Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

ТГПУ: история и современность

 Томский государственный педагогический университет - старейшее в Сибири профессионально-педагогическое учебное заведение. Являясь правопреемником Томского учительского института, учрежденного "…по высочайшему повелению Государя Императора Николая II 1 июля 1902г.", вуз перешагнул свой столетний юбилей и готовится отпраздновать в 2022 г. 120-летие (дополнительно см. разделы "Календарь событий из истории ТГПУ" и "Из истории образования" сайта Научно-образовательного центра истории образования Института научных исследований и разработок ТГПУ).

Учительский институт был призван готовить учителей для начальных школ, городских и сельских училищ со сроком обучения 5-6 лет, а также учительских семинарий. Первым директором был педагог и организатор системы просвещения В.П. Щепетев. Долгие годы (1907-1920гг.) институт возглавлял И.А. Успенский. В числе преподавателей в этот период работали известные ученые и общественные деятели Сибири начала ХХ века П.Ф. Ломовицкий (гласный городской думы и городской голова Томска 1914-1917 гг.), В.В. Сапожников (впоследствии профессор, ректор Томского императорского университета и министр народного просвещения во Временном Сибирском правительстве), А.В. Угаров (впоследствии профессор, ректор Томского технологического института), Й.М. Ичас (впоследствии основатель одной из томских частных гимназий, профессор университета, основатель первого литовского учительского института в Воронеже, в 1918 г. - глава минстерства образования в составе правительства Литвы); будущие известные профессора А.В. Анохин, Д.В. Алексеев, В.Н. Пинегин, В.И. Шумилов, В.Ф. Юферев; художники В.И. Лукин, М.М. Митрофанов, С.М. Прохоров и  замечательные педагоги А.М. Орлов, И.Н. Сафонов (ассистент всемирно известного ученого Д.И. Менделеева), П.В. Пудовиков и другие. Гордостью института были мастерские ручного труда, которыми руководил Н.И. Молотилов.

Вначале институт располагался в арендованном частном двухэтажном доме по ул. Никитина. К лету 1905г. по проекту известного архитектора Ф.Ф. Гута за казенный счет был построен специально для института учебный корпус, расположившийся на пересечении ул. Киевской и ул. Александровской (ныне ул. Герцена). В 1978 г. по решению Томского облисполкома это здание приобрело статус архитектурного памятника начала ХХ века.

В условиях гражданской войны учительский институт, как и многие другие профессиональные учебные заведения страны, подвергался серьезным испытаниям. Корпус института был передан военному ведомству под вторые инженерные курсы комсостава и госпиталь (1920-1922гг.), а учебный процесс  решением Томского губернского отдела народного образования был "временно" приостановлен. Пока по всей стране обсуждался вопрос о форме высшего педагогического образования, здание института занимали русский и тюркско-татарский педагогические техникумы, которые готовили учителей начальных сельских школ.

Восстановление системы высшего педагогического образования в Томске оказалось возможным лишь спустя десятилетие. Сначала в 1930 г. в Томском государственном университете был открыт фактически автономный педагогический факультет в составе трех отделений (литературного, физико-технического, химико-технологического), деканом которого был назначен известный лингвист, профессор Г.Т. Чуич. А уже в августе 1931 г. Постановлением СНК РСФСР №752 педагогический факультет был преобразован в самостоятельный индустриально-педагогический институт, обосновавшийся в стенах своего предшественника - Учительского института. Первым директором института был назначен профессор Г.Т. Чуич, его помощником по учебно-научной работе - Ф.Ф. Шамахов, заведующим физико-техническим отделением - М.М. Дегтярев, литературным - И.Я. Костеша, химико-технологическим - З.П. Старкова. Основной задачей института в новых исторических условиях являлась подготовка учителей для школ фабрично-заводского ученичества. Этим и объяснялось название вуза - "индустриально-педагогический".

В 1934 г. с введением в СССР всеобщего семилетнего образования перестраивается структура начальной и средней школы, вуз стал именоваться Томским педагогическим институтом. Особое внимание было обращено на повышение научно-педагогической квалификации преподавателей. В 1935г. состоялась первая защита кандидатской диссертации А.Ф. Колесниковым (по физике). С 1937 г. стали проводится научные конференции. В 1939 г. вышел в свет первый том "Ученых записок ТГПИ". К преподавательской деятельности активно привлекались профессора из государственного университета и политехнического института (Л.П. Кулев, Ф.Э. Молин, М.Д. Рузский и др.).

В тридцатые годы во всех вузах страны вернулись к факультетской системе организации учебного процесса. К 1938г. в результате реорганизации института в нем насчитывалось 5 факультетов: физико-математический, естественный, исторический, русского языка и литературы, иностранных языков (открыт в 1937г.). С 1934 по 1956 гг. для ускоренной подготовки учителей 5-7 классов в составе ТГПИ функционировал учительский институт с двухлетним сроком обучения.

В годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. многие сотрудники и студенты отправились на фронт. Сам институт, уступив учебный корпус военному госпиталю, переезжал из одного помещения в другое, но деятельность свою не прекратил. Весной 1943 г. учебный корпус был возвращен институту. Увеличилось количество студентов, профессорско-преподавательский состав укрепился за счет эвакуированных ученых. За четыре военных года в институте состоялось шесть научных конференций, защищено более десяти кандидатских диссертаций, проведено несколько фольклорных, этнографических и историко-археологических экспедиций.

Во все военные годы сотрудники и студенты института оказывали значительную помощь фронту и тылу. Большая работа осуществлялась и в период восстановления народного хозяйства страны. Основные усилия были направлены на развитие института, его материальной базы, увеличение контингента студентов, особенно заочного обучения. В 1946 г. был открыт шестой факультет - физического воспитания. В 1956 г. для него был построен специальный корпус. Продолжалось строительство студенческого общежития, которое было закончено в 1958 г.

В силу демографических условий в 60-х гг. произошел быстрый рост числа учащихся общеобразовательных школ. В этот период ощущалась острая нехватка учительских кадров. Для их подготовки требовалось увеличение учебных площадей. Новый учебный корпус (Комсомольский пр., 75) был введен в строй к концу 1966 г. В это же время институт получил разрешение на проектирование и строительство студенческого общежития на 848 мест, оно вступило в строй в 1970 г. и позволило удовлетворительно (для того времени) решить проблему обеспечения студентов жильем.

Однако, к 1973 г. в числе преподавателей института было лишь 23,2% специалистов с учеными степенями и званиями. Поэтому были предприняты энергичные меры по интенсификации научных исследований за счет укрепления творческих связей с научными учреждениями Академии наук СССР, Академии педагогических наук СССР, рядом научно-исследовательских институтов, в первую очередь Сибирского отделения АН СССР. Был скорректирован план повышения квалификации, в котором нашли отражение практически все ее формы (стажировки, аспирантура, предоставление творческих отпусков и т.д.). Наряду с бюджетными ассигнованиями к финансированию научных исследований стали активно привлекаться хоздоговорные средства. Все это, в конечном счете, привело к улучшению качественного состава преподавателей (1980 г. - 40 % специалистов, имеющих ученые степени и звания).

В 80-е и 90-е годы эта работа активно продолжалась. Особое внимание уделялось подготовке квалифицированных специалистов - докторов наук за счет направления преподавателей в докторантуру и их перевод на должность старшего научного сотрудника для завершения докторских диссертаций. Именно в эти годы получила дальнейшее развитие научная школа специалистов в области языков и культуры малочисленных народов Сибири (основатель - Лауреат государственной премии СССР, профессор А.П. Дульзон). Исследовательские и экспедиционные материалы, имеющиеся в ТГПУ по этой проблеме, используются не только российскими, но и зарубежными коллегами, высоко оценивающими вклад учеников А.П. Дульзона (профессоров А.А. Ким, Е.Г. Которовой, О.А. Осиповой и др.) в изучение языков и культур аборигенных народов Сибири. Начала формироваться научная школа по проблеме "Квантовая теория поля и гравитация", у истоков которой стояли профессора В.Г. Багров, И.В. Тютин, Д.М. Гитман. Их исследования в последующие годы достойно продолжили профессора И.Л. Бухбиндер, П.М. Лавров, В.В. Обухов, С.Д. Одинцов, И.Л. Шапиро, И.М. Шварцман, В.Я. Эпп и их многочисленные ученики. В настоящее время этот коллектив, по мнению российских и зарубежных специалистов, выполняет исследования на мировом уровне.

В эти же годы началась активная научно-практическая работа в области методики преподавания математики в высшей и средней школе (профессора Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная), в которой участвуют многие преподаватели математики педагогических вузов России, творчески работающие учителя. Результаты их деятельности широко используются в системе образования многих регионов страны. Завоевывает авторитет научное направление "Коммуникативная стилистика текста" (научный руководитель, профессор Н.С. Болотнова). К работе активно привлекаются не только преподаватели, но и аспиранты, студенты, учителя.

Активизации научно-педагогической деятельности коллектива ТГПУ в эти годы во многом способствовала организация международных связей со странами дальнего зарубежья (Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Польша, США, Франция и др.).

В новых социально-экономических условиях конца 80-х - начала 90-х годов значительные изменения произошли в организации и осуществлении учебной работы, ее научно-методическом обеспечении. Открываются новые факультеты, специальности, специализации, образовательные центры, призванные готовить специалистов, востребованных современными реальностями (педагог-психолог, социальный педагог, социальный психолог, учитель технологии и предпринимательства, национальной экономики, менеджер организации, специалист по связям с общественностью, рекламе и т.д.). Конец 90-х гг. XX в. и начало XXI в. характеризуется дальнейшим развитием вуза во всех областях его деятельности. Возрос его авторитет в системе высшего образования, а также среди работников учреждений просвещения. 

В настоящее время ТГПУ является вузом с разветвленной инфраструктурой, развитой материально-технической базой, высоким научным потенциалом и качеством образования. Университет ведет многоуровневую подготовку по различным направлениям и специальностям высшего образования, а также подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре. Сотрудниками университета ведутся научные исследования по 11 отраслям науки, пять научных школ имеют международное признание. Университет осуществляет научное сотрудничество и академические обмены со многими десятками зарубежных организаций по всему миру.  

Особое внимание в университете уделяется молодежной политике и воспитательной работе с обучающимися. В университете с 2014 г. работает Бизнес-инкубатор социальных инноваций и социального предпринимательства, задачей которого является масштабирование инновационных идей и подходов, содействие непрерывному диалогу между образованием и  обществом. Инновационной и не имеющей аналогов – «пилотной» является работа с 2011 г. с математически одаренными школьниками на базе Центра дополнительного физико-математического образования. Постоянно открыты для посетителей двери Музейного комплекса ТГПУ, который возник в 2004 г. и  насчитывает 9 музеев и выставочных композиций. Вуз располагает 9 учебными корпусами (1905, 1967, 1982, 1987, 1989, 2000, 2003, 2008, 2010 годов постройки), научной библиотекой имени А.М. Волкова (с 2014 г. библиотека располагается в специальном корпусе), спортивно-оздоровительным комплексом, спортивными залами, бассейном, стадионом, базой практик, агробиостанцией, 4 студенческими общежитиями и профилакторием. 

За годы своего существования вуз подготовил свыше 45 тысяч специалистов для учреждений образования, науки, культуры, экономики и других областей деятельности. В числе сотрудников, работавших в нем в разные годы, а также его выпускников немало известных ученых, педагогов, писателей, государственных и общественных деятелей. Около 600 человек удостоены Почетных званий "Заслуженный деятель науки РФ", "Заслуженный учитель РФ", "Заслуженный работник культуры РФ", "Заслуженный работник высшей школы РФ" и др. Многие награждены правительственными наградами, Государственными премиями в сфере науки и образования. Свыше 50 ныне работающих сотрудников награждены Почетными знаками "Отличник народного просвещения", "Почетный работник высшего профессионального образования России".

В штате университета в настоящее время работают высококвалифицированные научно-педагогические кадры, среди которых свыше 60 докторов и 250 кандидатов наук. Более 80% от общего числа профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания.

В вузе постоянно проводится работа по повышению качества подготовки специалистов и квалификации профессорско-преподавательского состава (расширение аспирантуры, открытие новых направлений подготовки кадров, укрепление материальной базы учебной, научно-исследовательской и научно-методической работы, пополнение парка персональных компьютеров и оргтехники, укрепление связи с научными и образовательными учреждениями России и зарубежных стран, расширение практики участия коллективов подразделений и отдельных сотрудников в конкурсах грантов российских и зарубежных фондов, включение в выполнение Федеральных научно-технических программ, получение базового бюджетного финансирования научной деятельности и т.д.).

Согласно рейтингу QS университетов Восточной Европы, СНГ, Турции и России (QS World University Rankings: EECA 2019), Томский государственный педагогический университет в числе лучших вузов России и на первом месте среди всех педагогических вузов страны.

Из 9000 вузов Китая, Индии, Бразилии, России и ЮАР в рейтинг QS университетов БРИКС (QS BRICS University Rankings 2019) вошли в 161-170 лучших университетов. Томский государственный педагогический университет занял 47 позицию среди всех университетов России и 1 место среди всех педагогических вузов России.

Ежегодно ТГПУ подтверждает статус одного из лидеров педагогического образования в России (см. раздел "ТГПУ в рейтингах").

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER