Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • В ТГПУ подвели итоги выполнения государственных заданий в области педагогических наук в 2023 году

В ТГПУ подвели итоги выполнения государственных заданий в области педагогических наук в 2023 году

В 2023 году Томский государственный педагогический университет в рамках госзаданий осуществлял исследования по трем тематикам, связанным с педагогикой и образованием.

Первая презентация промежуточных результатов состоялась на отчетной научно-практической конференции, организованной Департаментом подготовки профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения России совместно с Академией Минпросвещения «От научных исследований к образовательной политике». Результаты всех трех НИР ТГПУ получили одобрение экспертов, а проект по использованию артпедагогики в воспитательных целях был отмечен в числе лучших по направлению «Духовно-нравственные основы современного образования».

Полева Елена Александровна Круг«Мы сознательно выстраивали работу над госзаданиями так, чтобы консолидировать потенциал и ресурсы ученых всех структурных подразделений университета для решения исследовательских задач. Кроме того, старались включать в научный коллектив обучающихся в магистратуре, чтобы обеспечить преемственность в развитии научных направлений ТГПУ, дать молодым ученым опыт совместной исследовательской работы», – отметила проректор по научной работе ТГПУ, руководитель проекта «Использование образовательного потенциала артпедагогики для развития практик гражданско-патриотического воспитания школьников, включая цифровые форматы» Е.А. Полева.

В состав научных групп госзаданий вошли молодые ученые ИДиА, ИРПО, ИФФ, ТЭФ, ФПСО, которые вместе с преподавателями решали ключевые задачи. Основной целью проекта «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства» (руководитель – директор Института детства и артпедагогики И.А. Дроздецкая) стали исследование и систематизация эффективных практик психолого-педагогического сопровождения семей в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства. Как отмечает руководитель, отличительная черта научного проекта – сочетание психологического и педагогического подходов, применяемых в исследовании не одной возрастной группы.

«Ряд вузов, имеющих сходную тематику госзаданий, концентрируется на психологических аспектах благополучия и безопасности детства. Специфика нашего исследования в сочетании психологического и педагогического подходов. Выделены и исследуются не один, а несколько педагогических аспектов, связанных с проблематикой. Особенность нашей работы обусловлена и тем, что мы исследуем тему благополучия и безопасности не одного возрастного периода, а охватываем группы от дошкольников до подростков», – сказала И.А. Дроздецкая. 

В состав проекта «Использование образовательного потенциала артпедагогики для развития практик гражданско-патриотического воспитания школьников, включая цифровые форматы» вошли специалисты ИФФ, ИДиА, ИРПО, ФПСО, ИФКиС. Как отмечает Е.А. Полева, есть достаточно исследований, объектами изучения которых являются гражданско-патриотическое воспитание и артпедагогика, но связка «гражданско-патриотическое воспитание средствами артпедагогики» встречается в немногих из них. Результатом годовой деятельности коллектива стали систематизация понятия, целей и задач гражданско-патриотического воспитания, выработка подходов к определению артпедагогики, описание практик артпедагогики в разных предметных областях (литература, песенное творчество, танец, театр, кино, ДПИ, ИЗО, арт-фехтование) с дальнейшим выявлением их потенциала для решения задач гражданско-патриотического воспитания.

Участниками НИР «Проектирование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Кении» (руководитель – начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС В.Ю. Зюбанов) стали исследователи ИИЯМС и ИФФ. Как обозначил руководитель, первый год работы был ориентирован на проектирование модели русскоязычной школы в Республике Кения. В связи с этим проводились исследования системы среднего образования Кении, законодательной базы в области образования, степени обеспеченности системы образования Кении учебниками по РКИ, была изучена социолингвистическая ситуация и специфика культуры народов Кении, проведен анализ затрат и расходов, необходимых для построения школы.

Также в рамках проекта разработана «Карта межкультурной коммуникации. Кения», главная цель которой помочь российским преподавателям, прибывающим в Кению, максимально комфортно адаптироваться к кенийским реалиям. Важной частью исследования стало анкетирование кенийских респондентов, результаты которого позволили определить факторы, влияющие на ожидания кенийских респондентов от системы образования в целом и от образовательной деятельности на русском языке, в частности. Результаты проведенных исследований определили важные черты и составляющие в конструировании модели русскоязычной школы в Республике Кения.  

Результаты госзаданий были представлены на научно-практических конференциях, опубликованы в научных журналах RSСI, Scopus и ВАК. В 2024 году научные коллективы продолжат свою деятельность в рамках госзаданий, определив новые темы и ключевые цели.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER