В Институте детства и артпедагогики 9 декабря в онлайн-режиме была проведена VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье: опыт, проблемы, перспективы» (предшкольное и начальное образование)».
Перед началом работы конференции к участникам и слушателям конференции с приветственным словом обратилась Полева Е.А., проректор по научной работе ТГПУ. Елена Александровна отметила актуальность обозначенной темы конференции. "Важно найти единомышленников, и вместе с тем, услышать новое: нестандартные техники и технологии, значимые формы и методы, позволяющие использовать адекватный детству диагностический инструментарий, чтобы ничего не упустить, вовремя оказать действенную помощь каждому ребенку – актуальные целевые установки конференции" – подчеркнула Елена Александровна.
«В этом году тематика нашей конференции посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания ребенка в семье, так как именно семья является главным институтом воспитания и социализации ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте семьей закладывается система ценностей и идеалов, что в дальнейшем влияет на формирование определенной личностной мировоззренческой позиции», – отметила в своем приветственном слове Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики ТГПУ.
Галия Хамитовна Вахитова, координатор конференции, отметив значимость духовно-нравственного воспитания детей, пользуясь случаем, поблагодарила педагогов и студентов, принявших участие в общероссийской акции взаимопомощи #Мывместе. «Благодарю и всех, кто откликнулся на приглашение принять участие в нашем мероприятии. Думаю, мы сегодня совместными усилиями попытаемся обозначить механизмы сотрудничества детского сада, начальной школы и семьи в процессе формирования нравственности ребенка. Выражаю надежду, что наша встреча будет взаимно полезна всем участникам», – подчеркнула Галия Хамитовна.
Работа конференции началось с пленарного заседания, на котором были озвучены три доклада.
В своем выступлении «Педагог, ребенок, родители – Бермудский треугольник или...?» Светлана Ивановна Поздеева, д.пед.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА ТГПУ указала на те барьеры, которые тормозят духовно-нравственное воспитание детей. «Современные родители не выдерживают испытания демократизации общественной жизни. Не проявляют знаний, важных и нужных для формирования нравственности ребенка. И только педагог способен вовлечь родителей в совместную деятельность: педагог – ребенок – родитель, чтобы дети не исчезали из процесса воспитания, как исчезают корабли, воздушные суда в Бермудском треугольнике, – отметила спикер.
Выступление Светланы Олеговны Авчинниковой, д.пед.н., доцент, зав. кафедрой социальной работы, ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет было посвящено использованию креативных техник в социально-педагогическом взаимодействии с семьями несовершеннолетних. Светлана Олеговна подчеркнула необходимость использования креативных техник взаимодействия с современными молодыми родителями, отметив их особенности. «Взаимодействие с родителями миллениалами требует особых принципов, кретивных форм, техник и технологий, отказа от привычных сценариев.При этом важно создавать условия для самоизменения, саморазвития, самореализации субъектов», отметила в своем докладе спикер.
Евгения Владимировна Дергачёва, доцент кафедры дефектологии ТГПУ, руководитель Службы «Центр поддержки семьи» представила доклад «Вопросы диагностики интегративных качеств личности старшего дошкольника», подготовленный совместно с Натальей Николаевной Радченко, профессором Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова. В докладе было отмечены особенности и основы формирования интегративных качеств детей дошкольного возраста. «Для успешной жизни ребенка важно не только создать условия, но и вовремя выявить обозначенные в стандарте дошкольного образования интегративные качества. И здесь не менее важным является правильный отбор необходимого диагностического инструментария», – заметила спикер.
После пленарного заседания обсуждение вопросов духовно нравственного воспитания детей было продолжено за круглыми столами.
На круглом столе «Особенности использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в предшкольном и начальном образовании» были представлены доклады спикеров с широкой географией разных регионов России и Казахстана. Здесь учеными, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования обсуждались вопросы преемственности в осуществлении духовно-нравственного воспитания дошкольника и младшего школьника; использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в современной начальной школе; нравственного воспитание ребенка в семье с учетом гендерных особенностей; а также ресурсы урочной и внеурочной деятельности в формировании нравственности младших школьников и полисубъектное взаимодействие как траектория воспитания детей нового поколения.
В завершении работы присутствующие отметили высокий уровень мероприятия, его практическую значимость и интересную тематику представленных докладов. Участники выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.
Продуктивно прошла работа круглого стола «Взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов) как условие нравственного воспитания старшего дошкольника». Выступили с докладами 12 педагогов из ДОО г. Томска, Томского района, г. Колпашево, г. Воронежа.
Яркое впечатление произвело выступление Ольги Викторовны Золотаревой (заместителя заведующей МБДОУ «ЦРР– детский сад №169 г. Воронежа), которое было посвящено патриотическому воспитанию.
Мероприятия, о которых рассказывала Ольга Викторовна (вовлечение дошкольников в благотворительные акции: «Память жива», «Чижовский плацдарм», «Россия – Родина моя!»; «Письмо солдату», экскурсии в Музей партизанской славы, «История страны. История народа», а также проведение серии музейных уроков: «Мы помним тебя, солдат», «Пусть будет мир на всей земле!», «От меча до автомата!») отличаются масштабностью, разнообразием направлений и содержания работы с детьми: речь шла о проектах и социальных акциях, в которых участвовал коллектив детского сада и группы детей. Безусловно, разнообразие мероприятий вызваны и объясняются богатством истории самого края : Воронежская земля связана с деятельностью Петра 1 и временем рождения российского флота, с периодом Великой Отечественной войны и освобождением Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, с воинским и трудовым подвигом жителей Воронежской земли, с восстановлением разрушенного хозяйства в послевоенные годы. Сегодня дети, педагоги и родители участвуют в поддержке воронежцами наших бойцов в условиях СВО: пишут письма, шлют рисунки с теплыми пожеланиями, собирают помощь. Так поддерживаются традиции прошлого и рождаются новые традиции, отражающие современные реалии!
На этом фоне история и традиции Сибири оказываются не менее значимым источником нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют доклады педагогов из детских садов г. Томска и области. Коллеги представили интересный педагогический опыт по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города с целью патриотического воспитания (Ефименко Евгения Игоревна, воспитатель МАДОУ № 9» г. Колпашево, магистрант ФДиНО); организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи (Чидигезова Наталья Викторовна, ст. преподаватель кафедры ДО ФДиНО, ст. воспитатель МАДОУ № 73 г. Томска). Коллеги из МБДОУ «Рябинка» п. Зональная Станция» Томского района Катаева Яна Викторовна и Истомина Янита Александровна раскрыли систему духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в современном сельском детском саду.
Стоит отметить, что все представленные выступления актуальные, современные, интересные и, безусловно, практико-ориентированные.
«Среди всех направлений развития и воспитания дошкольника, несомненно, особое место занимает духовно-нравственное воспитание, включая патриотическое. Очень важно обеспечить разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, заложить основы нравственности и патриотизма. Это, наш взгляд, один из важнейших аспектов деятельности педагогов и родителей» – отметила Яркина Татьяна Николаевна, модератор круглого стола.
В работе круглого стола "Содержание и технологическое обеспечение основ нравственного развития ребенка в условиях предшкольного и начального общего образования" приняли участие 5 докладчиков из разных регионов РФ. Были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
1. Варнаева Анна Евгеньевна (доцент, канд. филол.наук, зав. кафедрой, ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет) в докладе Обучать ребенка родному языку - значит воспитывать личность отметила, что обучение родному языку – это формирование национальной идентичности ребенка, так как язык является хранителем мировоззрения народа. Воспитывающая функция языка реализуется через семантику и стилистическую окраску исконно русских слов, содержащих нравственный ориентир. Изучение русского языка формирует базовые ценности его носителей.
2. Прынь Елена Ивановна (канд. пед.наук, заведующий кафедрой начального образования, ГБОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, г. Краснодар ) в докладе Региональные особенности в организации духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере Краснодарского края) рассказала о совместной с Краснодарской епархией работе Института развития образования в сфере переподготовки учителей, о реализуемых региональных проектах патриотического и духовно-нравственного воспитания. Местная казачья культура сохраняется в обрядах, в языке, и приобщение к ней подрастающего поколения рассматривается как одна из приоритетных задач.
3. Золотарева Алла Викторовна (педагог дополнительного образования МБДОУ Центр развития ребенка-детский сад №169» г. Воронеж) в докладе Использование проблемно-поискового метода в духовно-нравственном воспитании дошкольников через ознакомление с детской художественной литературой подняла проблему отбора литературных произведений для чтения дошкольников. Эти произведения должны отвечать дидактическим требованиям нравственного воспитания ребенка. Автор привела примерный список литературы, содержащий как произведения русской классики и современных детских писателей, так и зарубежные образцы интересной и полезной литературы. На примере было показано использование проблемно-поискового метода при анализе литературного произведения в группе старших дошкольников.
4. Курышева Маргарита Викторовна (канд. филол.наук, доцент кафедры ПиМНО ИДиА ТГПУ) в докладе Формирование культуры речи как компонент духовно-нравственного воспитания дошкольников отметила, что духовно-нравственное воспитание ребенка невозможно без формирования чувства любви и уважения к родному языку, к правильной и чистой литературной речи. Загрязнение языка обсценной лексикой сужает мировоззрение и мировосприятие человека, «…мат показывает неуважение к собеседнику, да и к самому себе, неумение держать себя в руках и управлять своими эмоциями…». Автор рассматривает возрастные особенности употребления нецензурных слов дошкольниками и младшими школьниками и рассказывает о методических приемах борьбы за чистоту языка ребенка.
5. Фисенко Елена Ивановна (старший воспитатель МАДОУ «Детский сад с. Малиновка» Томский район ) в докладе Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и ДОО рассказала об опыте использования проектного метода в старшей группе детского сада для формирования активной жизненной позиции, патриотизма, желания помогать слабым и нуждающимся. Под руководством Е.И. Фисенко дети включаются в волонтерское движение, своими руками делают подарки пожилым людям и детям-сиротам из специнтернатов.