Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Эксперты ИДиА участники проекта "Федеральный лекторий"

Поздеева С.И. федлекторийПоздеева С.И. федлектор3Поздеева С.И. федлекторий1

С 2022 г. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенке реализует проект «Федеральный лекторий». Его цели: развитие компетенций специалистов, работающих с детьми и подростками, а также просвещение родителей с сфере психолого-педагогического сопровождения детства. Специалисты со всей страны проводят научные и практические семинары для педагогов, психологов, управленцев, родителей по широкому спектру вопросов обучения, воспитания, развития и коррекции развития детей и подростков.

С 2023 в качестве спикеров этого лектория начала проводить семинары для педагогов начальной школы и родителей младших школьников доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета дошкольного и начального образования Вахитова Г.Х., известный специалист в сфере предшкольного образования и педагогики начальной школы. Тематика проведенных ею 6 семинаров касалась таких актуальных вопросов, как содержание подготовки ребенка к школе, значения игры в развитии дошкольника и младшего школьника, эффективному сопровождению родителями самостоятельной работы детей при выполнении ими домашних заданий.

С 2024 года в качестве спикера к деятельности лектория присоединилась Поздеева С.И., заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, крупный специалист в сфере методики начального обучения русскому языку. Ею были проведены вебинары, касающиеся проблем развития учебной самостоятельности младшего школьника, способов и приемов формирования смыслового чтения в начальной школе, трудных аспектов развития орфографической грамотности и формирования орфографического действия у учащихся 1-5 классов.

Все вебинары, проведенные специалистами факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики, носят практико-ориентированный характер, опираются на последние данные психолого-педагогической науки и содержат конкретные методические рекомендации по обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Первые шаги в профессию-2024

17130117920301713011792010

17130117919161713011792433

12 апреля в актовом зале Томского педагогического университета состоялся IV-й конкурс студенческих работ по хореографическому творчеству «Первые шаги в профессию». Традиционно студенты всех курсов кафедры МХКиХ ФКИ ИДиА принимают активное участие в данном событии. 

Студенты 1-го курса представили свое авторское видение по направлению образ природы в хореографии, студенты 2-го курса выбрали произведения народного творчества, обучающиеся 3-го курса удивляли "ожившими полотнами" через разнообразие танцевальных жанров. Выпускники в этом году представили зрителям и жюри произведения, относящиеся к классическому наследию, что демонстриует их мастерство и готовность к профессиональной деятельности как педагогов-балетмейстеров. Студенты 4 курса выступили в роли организаторов, ведущих и группы поддержки.

На сцене участники предстаивили палитру стилей, чувств, эмоций,красок, движений, музыки, что подтверждает важность и необходимость проведения такого формата мероприятия по хореографическому мастерству.

Итоги конкурса

Педагоги ИДиА приняли участие в мастер-классе от ТД Карандаш

МК2МК3

Преподаватели Института детства и артпедагогики, Соснина Евгения Виктровна, ассистент кафедры  и Долгих Николай Андреевич, к.пед.н., доцент кафедры музыкального и художественного образования приняли активное участие в демонстрационном мастер-классе "Принципы работы с акварелью в классической многослойной технике", для преподавателей художественных учебных заведений, организованном ТД "Карандаш" с приглашением художника, педагога Залегиной Елизаветы (г. Москва).

"Участие в демонстрационных мастер-классах художественной направленоости позволяет каждому педагогу художественных дисциплин разных типов учебных заведений оставаться актуальным и востребованным в преподавании методики среди обучающихся, в том числе студентов-будущих педагогов изобразительного искусства, используя профессиональный минимум материалов, техник и технологий "- отмечает Евгения Викторовна Соснина.

 

Педагог ИДиА на ММСО

ММСО244 ММСО243

3-4 апреля 2024 года в Москве был представлен Международный Московский образовательный салон (ММСО). Тема года «Развитие человеческого потенциала в интересах развития экономики России». Выставку посетила доцент кафедры дошкольного образования ИДиА, к.психол.н. Файзуллаева Елена Дмитриевна. На выставке Елена Дмитриевна с коллегой из Института детства НГПУ, к.п.н., доцентом Кузь Наталией Александровной презентовали методическое пособие «Коррекционно-развивающий потенциал детской мультстудии “Сиреневая мультстудия” и учебно-игрового терминала “Волшебный экран”: методические основы работы с детьми с особыми образовательными потребностями».

«Значимой и актуальной является коллаборация представителей научного, экономического и предпринимательского секторов. Наша научно-исследовательская лаборатория раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» реализует такую коллаборацию. Представители академической научной среды вносят свой весомый вклад в культуру создания и использования товаров для Детства. Предприниматели предлагают решения для образовательных организаций и родителей, создавая комплексные предложения по разным аспектам образования и досуга детей. Производители ориентируются на рынок и запросы потребителя, на государственные задания, национальные проекты. Объединение усилий этих разных секторов создают единый вектор качественного и грамотного предложения для благополучного Детства. Мы активно используем современное оборудование для подготовки студентов. И также активно влияем на качество производимого оборудования и пособий благодаря сотрудничеству с производителями» - отмечает Файзуллаева Е.Д. о событиях на ММСО и партнёрстве с производителями оборудования и товаров для детства.

XV юбилейный конкурс детских исследовательских работ "Твори! Исследуй! Пробуй!"

тип246тип247тип2411тип241

Институт детства и артпедагогики совместно с Институтом развития педагогического образования ТГПУ в 15-й раз реализовал Конкурс детских исследовательских работ "Твори! Исследуй! Пробуй!". В нем приняли участие более 100 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста из Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Республики Тыва.

15 лет назад Семенова Наталия Альбертовна, к.пед.н. предложила идею проведения события, где собрались бы дети младшего школьного возраста, чтобы рассказать о своих открытиях в разных областях знаний и команда кафедры педагогики и методики начального образования одна из первых, реализовала областной конкурс исследовательских работ для учеников начальной школы, который сейчас реализуется как межрегиональный. С каждым годом его актуальность возрастала и уже несколько лет в нем участвуют дети старшего дошкольного возраста в секции "Я-познаю мир", которая проходит в формате игры и сказки.

"Организация максимально продуктивной деятельности детей в процессе обучения, а именно исследовательской деятельности, остается наиболее актуальной в современной системе образования. Это творческая, познавательная, специально организованная детельность детей, направленная на открытие новых знаний и способов действий с применением доступных методов исследования путем систематического включения ребенка в этот процесс..." - отмечает Наталия Альбертовна Семенова, координатор Конкурса.

По итогам работы в каждой секции были определены победители, призеры и лучший автор по мнению зрителей. В следующем году организаторы планируют расширить географию конкурса, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей России проявить свой научный потенциал.

Подробнее 

В ИДиА обсудили актуальные вопросы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры

Акт вопросы препод творч дисц3Акт вопросы препод творч дисц1Акт вопросы препод творч дисц2

С 28 марта по 04 апреля 2024 года в Институте детства и артпедагогики ТГПУ и на площадках Дома детского творчества «Планета» прошла ХII Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры».

Цель Конференции заключалась в обмене опытом и лучшими практиками в области преподавания творческих дисциплин, создании платформы для дискуссий по развитию эффективных методов обучения и вовлечения студентов и школьников в процесс творчества, поиска инновационных подходов к развитию творческого потенциала обучающихся в условиях современного образования, а также путей взаимодействия образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования.

Участниками Конференции стали более 80 человек: преподаватели и студенты Института детства и артпедагогики факультета культуры и искусств ТГПУ, руководители учреждений дополнительного образования и культуры, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды, дефектологи, методисты из 13 образовательных учреждений Томска (МАДОУ № 21, 22, 45, 48, 57, 94, 95, МБДОУ № 93; МАОУ ООШ № 39, МАОУ ООШ «Развитие»; МБОУ школа-интернат № 1; МАОУ ДО ДДТ «Планета», МАОУ СОШ № 16 с/п «Наша гавань»).

Педагогическая деятельность невозможна без творческого подхода к образованию и воспитанию детей всех возрастов, поэтому организаторами определены следующие направления Конференции:

  • особенности преподавания творческих дисциплин (вокальное исполнительство, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, хореография, инструментальное исполнительство, театральная деятельность);
  • творческий подход к преподаванию предметов социально-гуманитарной, технической, естественнонаучной направленностей;
  • особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами;
  • роль семьи в воспитании и образовании ребенка в процессе формирования творческой личности;
  • различные формы взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса (наставничество, социальное партнерство, сетевое взаимодействие).

Открывая Конференцию, директор ИДиА Ирина Александровна Дроздецкая поприветствовала всех участников и пожелала достойных выступлений и плодотворной работы. В своем пленарном докладе Ирина Александровна подчеркнула значимость семьи в воспитании творческой личности ребенка.

"Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности. Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека полностью во всех его проявлениях. Каждая семья обладает своим уникальным  воспитательным потенциалом, оказывая помощь ребенку, стимулируя в приобретении специальных навыков и знаний, прививая ребенку свои семейные ценности, отношение к достижениям, зависящим от опыта, практики и обучения. Понимание и поддержка ребенка со стороны родителей, уважительное отношение к его мыслям, поощрение и помощь в попытках  браться за решение сложных задач, позволит развить его мотивацию, настойчивость в преодолении препятствий, сохранить творческие способности и вырастить настоящую творческую, креативную личность" - отметила Ирина Александровна Дроздецкая

С докладами также выступили: директор Дома детского творчества «Планета» Ирина Петровна Шереметьева, обозначив возможности системы дополнительного образования детей в современных условиях и Колесникова Лариса Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано ЗАТО Северск «Детская школа искусств», искусствовед, редактор журнала «Педагогический мир», охарактеризовав совершенствование системы сопровождения одарённых детей как способа повышения эффективности учебного процесса в рамках проектной деятельности в учреждении дополнительного образования.

Работа Конференции продолжилась заседанием круглого стола. Руководители и представители образовательных организаций системы дополнительного образования обсудили трансформацию коммуникативного потенциала образовательных учреждений, ведущих обучение по творческим направлениям, перспективы взаимодействия в образовательных организациях, ведущих подготовку школьников в сфере культуры и искусства, приоритетные направления сотрудничества организаций с педагогическим университетом.

В ходе Конференции на площадке ДДТ Планета было проведено 14 мастер-классов, в которых приняли участие студенты-практиканты ФКИ ИДиА. Мероприятия получились яркими, познавательными, информационно насыщенными. Слушатели активно включались в работу, с интересом выполняли задания, задавали вопросы и обсуждали полученную информацию. В докладах на площадке Дома детского творчества выступающие представили коллегам свой опыт по использованию современных педагогических технологий при проведении занятий и внеурочных мероприятий различной тематики, показали авторские разработки – дидактические пособия, наглядные материалы, поделились результатами разработанных и реализованных проектов, продемонстрировали способы применения разнообразных наборов для конструирования и моделирования, предложили решения проблемных вопросов в рамках патриотического воспитания детей, а также говорили о необходимости привлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс. Методисты ДДТ «Планета» представили опыт реализации наставничества в учреждении, а также осветили работу учреждения по образованию и воспитанию детей в рамках социального партнерства и сетевого взаимодействия (городская программа воспитания и дополнительного образования «Медиа-Бум», информационно-образовательный проект «Я патриот и гражданин»).

Конференция получилась очень насыщенной, а работа участников – продуктивной!

Театр Танца ТГПУ - участник Губернаторского фестиваля народного творчества

1712584638375

1712584638365

1712584638353

1 апреля во Дворце народного творчества "Авангард" состоялся Гала-концерт ХI Губернаторского фестиваля народного творчества, приуроченный ко дню работника культуры. На концерте выступили солисты и коллективы - обладатели гран-при и лауреаты первой степени областных жанровых конкурсов, а также приглашенные артисты - более 500 человек со всей Томской области - среди них и наши студенты-артисты «Театра Танца ТГПУ»

Студенты участвовали в двух концертных номерах: номер «Дружба народов», балетмейстером которого является художественный руководитель и заведующий кафедрой МХК и хореографии Тимошенко Лариса Григорьевна и массовый номер «Вместе», в составе которого объединились коллективы из Кривошеинского, Асиновского, Парабельского, Первомайского, Каргасокского, Кожевниковского, Колпашевского районов, Театр Танца ТГПУ, томский образцовый ансамбль народного танца «Россияночка».

"Фестиваль - это единое культурное пространство, охватывающее все творческие силы региона" - отмечает соруководитель ТеатраТанца ТГПУ Беркутова Анастасия.

Подведены итоги Всероссийского конкурса Инновация-2024

 

В Институте детства и артпедагогики завершилась проверка работ Всероссийского заочного конкурса учебно-методических материалов, образовательных и педагогических проектов, дополнительных образовательных программ "Инновация – 2024". Организаторы – сотрудники факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики подвели итоги и определили победителей и призеров в семи номинациях.

Конкурс реализуется с целью выявления инновационных проектов (дополнительных общеобразовательных программ, учебно-методических материалов, образовательных проектов и др.) в образовательных организациях разных типов, ориентированных на детей дошкольного возраста, обмен опытом и инициирование дальнейших творческих разработок педагогов дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

В Конкурсе приняли участие педагоги дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей дошкольного возраста. В Год семьи на конкурс поступило более 70 работ от педагогов из разных областей России: г. Томск, г. Северск, г. Новосибирск, Томская,Кемеровская, Свердловская, Иркутская области и др.

«Всероссийский статус конкурса, тем более победа в нем имеет большое значение в профессиональной деятельности педагога. Участниками конкурса был представлен интересный и апробированный материал, что характеризует его образовательную ценность. Конкурсные работы содержательны и актуальны, построены с учетом возрастных особенностей и соответствуют поставленным задачам» -  отмечает Чидигезова Наталья Викторовна, член жюри конкурса, старший воспитатель МАДОУ № 73 г. Томска, старший преподаватель кафедры дошкольного образования.

Конкурс организуется с целью выявления наиболее актуальных и полезных для дошкольного образования методических разработок педагогов. Он позволяет оценить и уровень профессионального мастерства участников, проявляющийся в обобщении, систематизации своего педагогического опыта и культуре его представления в методическом продукте - дополнительной общеразвивающей программы, педагогического или образовательного проекта, методического и дидактические пособия. Для педагогов – это возможность получить экспертную оценку представленного опыта от ведущих преподавателей кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА и признание своих профессиональных достижений. Преподавателям кафедры, в свою очередь, конкурс позволил определить наиболее востребованные для педагогов-практиков направления в разработке методических продуктов – это нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (чрезвычайно актуальное в настоящее время), формирование элементарных географических представлений, развитие предпосылок инженерного мышления и технического творчества посредством лего-конструирования и образовательной робототехники и др.

Представленные на конкурс материалы интересны и методически ценны и для профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов с точки зрения демонстрации используемых форм, методов, технологий, оригинальных подходов к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, профессионального мастерства педагогов.

«Преподаватели кафедры дошкольного образования, принявшие участие в экспертизе конкурсных работ, отмечают довольно высокий профессиональный уровень представленных дополнительных программ, масштабность реализуемых проектов, оригинальность созданных педагогами дидактических пособий и материалов, практическую ценность методических пособий. Мы благодарим всех участников за проявленный к конкурсу интерес и желаем новых педагогических находок!» -  отмечает координатор конкурса, заведующий кафедрой дошкольного образования Яркина Т.Н.

ИТОГИ КОНКУРСА

Материалы победителей конкурса

Первые шаги в профессию-2024

1683175189595

Цель Конкурса – развитие междисциплинарной среды для реализации творческого потенциала и постановочного мастерства обучающихся кафедры мировой художественной культуры и хореографии.

Задачи Конкурса:

-    повышение профессиональной активности педагогов;

-    выявление талантливых исполнителей и балетмейстеров-постановщиков;

-     формирование творческой активности средствами хореографического искусства.

К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся 1-5 курсов кафедры МХКиХ ФКИ ИДиА.

Конкурс проводится по следующим направлениям:

- танцы народов мира;

- классическое наследие;

- народный танец глазами современности;

- ожившие полотна;

- образ природы в хореографии;

- универсальный танцор.

Основные этапы Конкурса:

- первый этап отборочный – с 20.03.24 г. по 10.04.24 гг. Подача заявки.

- второй этап – конкурсный день (очный этап) 12 апреля 2024 года в концертном зале по адресу г. Томск, ул. Комсомольский проспект, 75.

Заявка

Положение

Старт Межрегионального конкурса детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!»

IMG 2490

6 апреля 2024 года с 10.00 часов в учебном корпусе №8 по адресу К.Ильмера 15/1 состоится Межрегиональный конкурс детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!».

Цели Конкурса интеллектуальное и творческое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста путем приобщения их к исследовательской и проектной деятельности; развитие познавательной инициативы и активности; формирование универсальных учебных действий познавательного характера.

Задачи Конкурса:

  • развитие интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к наукам, к исследовательской работе;
  • развитие у детей и педагогов интереса к исследовательскому обучению, формирование исследовательских умений;
  • совершенствование методической и учебно-исследовательской работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  • обмен опытом в развитии исследовательской работы детей между педагогами города и области.

Принять участие в Конкурсе исследовательских работ можно по тематическим направлениям (секциям) в очном (по согласованию с организаторами допускается онлайн подключение участников) или в дистанционном формате (видеоролик и инфоргафика).

Для участия в Конкурсе необходимо до 29 марта 2024 г. заполнить заявку участника Конкурса в googl-форме по ссылке

Для обучающихся начальной школы https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScj_2ReHlcyfrwmDkBR3KqPbbypfWhvL7gNcbR1Sy0ZmAmFoA/viewform

Для воспитанников дошкольных образовательных организаций https://docs.google.com/forms/d/1ruLjblszOyBfjpWFFTM8p7Hr2_ps4Rfh7P-KeoQHI3Y/edit

Информационное письмо для детей старшего дошкольного возраста

Информационное письмо для детей младшего школьного возраста

Положение

Поздравления ИДиА

С днем рождения!

др20

С днем рождения, Анна Сергеевна Воронина!

С днем рождения поздравляем
И от всей души желаем
Счастья прямо без границ,
И удачи и везения,
Тепла, любви и вдохновения!

С днем рождения!

 

др м3

Поздравляем с днем рождения Сергея Алексанровича Селиванова!

Желаем радости, любви, успехов. Пусть сердце стучит в правильном ритме, глаза светятся радостью, а в душе горит огонек молодости и задора!

 

С днем рождения!

др58

Наталья Георгиевна Иванова, с днем рождения!

Пусть день рождения радости приносит,
Удачи, мира, света и добра.
И мысли все вам реализовать,
И от судьбы приятные сюрпризы
Желаем вам почаще получать.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER