого-то из близких, потеря домашнего питомца, не очень успешная сдача экзаменов)

Существуют мифы о подростковой депрессии.

Миф 1. Все подростки страдают депрессии, им вообще нравится пострадать.

Факт: Большинство подростков уравновешивают внутреннюю тоску дружбой, успехами в школе или во внеучебной деятельностью, а также развитием уверенности в себе.

НО: Депрессия разрушает саму сущность личности подростка, вызывая непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева.

         В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подростки, как правило, вынуждены полагаться на родителей, учителей или других людей, осуществляющих опеку, чтобы те признали серьезность страданий и обратились за необходимым лечением.

Миф 2. Легко понять, что у подростка депрессия. Всегда видно, что человеку плохо.

Факт: Не всегда легко различить депрессию и нормальную подростковую капризность. Подростки, страдающие депрессией, не обязательно выглядят грустными, и они не всегда избегают других. Могут быть симптомы раздражительности, агрессии и ярости.

Миф 3. Подростковая депрессия не отличается от взрослой.

Факт. Симптомы депрессии чаще встречаются у подростков, чем у их взрослых: 

  • У депрессивных подростков чаще преобладает раздражительность, а не печаль. Подросток в депрессии может быть враждебным или склонным к вспышкам гнева.
  • Депрессивные подростки часто жалуются на такие физические недуги, как головная боль или боли в животе.
  • Депрессивные подростки страдают от чувства никчемности, что делает их чрезвычайно уязвимыми для критики, отвержения и неудач.
  • В то время как взрослые имеют тенденцию изолироваться при депрессии, подростки, как правило, поддерживают контакт — хотя бы некоторые дружеские отношения.

Миф. 4. Подростковая депрессия несет меланхоличное настроение у подростков и сложности в общении в родными.

Факт: В попытке справиться с болью, подростки могут иметь последствия:

  • Проблемы в школе. Депрессия способствует снижению энергии и провоцирует трудности с концентрацией внимания. Все это приводит к снижению посещаемости в школе, ухудшению успеваемости или разочарованию в школьных занятиях, даже если в прошлом подросток был прилежным учеником.
  • Уходы из дома. Многие депрессивные подростки убегают из дома или говорят о бегстве. Такие попытки, как правило, являются криком о помощи.
  • Злоупотребление ПАВ. Подростки могут употреблять алкоголь или наркотики в попытке «вылечить» свою депрессию. К сожалению, злоупотребление алкоголем или наркотиками лишь ухудшает ситуацию.
  • Низкая самооценка. Депрессия может спровоцировать или усилить чувства уродства, стыда, неудачи, и никчемности.
  • Зависимость от интернета. Подростки могут выходить в интернет, чтобы убежать от своих проблем, но чрезмерное использование компьютера лишь увеличивает изоляцию, что ведет к большей подавленности.
  • Безрассудное поведение. Депрессивные подростки могут участвовать в опасных мероприятиях или активностях с высоким риском для жизни.
  • Насилие. Некоторые подростки в депрессии, обычно мальчики, которые являются жертвами издевательств, становятся агрессивными.

Подростковая депрессия также связана с целым рядом других проблем с психическим здоровьем, в том числе расстройствами пищевого поведения и  нанесением себе увечий.

Миф 5. Если делать вид, что все хорошо, то подростковая депрессия очень быстро проходит сама.

Факт: Необходимо говорить с подростком о своих переживаниях и предлагать свою помощь, даже если он от нее отказывается:

  • Предложите поддержку. Пусть подросток знает, что вы всегда полностью и безоговорочно на его стороне. Сдерживайтесь задавать слишком много вопросов (подростки не любят чувствовать на себе давление или покровительство), но дайте понять, что вы всегда готовы предоставить любую необходимую поддержку.
  • Будьте мягкими, но настойчивыми. Не сдавайтесь, если подросток сначала закрывается от вас. Разговоры о депрессии очень трудны для подростков. Уважайте уровень комфорта вашего ребенка, но в то же время подчеркивайте вашу заботу и готовность слушать.
  • Слушайте без морализаторства. Сопротивляйтесь любому желанию критиковать или выносить суждения, как только подросток начинает говорить. Важно уже то, что ваш ребенок общается. Избегайте давать непрошеных советов и не ставьте ультиматумы.
  • Признайте его чувства. Даже не пытайтесь разговаривать с подростком, если его чувства или проблемы кажутся вам глупыми или иррациональными. Просто примите боль и печаль, которые он чувствует. Если вы этого не сделаете, то он поймет, что вы не принимаете его чувства всерьез.

Депрессия очень разрушительна, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут. Если вы видите предупреждающие признаки депрессии, то обратитесь за профессиональной помощью. Если ребенок чувствует себя не комфортно или просто не сумел наладить контакт с психологом или психиатром, попросите направление к другому специалисту, который лучше подойдет подростку.

                                                     Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»

Рекомендации гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей

Приёмное родительство - это не просто. На детей, а на приёмных детей вдвойне, нужно много любви, самой разной энергии и сил.
Дети - это всегда огромная ответственность. На долгие дни посвятить большую часть своего времени, любви, родительской осознанности и сил.

С чем сталкивается приёмный ребёнок в семье? Есть ли разница в воспитании? Что важно учитывать приёмным родителям при выстраивании отношений? Ответ на эти вопросы представлены в наших рекомендациях.

Как помочь ребенку войти в семью

Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:

  • малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
  • новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.
  • В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье.
  • Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.

Этапы адаптации приёмного ребенка

  • знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
  • «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
  • «вживание» – формирование отношений;
  • «стабилизация отношений» - принятие образа жизни.

Знакомство с семьёй

Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).

Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:

  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Первые проблемы

На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:

  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.

Формирование отношений

На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:

  • охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
  • ревность собственных детей по отношению к приёмным.

Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.

 Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи.  

Стрессовые обстоятельства

Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:

  • Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
  • Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
  • Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
  • Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.

Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме. Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже. Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.

Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.

Способы преодоления трудностей

  • создание комфортной окружающей обстановки;
  • эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
  • поощрение успеваемости в учёбе;
  • одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
  • посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).

 Служба  «Центр поддержки семьи ТГПУ»,

специалист – психолог Байгулова Н.А.

Рекомендации родителям, находящимся в разводе, по сохранению психического здоровья ребенка

Раны детей разведенных родителей всегда глубоки, но они со временем затягиваются. Если такое испытание пришло в семью, важно понимать что происходит с детьми, какова динамика их переживаний и помочь им пережить утрату. Дети переживают развод, как утрату семьи. Для ребенка это потеря прежней, привычной «среды обитания», которая сродни серьезной природной катаклизме. Кроме того, сами родители не всегда выстраивают конструктивные отношения друг с другом, на передний план  выставляя свои эмоции и переживания к бывшему супруге/супругу.

Данные рекомендации помогут  снизить негативные эмоции и больше понять  переживания своего ребенка и что при этом делать.

 Как контролировать свои негативные эмоции по отношению к бывшему супругу/супруге, чтобы не навредить ребёнку?

Развод - сложное явление. В нем есть и экономическая, и территориальная, и юридическая, и эмоциональная составляющие. Эмоциональные переживания развода - далеки от позитива. Ситуация сложная и требует от вас повышенного внимания и усилий по новому устройству жизни. И вы держитесь и удержите эмоции внутри. Но бывают ситуации, когда поведение или слова ребенка становятся спусковым крючком и все накопившиеся эмоции обрушиваются лавиной.

Как не допустить таких срывов и не вредить ребенку?

- Перестать себя винить, если срывы случаются (чувство вины не облегчит состояния, только усилит ваш контроль и попытки удержать внутри чувства). Вы переживаете сейчас сложную в эмоциональном плане ситуацию. И тут стоит в первую очередь позаботиться о себе, чтобы были силы потом заботиться о ребёнке.

- Стабилизировать своё эмоциональное состояние. Существуют стадии переживания развода (у партнера, которого поставили перед фактом развода):

- шок (вы не верите в произошедшее);

- гнев (и здесь проявляются приступами неконтролируемая ярость, гнев, агрессия);

- торг (вы согласны на все, лишь бы вернуть партнера);

- осознание (на этой стадии приходит понимание ситуации, нередко возникает апатия и депрессия);

- принятие (вы принимаете факт развода, смиряетесь с реальностью и начинаете строить жизнь по-новому).

Если возникают негативные эмоции, то скорее всего вы находитесь на второй стадии переживания разрыва отношений. И стоит себя спросить - а что я испытываю, когда срываюсь на ребёнка? И вы обнаружите, что там могут быть чувства не к ребёнку, а к бывшему партнеру, к ситуации... Очень важно обнаружить и назвать чувства, научиться разделять чувства к партнеру и чувства к ребенку. Когда мы обозначаем, что чувствуем, эти чувства становятся управляемыми, подчиняются нам. Если не получается это сделать самостоятельно, обратитесь к специалисту-психологу. Друзья и подруги, родственники в такой ситуации не помогут - они эмоционально вовлечены в ситуацию и могут только вас «накрутить».

- Использовать конструктивные способы выражения гнева. Хорошо помогают сбросить негативные эмоции специальные приемы. Например, в одиночестве покричать, высказав все что накопилось, разорвать ненужную плотную бумагу (мышечное усилие снимает гнев), покидать в стену мячики из мятой бумаги (а можно и камушки на берегу озера или речки, если есть возможность), потопать ногами, попинать мяч, поколотить подушку... Расскажите об этих способах ребенку, ему тоже надо конструктивно выразить свою злость на родителей.

- Разобраться в своём способе справиться с ситуацией. Зачастую после развода уходят с головой в работу, в хобби, в новые отношения.  Но сил справляться с эмоциями это не придает. Лучше всего взять небольшой перерыв и не принимать никаких важных решений, такой «тайм-аут» для оздоровления психики. Если вы чувствуете, что не справляетесь - стоит обратиться за помощью к психологу. Квалифицированная психологическая помощь и поддержка позволит Вам разобраться в себе, обнаружить и скорректировать ошибки, проработать свои состояния, наметить цели на ближайшее будущее и быстрее вернуться к полноценной жизни.

Как понять, что ребёнок тяжело переживает развод?

Разводы уже не вызывают удивления, но это не обозначает, что они менее болезненные для участников. Ребёнок прекрасно слышит все ссоры, взаимные упрёки и оскорбления, «считывает» молчание. Какой бы ни была ситуация развода, долг родителей - оградить ребёнка от переживаний, травмирующих психику.

Реакции ребёнка на развод зависят от его возраста.

От 0 до 1,5 лет. В этот период дети эмоционально очень зависимы от состояния мамы. Если она в психологическом напряжении, то нервничает и ребёнок. Проявляется это не только в участившемся плаче, но и в отказах от еды, возникающих коликах, в беспокойном сне.

От 1,5 до 3 лет. В этом возрасте ребёнок познает мир через общение с родителями, и исчезновение одного из них воспринимается как катастрофа вселенского масштаба. В силу возраста причин исчезновения малыш понять ещё не может. Его реакция на эту травмирующую ситуацию может проявиться в виде некоторого регресса (возвращение к поведению более ранней ступени развития), например, сосания пальцев, засыпания только с убаюкиванием, он может снова начать тянуться к груди. Все это успокаивает малыша. Так же проявляются плохой сон, учащающиеся капризы, истерики, вспышки гнева и агрессии.

От 3 до 6 лет. В этот период дошкольник уже приблизительно понимает суть отношений между родителями, и что речь идёт о разводе. Ребёнок склонен к самообвинению, что родители разводятся из-за него, его плохого поведения. Ребенок переживает сильный стресс, и это зачастую выражается в нарушениях сна и аппетита, ночных кошмарах, страхе, что один из родителей его разлюбил навсегда, агрессией к родителю, с которым он остался, стремлении нанести себе травму, желании быть наказанным. Он так же может замкнуться, перестать общаться с вами, может проявиться состояние невроза (тики, заикание и т.д.), энурез. В этом случае необходимо обращаться к психологу за квалифицированной помощью.

От 6 до 11 лет. Этот возраст и так сложен для ребёнка - поступление в школу, изменение привычного окружения, а тут ещё развод. Ребёнок испытывает растерянность, беззащитность, возникают различного рода страхи (например, «родители отказались друг от друга, и от меня могут потом отказаться, и меня могут бросить, перестать любить...»). Стресс у младшего школьника проявляется в различных болях, проблемах с ЖКТ, аллергиях, апатии. Возникают проблемы и в школе: снижается успеваемость, ухудшается дисциплина. Дома может быть агрессивное поведение, грубость, неподчинение. Ребёнок предпринимает попытки сблизить родителей через свои проблемы. Доверие к взрослым уменьшается.

От 11 и старше. Подростки обострённо воспринимают происходящее, при этом понимают причины развода. Виня родителей, переживая обиду за неспособность все исправить, подросток может начать протестовать через прогулы школы, хамство и грубость, может связаться с деструктивной компанией, начать курить, употреблять алкоголь. Может придумывать болезни, надеясь, что это сблизит родителей. Может возникнуть самоповреждающее поведение. Может закрыться, потерять аппетит, сон, уйти в агрессию или в апатию. Другая крайность – идеальное поведение. Он слушается с первого раза, отлично учится, помогает.

Что делать?  Общие рекомендации.

В любом возрасте - не препятствуйте общению ребёнка с ушедшим родителем (конечно, если оно не причиняет травмы само по себе). Оставайтесь любящим родителем, поддерживайте его самооценку, стабилизируйте уклад жизни, распорядок дня, придерживайтесь привычных ритуалов (искупать, почитать перед сном малышам, разговаривать, обсуждать планы с более старшими...). 

А главное - позаботьтесь о себе, о своём ресурсе. Чтобы иметь возможность поддержать ребёнка, поддержите сначала себя. Что помогает вам восстанавливаться?  Заботясь о себе, вы ещё и покажете ребёнку, что так можно. Можно заботиться, относиться бережно к себе, особенно когда тяжело.  Берегите себя и своих детей.

Специалист Центра поддержки семьи ТГПУ, психолог,

сертифицированный гештальт-терапевт

 Купершлаг Ирина Геннадиевна

Рекомендации родителям!

Рекомендации родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Рекомендации помогут нормализовать поведение ребенка, независимо от возраста. Понять причины поведения и снизить  проявление симптомов нежелательного поведения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Родителям о нормализации поведения детей с РАС"

Служба "Центр поддержки семьи ТГПУ"

КРУГЛЫЙ СТОЛ "СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

21 июня 2024 года в 15:30 состоится круглый стол «Становление субъектности студентов - будущих учителей как фактор повышения эффективности системы педагогического образования».

Круглый стол рассчитан на 1 час, место проведения НБ ТГПУ, 310 аудитория. Модератор: Надежда Александровна Ефремова-Шершукова, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой ПиУО.

Основной задачей круглого стола является формирование эффективных практик взаимодействия преподавателей педагогики и методики в целях становления субъектности студентов.

К участию приглашаются представители деканата, преподаватели, читающие курсы методики преподавания, руководители практик от институтов и факультетов, заинтересованные преподаватели.

Для участия просим зарегистрироваться по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/666c19a6f47e731ed2f7a400/

О роли терминологии в оценке научно-педагогического исследования

Институт развития педагогического образования ТГПУ приглашает к участию в научно-практическом семинаре Школы педагога-исследователя ИРПО ТГПУ «Терминология научно-педагогических исследований».

ДАТА И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 19 июня 2024 г. в 16.00.

СПИКЕР: Игна Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам;

Приглашаются аспиранты, магистранты, молодые и опытные ученые, педагоги образовательных учреждений и все заинтересованные лица.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 310).

РЕЖИМ ПРОВЕДЕНИЯ: гибридный. Удаленным участникам ссылка для подключения будет выслана за сутки до проведения мероприятия.

Для участия в семинаре необходимо предварительно зарегистрироваться в срок до 17 июня 2024 года по ссылке: https://forms.gle/ioSZ4n3rRJgXLVwe8

На семинаре будут рассмотрены следующие вопросы:
- роль терминологии в оценке научно-педагогического исследования и требования к её использованию;
- типичные ошибки отбора и употребления терминологии в научно-педагогических исследованиях и причины их появления;
- ошибки в использовании иноязычной терминологии в научно-педагогических исследованиях (на материале английского языка).

Контактная информация:
Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-295 (вн. 3212), neradovskayaor@tspu.edu.ru; Качалова Ольга Ивановна, специалист по УМР Института развития педагогического образования ТГПУ, (382-2) 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@tspu.edu.ru

 

ПРОЕКТ "ОЖИВЛЯЯ ПЕДАГОГИКУ!"

 

Научно-исследовательская Лаборатория киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик Томского государственного педагогического университета совместно с преподавателями кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ представляет уникальное цифровое путешествие в мир педагогики прошлого: проект "Оживляя педагогику!".

Основная цель проекта — популяризация идей выдающихся педагогов среди студентов педагогического вуза через использование современных цифровых технологий.

В рамках проекта создаются цифровые аватары великих мировых и российских педагогов, которые оживают, рассказывая о своем жизненном пути в образование и ключевых педагогических идеях. Виртуальные образы этих педагогов не только визуально воспроизводят их внешность, но и озвучивают их мысли и теории, делая это доступным и понятным для широкой аудитории.

Цели и задачи проекта

- Популяризация педагогических идей: знакомство с жизненным путем и основными теориями выдающихся педагогов.

- Применение современных цифровых технологий в образовании: использование цифровых аватаров для создания интерактивного и увлекательного образовательного контента.

- Образование через визуализацию: наглядное и доступное представление сложных педагогических концепций и идей.

- Историческое наследие: сохранение и передача педагогического наследия будущим поколениям.

Приглашаем на КПК «Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов системы общего и дополнительного образования»

с 24 июня по 06 июля 2024 г. (сроки могут быть скорректированы по мере набора группы) Лаборатория киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ приглашает пройти обучение по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации): «Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов системы общего и дополнительного образования» (36 ч).

В ходе обучения педагоги узнают основные понятия и концепции искусственного интеллекта, научатся применять инструменты и технологии искусственного интеллекта для генерации видеоконтента, интерактивных игр и упражнений, программ курсов внеурочной деятельности, заданий и тестов для проверки знаний. Также учителя приобретут навыки промт-дизайна, цифровой грамотности, необходимые для критического анализа информации, поступающей от генеративных нейросетей, освоят алгоритмы создания виртуального помощника, который будет решать конкретную образовательную задачу.

Эти средства помогут педагогам эффективно интегрировать искусственный интеллект в образовательный процесс и повысить качество обучения и результаты учащихся.

В ходе обучения педагоги узнают основные понятия и концепции искусственного интеллекта, научатся применять инструменты и технологии искусственного интеллекта для генерации видеоконтента, интерактивных игр и упражнений, программ курсов внеурочной деятельности, заданий и тестов для проверки знаний. Также учителя приобретут навыки промт-дизайна, цифровой грамотности, необходимые для критического анализа информации, поступающей от генеративных нейросетей, освоят алгоритмы создания виртуального помощника, который будет решать конкретную образовательную задачу.

Данная программа будет интересна как педагогам дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, так и педагогам дополнительного образования.

Подробнее по ссылке: https://park.tspu.edu.ru/park/news/264-priglashaem-na-kpk-ispolzovanie-tekhnologij-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnykh-praktikakh-pedagogov-sistemy-obshchego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ТОМУ, КАК ПРИОБЩИТЬ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ РЕБЕНКА? С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Техническое творчество детей — это вид деятельности, направленный на развитие технических навыков, инженерного мышления и креативности у детей. Этот процесс включает в себя экспериментирование, конструирование, решение инженерных задач, а также создание новых продуктов или улучшение существующих. Техническое творчество способствует развитию у детей понимания принципов науки и техники, а также помогает обучать их решению реальных проблем с использованием технических знаний.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Существенной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.

Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

С какого возраста можно начинать заниматься техническим творчеством с детьми?  Поиск в интернете курсов для детей по техническому творчеству показывает, что, за редким исключением, запись проводится для детей начиная от 7-8 лет. Однако, занятия техническим творчеством можно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом и дошкольном периодах дети активно исследуют мир вокруг себя, и в это время можно предложить им простые задачи и игры, стимулирующие техническое мышление. При этом важно учесть, что подход и содержание занятий должны быть адаптированы к возрастным особенностям детей.

Рассмотрим примеры того, как можно включать техническое творчество в занятия с маленькими детьми:

  • Детей до 2 лет важно познакомить с разнообразными текстурами, формами и цветами через различные игрушки и предметы. Особое внимание надо уделить развитию моторики, для этого можно использовать крупные элементы конструкторов, сборно-разборные пирамидки, коробочки с отверстиями разной формы для вставки деталей (кубиков, шариков, цилиндров, звездочек и т.д.) или игрушки-механизмы (кнопочки, переключатели, крупные бусины на шнурочках, педальки и т.д.).
  • Для детей от 3 до 5 лет можно организовывать различные эксперименты для изучения свойств различных материалов (песок, вода, дерево, камень, металл и т.д.). Существует множество различных конструкторов из пластика, дерева и металла, которые можно использовать для сборки по инструкциям или по собственному замыслу. Используйте разнообразные конструкторы и строительные наборы, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным техническим наборам. Предложите ребенку придумать и сконструировать свои собственные механизмы, заранее подготовив рабочее место для него и инструментально-материальную базу (конструкторы, канцелярию, чемоданчик с инструментами, папку с рисунками будущих разработок и т. д.). Организуйте с ребенком игры с геометрическими формами, размерами и цветами для развития визуального восприятия, пространственного мышления и навыков счета. Посещение научных музеев и мероприятий может вдохновить ребенка интересными исследовательскими проектами и демонстрациями.
  • С детьми 6-8 лет можно начать изучение базовых принципов электричества и магнетизма через простые эксперименты, знакомство с простыми программами для детей, такими как Scratch, для освоения основ программирования, что позволяет ребенку создавать свои программы даже без предварительного опыта в кодировании., создание простых макетов и моделей с использованием различных инструментов и материалов. Используйте специальные наборы для изучения основ электроники. Ребенок сможет понять, как работают электрические цепи, создавать простые устройства и ознакомиться с основами электроники. Важно научить ребенка определять и понимать связь между проведенными экспериментами и повседневной жизнью.

Начиная с младшего возраста, важно, чтобы занятия были интересными, игровыми и адаптированными к уровню понимания каждого конкретного ребенка. Как только дети становятся старше, их интерес и понимание в технической области могут расти, и занятия могут становиться более сложными и углубленными.

В процессе технического творчества дети могут работать с различными материалами, конструкторами, робототехническими комплектами, изучать основы программирования и электроники. Эта форма деятельности также способствует развитию творческого мышления, логической обоснованности и умения работать в команде. Техническое творчество в детском возрасте создает основу для более глубокого понимания технических аспектов окружающего мира и может стать отправной точкой для будущей карьеры в области науки, технологии и инженерии.

Вам, как родителям, важно поддерживать и поощрять интерес своих детей к техническому творчеству. Предоставьте им доступ к разнообразным материалам, конструкторам и наборам для экспериментов. Создайте специальное творческое пространство, где ребенок сможет свободно творить и экспериментировать. Важно также стимулировать их вопросы и исследовательский подход, позволяя проявлять креативность и находить нестандартные решения.

Не забывайте поддерживать процесс обучения, участвуя вместе с ребенком в мастер-классах и научных мероприятиях. Используйте образовательные приложения и игры, которые помогут им развивать техническое мышление и логику. При этом важно помнить, что процесс развития технического творчества требует времени и терпения, поэтому поддерживайте своих детей, когда им это необходимо, и радуйтесь их креативным достижениям.

Камнева Ольга Сергеевна, специалист Центра поддержки семьи ТГПУ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПОСОБНОСТИ К ВИДУ СПОРТА

Изучение природной предрасположенности ребёнка и прогнозирование его успешности в том или ином виде спорта – очень объёмный и достаточно сложный вопрос.

В настоящее время для спортивной ориентации и спортивного отбора рекомендуется использовать различные прикладные методики психологической и функциональной диагностики особенностей развития организма человека, целенаправленно разрабатываемые на протяжении многих десятилетий. При этом многие используемые методы диагностики (педагогические, медико-биологические, психологические и др.) требуют использования специального лабораторного оборудования и участия квалифицированных специалистов (психологов, педагогов, медиков и т.д.). Подобная ориентация и отбор основаны на том, что, например, определённый тип темперамента, или определённый тип телосложения, рост, структура мышечной ткани и другие характеристики, на которые не может в значительной степени повлиять тренировочный процесс, дают преимущества человеку в спортивном противоборстве. В интернете Вы можете изучить рекомендации какие из указанных характеристик предпочтительны для того или иного вида спорта. К сожалению, такие условия для проведения комплексной диагностики имеются не везде.

Спортивные школы, производя отбор перспективных спортсменов, используют комплексы тестов, направленных на определение уровня развития разных физических способностей, являющихся приоритетными для данного вида спорта. Понятно, что в беге на короткие дистанции в большей степени необходимы скоростные способности, а на длинные – выносливость и т.д. Такие комплексы тестов сегодня определены федеральными стандартами спортивной подготовки, с которыми можно свободно ознакомиться в сети Интернет. Тесты в большинстве случаев достаточно простые и при желании их можно использовать самостоятельно.

Результаты в тестах позволяют с определённой долей вероятности выделить те физические качества, которые у Вашего ребёнка развиты в большей степени в сравнении со сверстниками. Однако следует учитывать, что такие результаты могут быть не природной предрасположенностью, а всего лишь результатом разного воздействия окружающей среды на организм разных детей. Например, один ребёнок живёт на пятом этаже и ежедневно несколько раз в день без лифта поднимается домой, а другой – на первом; один много времени проводит на дворовой спортивной площадке, а другой – больше находится дома, увлечённо играя в компьютерные игры.

Обратитесь к учителю физической культуры, который преподаёт у Вашего ребёнка. Аналогичное комплексное тестирование физической подготовленности проводится систематически во всех образовательных организациях. Мнение учителя является более весомым аргументом, поскольку он имеет возможность проводить педагогические наблюдения за обучающимися на протяжении длительного времени и видеть динамику изменения показателей уровня развития физических качеств Вашего ребёнка в сравнении со сверстниками или используя стандартизированную шкалу оценок.

Важно не только прислушиваться к наблюдениям учителя физической культуры, но и самим систематически наблюдать за ребёнком, отмечая его сильные и слабые стороны. Например, чему он отдаёт предпочтение, склонен во время подвижных игр, требующих комплексного проявления физических качеств. Возможно в большинстве случаев он предпочитает достижение цели силовым путём, возможно за счёт своей быстроты, а возможно полагаясь на ловкое обыгрывание соперников. Такой анализ может стать достаточно хорошим обоснованием выбора того или иного вида спорта.

В отличие от физических качеств, уровень развития которых может существенно изменяться под воздействием физических упражнений или окружающей среды, антропометрические данные, например, определённый тип телосложения и рост, в большей степени предопределены генетически. Поэтому иногда при отборе анализируют антропометрические данные родителей, предполагая, что ребёнок унаследует, например, высокий рост. А высокий рост, как нам известно, можно рассматривать как преимущество в таких видах спорта как баскетбол, волейбол и др.

К сожалению, несмотря на постоянное совершенствование различных методик прогнозирования спортивных способностей ни одна из них не может дать правильные на 100% рекомендации, особенно детям в начале пути.

                                 Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ», г.Томск

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER