Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Участие профессора Института детства и артпедагогики в Международном научно-образовательном форуме «Современный учитель – взгляд в будущее»

Соврем учитель Поздеева page 0001

17-18 ноября 2022 года Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ, г. Екатеринбург) провел Международный научно-образовательный форум «Современный учитель – взгляд в будущее», на котором рассматривались вопросы, посвященные перспективам, инновационным технологиям и проблемам развития современной системы образования; обсуждались подходы к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения в контексте трансформаций современного общества; актуальные вопросы подготовки и адаптации молодых педагогов.

18 ноября Светлана Ивановна Поздеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования приняла участие в работе Форума и представила на секции «Воспитательный потенциал урока» доклад на тему: "Учебная самостоятельность школьника: разное качество и способы формирования".

К обсуждению предлагались также следующие направления:
1. Педагогическое образование XXI века: стратегии, стандарты, инновации, технологии. Единое образовательное пространство профессионального педагогического образования в России. Ядро профессионального педагогического образования: содержание и технологии. Интеграция высшего и среднего профессионального педагогического образования.
2. Педагогические университеты как опорные центры научно-методического обеспечения подготовки и сопровождения педагогических кадров. Современная инфраструктура педагогического вуза: ресурсы, инструменты, технологии. Сетевое взаимодействие с субъектами педагогического кластера, региональной властью, социумом, бизнесом, родителями, общественными организациями. Развитие сети профильных психолого-педагогических классов в региональной системе образования.
3. Воспитательный потенциал дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Воспитательный потенциал современного урока.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Совершенствование воспитательных практик на основе ресурсов профессиональных сообщество классных руководителей.
4. Фундаментальные и прикладные проблемы психологии образования. Актуальные вопросы и перспективные направления научно-исследовательской, научно-методической и практической деятельности в области психологии образования. Семейное воспитание, поддержка и актуализация воспитательного потенциала семьи.
5. Содержание, стандарты, традиционные и инновационные методы обучения в общем образовании. Индивидуальные образовательные траектории обучающихся по программ общего и дополнительного образования детей. Раннее развитие детей: концепции и технологии. Преемственность дошкольного начального общего образования в условиях обновления ФГОС НОО. Механизмы поддержки талантливых детей в сочетании традиционной и современной форм системы дополнительного образования: детские технопарки, кванториумы, «Точки роста», IT-кубы и др.
6. Передовые образовательные технологии, инновации и лучшие практики в обучении. Цифровая школа XXI века. Дистанционное образование. Развитие цифровых компетенций педагогов, обучающихся, родителей.
7. Медиаобразование на современном этапе развития общества. Социальные сети как особый ресурс влияния, образования и воспитания подрастающего поколения. Идеалы и кумиры современной молодежи, их роль в формировании мировоззрения и становлении личности.
8. Современные проблемы инклюзивного образования. Поликультурная образовательная среда.
9. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности. Наставничество как особый вид педагогического взаимодействия в развитии личности молодого педагога. Технологии адаптации молодого педагога. Ресурсы профессиональных объединений для повышения профессионализма молодых педагогов.
10. Исторические аспекты развития отечественных и зарубежных систем образования. Сравнительный анализ теории и практики кадрового обеспечения систем образования в России и за рубежом. Международное сотрудничество и проекты с зарубежными образовательными организациями.

 Подробнее

 

 

Профессор Института детства и артпедагогики размышляет о значении метаметодики в обновлении преподавания дидактики и методических дисциплин в педагогическом вузе

2022 11 24 18 33 102022 11 24 18 26 23Благодарность Поздеева С.И. дидактjpg

Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики, заведующий лабораторией метаметодики Института развития педагогического образования ТГПУ в рамках проекта, реализуемого при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Ассоциации развития педагогического образования на базе Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского представила тему «Метаметодика как направление в обновлении преподавания дидактики и методических дисциплин в педагогическом вузе» .

В вебинаре приняло участие более 165 человек из 33 субъектов РФ, что говорит о проявлении интереса среди исследователей, ученых и аспиратов к данной тематике.
«Введение курса «Метаметодика» по направлению «Педагогическое образование» позволит, на наш взгляд, сделать более продуктивным изучение методик преподавания отдельных учебных предметов, а также раньше перейти к активным видам педагогической деятельности» - отмечает Светлана Ивановна.
Слушатели подчеркнули высокую значимость и пользу материала, потребность обсуждения методических, педагогических вопросов в профессиональном сообществе существует уже давно.

Ссылка на запись: https://didactica.yspu.org/news/zapis-vebinara-ot-24-11-2022/

Подробнее

Эксперт ИДиА в составе жюри всероссийского и регионального конкурса хореографического искусства

Тим фест эстр танцфест эстр танц

С 18 по 20 ноября 2022 года Тимошенко Лариса Григорьевна, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой мировой художественной культуры и хореографии факультета культуры и искусств Института детства и артпдеагогики работала в составе жюри на Всероссийком фестивале-консурсе эстрадно-спортивного танца, проходившем в г. Томске, где танцевальные коллективы эстрадно-спортивного и эстрадного танца, активно использующие в хореографии элементы гимнастики и акробатики представили зрителям и членам жюри свои выступления.

26 ноября 2022 года  Лариса Григорьевна принимала участие в составе жюри на Областном конкурсе хореографических коллективов "Танцевальная палитра", проводимого в рамках X Губернаторского фестиваля народного творчества Томской области. В конкурсе приняли участие творческие коллективы в возрасте от 15 лет и старше в номинациях "Ансамбли и малые формы" и "Соло".

"Конкурсы проводится с целью дальнейшего развития хореографического искусства, выявления талантливых постановщиков и исполнителей, поиска новых выразительных средств воплощения хореографических произведений" - говорит Лариса Григорьевна.

Практикоориентированность в подготовке будущих педагогов

м1м2м3м4

В ноябре-декабре 2022 года при содействии кафедры дошкольного образования факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики организуется цикл мастер-классов и семинаров педагогами-практиками г. Томска и Северска для студентов 3-4 курсов профиля Начальное образование и Дошкольное образование.

Так, педагоги из МАДОУ № 7 г. Северска познакомили студентов 3 курса с особенностями организации интегрированной образовательной деятельности в разных возрастных группах, педагогическими методами и средствами реализации познавательного развития детей в ДОО. Педагоги из МАДОУ № 95 г. Томска представили интересный педагогический опыт по использованию театрализации, мнемотехники, приемов моделирования в развитии речи дошкольников. Живые интересные выступления, сопровождающиеся красочными презентациями, видео-материалами, авторскими дидактическими и методическими материалами не оставили равнодушными ни одного студента. Безусловно, организация таких встреч становится настоящим образовательным событием, знакомящим студентов с лучшими педагогическими практиками, а увлеченные выступления педагогов – своеобразным мотиватором, повышающим интерес к деятельности в ДОО.

Пожелание от студентов – почаще приглашать педагогов и организовывать такие практико-ориентированные занятия!

Отличная защита магистерских диссертаций студентов заочной формы обучения

маг1маг6маг5

25 ноября на кафедре дошкольного образования факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики состоялась защита магистерских диссертаций.

Состоялась не просто защита, а научно-образовательное событие, объединяющее науку, лучшие образовательные практики и интересные профессиональные находки магистров – педагогов! Все 10 выпускников получили оценку «отлично»!

Председатель и члены ГЭК отметили актуальность и разнообразие тематики представленных исследований, отвечающих современным вызовам и трендам дошкольного образования: развитие сотрудничества и эмпатии у дошкольников, поддержка их инициативы; реализация дифференцированного подхода, воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста в условиях сетевого сотрудничества; использование современных технологий и форм, а именно: проектной деятельности, технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», цифровых технологий, игр-путешествий.

Стоит отметить, что результаты защиты не случайны: за ними – серьезная и вдумчивая исследовательская работа магистрантов, а также профессиональное сопровождение и эмоциональная поддержка со стороны руководителей – доцентов кафедры дошкольного образования!

Мы гордимся нашими выпускниками и желаем им новых профессиональных достижений!

Интересные встречи студентов профиля Изобразительное искусство

худ космистхуд косм1худ косм2

20 ноября 2022 года студенты факультета культуры и искусства Института детства и артпедагогики профиля Изобразительное искусство совместно с Романовой Натальей Ивановной, к.культурологии, заведующей кафедрой музыкального и художественного образования приняли участие во встрече с художниками-космистами «Созвучие» в городе Юрга Кемеровской области.
На встрече художник Борис Романович Биказаков и художник-педагог Александр Михайлович Серов рассказали про возрождение космизма в России, про его концептуальное содержание.
"Мы поняли, что через стремление к духовному постижению мира, космоса, нахождение гармонии во Вселенной отображается единство человека и Космоса, наш внутренний духовный мир и мир Вселенной, преображение мира и человечества через Красоту и искусство" - говорит Кицанова Милана, студентка 1002 группы.

Справочно
Космизм изначально присущ культурному самосознанию человечества – с самых первых шагов зарождающейся цивилизации выражалось прежде всего отражение окружающего мира в сознании человека, интуитивное провидение вселенского взаимодействия, всемирной симпатии и одновременно мифологизация отношений и связей с этим миром, подавленность становящегося мышления могучими внешними грозными стихиями, в которых виделось проявление неких всеобщих смыслов, законов и т.п., – за ними стоял живой, сверхсущий Космос.

Русский космизм характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства, поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов, признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира.

Студентка Института детства и артпедагогики приняла участие в конкурсе красоты "ЭтноКрасавица"

Этно СлавянаЭтно

С 31 октября по 20 ноября в рамках Большого университета проходил конкурс красоты и таланта "ЭтноКрасавица", организованный СибГМУ. 

Славяна Литасова, обучающаяся факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики ТГПУ приняла участие в трех испытаниях: визитка – самопрезентация себя, творческий номер в стиле народно-стилизованный танец «Березка», созданный при поддержке своей 1003 группы и руководителя Ларисы Григорьевны Тимошенко и дефиле в национальных костюмах.

Славяна представляла славянскую культуру. Среди конкурсанток также были девушки из Республики Кот-д'Ивуар, Монголии, Индонезии, Казахстана, Польши, Индии, Республики Татарстана, Бурятии, Азербайджана и Кореи.

По результатм испытаний Славяна Литасова стала победительницей в номинации «Мисс артистизм».

Подробнее

Поздравляем! Желаем творческих успехов, вдохновения, радости от достижений!

Обсуждение современных векторов дополнительного образования

Вахитова 18.11Вахитова 18.11 1

18 ноября 2022 года в Центре цифрового образования IT-сube состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Современный векторы развития дополнительного образования: актуальные форматы, решения, стратегии взаимодействия с семьей», которую проводили Региональный центр развития образования и Томский Хобби-центр. На пленарной сессии с докладом «Общение с ребенком: проблемы, поиски решений» выступила Вахитова Г.Х., канд.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики. 

поха тотальной цифровизации радикально меняет мышление ребенка. Клиповое мышление в той или иной степени разрушает способность целостного восприятия информации, умение анализировать и делать глубокие выводы. Данное положение определяет необходимость к продуманному подходу к выбору взрослых стиля общения с детьми" - считает Вахитова Галия Хамитовна.

Уникальные образовательные практики ИДиА на Всероссийском форуме учителей изобразительного искусства

16691018341381669101834174

20221117 13340020221117 122652

 

17-18 ноября 2022 года в культурной столице России г. Санкт-Петербурге состоялся первый Всероссийский форум учителей изобразительного искусства «Изобразительное искусство в современной школе: культура, образование, развитие».
Оператором форума выступил ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Создание эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост учителей изобразительного искусства – ключевая линия форума.
Задачи Форума:
• повышение социальной значимости, престижа, общественного и профессионального статуса профессии учителя;
• совершенствование методик преподавания и воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства;
• включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм образования в сфере искусства;
• отбор и продвижение новых педагогических практик и образовательных технологий в сфере общего образования;
• создание креативного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к методике преподавания изобразительного искусства проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей;
• активизация профессиональной и творческой активности педагогических работников;
• совершенствование профессионального мастерства учителей изобразительного искусства.
На площадке форума собралось более 400 учителей, преподавателей из разных регионов РФ для обсуждения важности предмета «Изобразительное искусство» в современной школе, обмена опытом преподавания современным детям, новыми педагогическими технологиями и новыми организационными формами образования в сфере искусства. Были также затронуты вопросы, касающиеся повышения престижа профессии учителя изобразительного искусства и подготовки педагогических кадров в высшей школе в области художественного образования.

В первый день на панельной дискуссии «Профессиональный взгляд: искусство как ресурс, процесс и результат» состоялся интересный разговор, где свои размышления, предложения высказывали ведущие ученые, практики причастные к искусству:
1. БОРИС АНДРЕЕВИЧ СТОЛЯРОВ, доктор педагогических наук, директор Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея;
2. ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА НЕКРАСОВА-КАРАТЕЕВА, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, руководитель регионального отделения Международного союза педагогов-художников;
3. МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА АСТАФЬЕВА, исполнительный директор Международного союза педагогов-художников,
4. ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА НЕМЕНСКАЯ, кандидат философских наук, почетный член РАХ;
5. ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА САВЕНКОВА, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
6. ПЁТР ЕВГЕНЬЕВИЧ ТИЩЕНКО, Председатель Архивного Комитета Санкт-Петербург
После панельной дискуссии все участники форума приняли участие в работе секций «Школа мастерства: искусство как ресурс, процесс и результат, где на площадках рассматривалась «проблема в фокусе», в свободной дискуссии были обозначены и раскрыты различные аспекты освоения предметной области «Искусство» в части изобразительного искусства в начальной и основной школе, демонстрировала инструментарий и средства педагога в преподавании предмета (иллюстрированная книга, анимационный дизайн, графический онлайн редактор «Composer», бумажный коллаж, декоративное искусство, техника масляной живописи, акварельная живопись и другое). На секциях по образовательным организациям г. Санкт-Петербурга активно обсуждалась практика реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО в области изобразительного искусства, практикоориентированность обучения, интеграция художественного и гуманитарного образования, основного и дополнительного образования.
В форуме приняла участие Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики, которая в рамках работы секции «Актуальные вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в контексте введения обновленных ФГОС НОО, ООО» поделилась опытом подготовки педагогов изобразительного искусства в Томском государственном педагогическом университете.
«В основу профессиональной педагогической подготовки в Институте заложена концепция эмоционально-личностного развития ребенка в контексте становления гуманистически-ориентированного и аксиологического мировоззрения. В центре внимания ребенок, формирование и раскрытие его эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), эмоционально-чувственное восприятие красоты окружающего мира, эмоциональный отклик, потребность в созидательной творческой деятельности и удовлетворение от процесса созидания, радость творчества, собственное творческое открытие, доброта, эмпатия, способность сопереживать, саморегуляция, позитивный настрой, поиск индивидуальности, сохранение человеческого в человеке).
Для того, чтобы в ребенке мы наблюдали такую целостную картину, формировались и развивались его способности, личностные характеристики, качества, ценностные ориентиры, то становление самого педагога – будущего или настоящего должно происходить в данном контексте» - говорит Ирина Александровна.
На секции коллеги из Академии Минпросвещения и Института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена выступили с актуальными тематиками на сегодняшний день:
1. «Обновленные ФГОС и актуальные задачи высшего художественного образования» - Ольга Сергеевна Сапанжа, директор института художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена, доктор культурологии, профессор;
2. «Формирование Федерального реестра дополнительных профессиональных программ учителей указанных категорий с учетом их профессиональных дефицитов» - Ксения Андреевна Табаровская, заместитель начальника Управления развития дополнительного профессионального образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», к.ист.н;
3. «Формирование личностных результатов освоения образовательной программы на учебных занятиях предметной области «Искусство» - Светлана Ивановна Мелина, ведущий эксперт Управления развития дополнительного профессионального образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Второй день форума был не менее насыщенным и проходил в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, где министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, вице-губернатор Санкт Петербурга, генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, ректор Санкт Петербургской академии художеств имени И. Репина Семен Михайловский приветствовали педагогов и обсуждали проблемы и задачи, с которыми сталкиваются учителя изобразительного искусства.
Все участники отмечали необходимость повышения общественного и профессионального статуса профессии учителя ИЗО, увеличения количества часов на предметную область «Искусство» в школе, обеспечения преемственности учебного предмета «Изобразительное искусство» с внеурочной деятельностью, дополнительным образованием.
В рамках форума Сергей Кравцов наградил лучших педагогов изобразительного искусства страны. На круглом столе с министром просвещения и вице-губернатором учителя из регионов интересовались возможностью наладить регулярные экскурсионные поездки в Петербург для своих учеников, о повышении квалификации педагогов на базе петербургских вузов, о получении нового оборудования для классов.
В рамках форума был дан старт уникальной выставке детских рисунков, собранных в петербургских архивах более чем за 100 лет, где дети удивительно передают атмосферу своего времени и личное отношение с происходящим событиям. Педагогам России была предложена инициатива продолжить рисовать современность со своими учениками, чтобы оставить их детский взгляд на мир будущим поколениям, а архивной отрасли собирать и хранить эти работы. Министр просвещения объявил старт Всероссийского конкурса детских рисунков «XXI век глазами детей». Организатором конкурса выступит Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Итоги конкурса будут подведены ко Дню России.

Материалы форума

 Подробнее

Справочно
Всероссийский форум учителей изобразительного искусства «Изобразительное искусство в современной школе: культура, образование, развитие» проходит 17–18 ноября. Среди тем форума – совершенствование методик преподавания и воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, включение учителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм образования в сфере искусства.
Участие в форуме принимают школьные учителя изобразительного искусства, в том числе педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также специалисты, осуществляющие педагогическое сопровождение обучения детей, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения.
Проведение форума направлено на повышение общественного и профессионального статуса профессии учителя ИЗО.

Участие в форуме «Преобразование образования»

ПоздееваС.И.1Куровская Л

В рамках форума «Преобразование образования» ТГУ в ИРПО ТГПУ прошел круглый стол «Обновление практик педагогического образования в профильных вузах: концепты и кейсы», в работе которого приняли участие преподаватели Института детства и артпедагогики.

Со вступительным словом, а также с первым докладом «Векторы развития педагогического образования в профильных вузах и подходы к их реализации в ТГПУ» выступила директор Института развития педагогического образования, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА Наталия Альбертовна Семенова.

В качестве основных спикер выделила новую образовательную экосистему, поддержку педагогической науки и молодых педагогов, а также цифровую трансформацию. Также были отмечены увеличение потребности в педагогических работниках как в городской, так и в сельской местности, создание единого образовательного пространства, для сохранения которого реализуются различные проекты и новые модели. В ТГПУ одними из ключевых являются поддержка педагогической науки и молодых педагогов и создание нового качества педагогического образования.

«В контексте современных тенденций важна мысль о том, что образование может реализовать потенциал развития российского общества только при условии собственной трансформации, когда педагогические вузы выступают драйверами развития, которые ориентируются на потребности социально-экономического развития страны и региона», – сказала Наталия Альбертовна.

Советник при ректорате, зав. НИ лабораторией метаметодики и кафедрой педагогики и методики начального образования Светлана Ивановна Поздеева раскрыла тему «Тематический и деятельностный подходы в преподавании методических дисциплин». Автор выделила два способа преподавания методических дисциплин: тематический, прослеживающийся в подготовке к изучению школьных тем по учебному предмету в каждом классе, и деятельностный, который заключается в подготовке к организации совместной деятельности педагога с детьми на учебном занятии.

Подробнее

Поздравления ИДиА

С юбилеем!

юб8

Елена Александровна Меньшикова, с юбилеем поздравляем!

Желаю, чтобы этот день подарил самые незабываемые эмоции и ощущения, новые встречи и знакомства, радостные новости и много отличных воспоминаний. Пусть судьба будет благосклонной к вам!

С днем рождения!

др33

Ольга Михайловна Зоркальцева, с днем рождения!

Желаем успеха в любом деле, чтобы жизнь была стабильной, богатой и доброй.

И пускай времени и сил хватает на прекрасное времяпровождение в кругу любимых и дорогих людей. 

С днем рождения!

др70

Ирина Станиславна Разина, с днем рождения!

Примите наши поздравления
В прекрасный день — свой день рождения!
Желаем Вам добра и сил,
Чтоб радость каждый день дарил.
Любви, удачи, вдохновения,
В работе мудрости, терпения
И всех желаний исполнения!

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER