Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

В ТГПУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная детско-юношеской литературе и вопросам формирования культуры чтения

«Детско-юношеская литература и методика приобщения к чтению не только детей, но и подростков являются одним из научных и образовательных трендов. Наша кафедра и Центр уже много лет занимаются научным изучением детско-юношеской литературы: были выиграны и реализованы два гранта, изданы научные монографии, проведены несколько конференций. Этой конференцией мы логично продолжаем свою деятельность, собираем сообщество исследователей, специализирующихся на изучении детско-юношеской литературы. Специфика нашей конференции в том, что мы учитываем региональный аспект, а также комплексно подходим к обсуждению заявленной темы. В конференции участвуют и литературоведы, и библиотекари, и педагоги-практики».

В течение двух дней учёные, учителя, работники библиотек обменивались опытом, представляли исследования и проекты, посвященные проблематике и поэтике литературы для детей и подростков второй половины ХХ-ХХI вв. (день первый) и актуальным вопросам организации детского и подросткового чтения (день второй). Также в рамках конференции состоялся научно-методологический семинар «Перспективы взаимодействия библиотек, НКО, вузов и школ в изучении и продвижении литературы для детей и подростков», позволяющий обобщить опыт разных регионов России. География научного мероприятия обширна: в конференции приняли участие эксперты из Томска, Новосибирска, Кемерово, Иркутска, Курска, Екатеринбурга, Ставрополя, Сургута и Якутска, в числе слушателей также есть представители Санкт-Петербурга. Итогом конференции стала творческая встреча с современными российскими писателями – Дмитрием Сиротиным (г. Москва) и Верой Лавриной (г. Кемерово).

Рабочую часть конференции открыл доклад доцента кафедры русской литературы ТГПУ Евгении Константиновны Макаренко «Жанровое своеобразие исторического романа А.М. Волкова «Зодчие». Обращение к творчеству Александра Мелентьевича, выпускника ТГПИ, связано со знаковой датой – юбилеем писателя в 2021 году.

Елена Александровна Полева представила доклад «Мотив зверей и зверства в повести В. Железникова «Чучело». Был произведён подробный анализ проявления изучаемого мотива на разных уровнях поэтики произведения.

Доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Уральского государственного педагогического университета Илья Вадимович Петров посвятил свой доклад важнейшей теме исторической памяти – «Забвению не подлежит» (Великая Отечественная война в современной литературе для детей и подростков)». Спикер отметил необходимость разноаспектного подхода к изучению темы ВОВ, выделив возможность приобщения детей и подростков к этой непростой теме путем знакомства с современной литературой о войне, в частности, повестью Натальи Волковой «Разноцветный снег».

Ольга Иосифовна Пашкевич, доцент Якутского института водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», посвятила своё сообщение обзору творчества якутских детских писателей, интерпретации художественных средств проявления национальной ментальности в региональной якутской литературе.

О специфике топоса школы в повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» рассказала Светлана Николаевна Колесова, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО). Елена Юрьевна Ходина, аспирант кафедры русской литературы ТГПУ, главный библиотекарь ГБУК «Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева», в своем выступлении осветила своеобразие прозаических миниатюр издательской серии «Пестрый квадрат». В докладе была поставлена проблема определения жанра современных произведений.

Екатерина Владимировна Харитонова, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента Уральского государственного экономического университета, выбрала для исследования мотив книги и связанные с ним образы и мотивные варианты «девушка в библиотеке» / «девочка за чтением», «искушение чтением» в структуре фантастического романа Тамары Михеевой «Мия».

Юлия Олеговна Чернявская, доцент кафедры русской литературы ТГПУ, анализировала образы стихий в цикле Л. Горалик «О Венисане». В процессе обсуждения докладов учёные отметили тематические переклички между произведениями Л. Горалик и Т. Михеевой.

Завершил научную работу первого дня доклад Марины Леонидовны Левченко, доцента кафедры русской литературы ТГПУ, «Специфика изображения мира детства в прозе Дины Сабитовой: национальный аспект». Докладчик подробно остановилась на анализе темы сиротства в повести «Где нет зимы», отметив онтологическую природу этого социального явления в анализируемом тексте.

Финалом первого дня работы конференции стала творческая беседа с поэтом и прозаиком Дмитрием Сиротиным (г. Москва), автором книг для подростков «Родинка на щеке», «Прилетит и заберет» и других. Писатель рассказал слушателям о своей биографии, творческих исканиях, познакомил с изданиями, прочёл несколько своих стихотворений, ответил на вопросы участников встречи. Творчество и личность писателя вызвали живой интерес. Организаторы конференции договорились о дальнейшем сотрудничестве с поэтом.

В завершении первого дня работы докладчики и слушатели отметили разнообразность и актуальность тематики докладов.

18 сентября конференция продолжила работу в рамках секции «Актуальные вопросы организации детского и подросткового чтения» и научно-методического семинара. Открыл секцию доклад Ирины Владимировны Ащеуловой, кандидата филологических наук, доцента Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), «Современное подростковое фэнтези: как и чему оно может научить?». Ирина Владимировна представила свой опыт проектной работы со старшеклассниками на материале популярного жанра фэнтези (Сергей Лукьяненко, Ли Бардуго и др.).

Опытом работы в новых социокультурных образовательных условиях поделились сотрудники НБ ТГПУ Степаненко Эльвира Зуфаровна, главный библиотекарь Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ, и Кадомец Екатерина Григорьевна, заведующая сектором электронных ресурсов Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ, выступив с докладом «НБ ТГПУ в формате онлайн: новые читательские практики».

Формированию нравственных ориентиров у старших дошкольников путем ознакомления с алтайскими сказками был посвящен доклад Филякиной Евгении Юрьевны, воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детского сада № 51 г. Томска. Евгения Юрьевна отметила высокий воспитательный потенциал и самобытную образность алтайских сказок.

Доклад в формате видеозаписи выступления на тему «Формирование мотивации к чтению путем разработки онлайн-контента. Опыт работы Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького» представили Алейникова Ольга Александровна, Почетный работник общего образования РФ, ведущий библиограф Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького, и Распопин Виктор Николаевич, литературный критик, ведущий библиограф Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького.

Рабочую часть научно-методологического семинара «Перспективы взаимодействия библиотек, НКО, вузов и школ в изучении и продвижении литературы для детей и подростков» открыло выступление Черных Елены Александровны, библиотекаря сектора деловой и образовательной литературы МБУК города Иркутск «ЦБС» Информационно – досугового центра Библиотеки № 20 им. Е. А. Евтушенко. Елена Александровна обобщила опыт использования технологий развития и продвижения семейного чтения в преемственности с социальными партнерами в рамках образовательной деятельности библиотек.

Немцева Александра Николаевна, заведующая организационно-методическим отделом по работе с детьми и юношеством Муниципального бюджетного учреждение культуры г. Иркутска «Централизованная библиотечная система», рассказала слушателям семинара о способах визуализации литературного текста, обозначив актуальность и эффективность данной методики как способа популяризации чтения в работе библиотечных систем.

Доклад Гуляевой Екатерины Витальевны, учителя русского языка и литературы школы №30 г. Курска, «Организация чтения детской и подростковой литературы в практике работы учителя-словесника» вызвал живой интерес и дискуссию у коллег-слушателей. Екатерина Витальевна поделилась формами и методами приобщения к чтению школьников среднего и старшего звена.

Ходина Елена Юрьевна, аспирант кафедры русской литературы Томского государственного педагогического университета, главный библиотекарь ГБУК «Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева», представила опыт и перспективы взаимодействия детских библиотеки и НКО: (на примере ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева), предоставив участникам конференции ценную информацию для продвижения просветительских проектов в грантовой среде.

Завершила работу конференции творческая встреча с детской писательницей Верой Правдой (Лавриной) (г. Кемерово). Вера Леонидовна поделилась своим пониманием творческого процесса, профессиональными победами и сложностями: от творческого озарения до трудностей публикации написанного, связанными с региональной стратегией книжных издательств. «Я пишу не для конкретного возраста читателей, я пишу для вечности», – призналась Вера Лаврина.

Можно заключить, что Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная детско-юношеской литературе и вопросам формирования культуры чтения, состоялась, привлекла неравнодушных исследователей со всей страны, а ее итоги послужат ступенью в решении проблем формирования культуры детского-юношеского чтения.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER