Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • При участии экспертов из России, Беларуси и Казахстана в ТГПУ состоялась конференция, посвященная научному наследию Л.С. Выготского в коррекционной педагогике

При участии экспертов из России, Беларуси и Казахстана в ТГПУ состоялась конференция, посвященная научному наследию Л.С. Выготского в коррекционной педагогике

Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Научное наследие Л.С. Выготского в коррекционной педагогике: теория и практика» в третий раз реализована силами сотрудников кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ. В Год педагога и наставника участие в ней приняли более 130 педагогов-логопедов из Томска, Кемерова, Москвы, Екатеринбурга, а также городов Казахстана и Беларуси.

С приветственным словом к участникам обратилась заведующая кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ Наталия Анатольевна Мёдова, акцентировав, что наследие великого ученого хранит еще много смелых психологических гипотез, которые ждут подтверждения своей эффективности современными специалистами. После церемонии открытия специалисты из разных стран представили свои научные труды. 

Так, в докладе «Учебно-методические пособия «Издательства «Просвещение» как ресурс создания специальных условий для обучения детей с ЗПР» руководитель Центра специального инклюзивного образования АО «Издательство «Просвещение» Сергей Вильевич Сацевич представил материалы, полезные как в практической работе, так и в научно-исследовательской деятельности дефектологов разного профиля.

Доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Восточно-Казахстанского университета им. Сарсена Аманжолова Раушан Жомартовна Тюлюпергенева и доцент кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ Евгения Владимировна Дергачёва дали глубокий анализ теоретических положений Л.С. Выготского, их развития и интерпретации в современной зарубежной психологии.

Дергачева«Один из великих психологов Жан Пиаже одним из первых на Западе разносторонне изучил психологические взгляды Выготского, сделал ряд замечаний по положениям Льва Семеновича относительно одинаковой социальной функции эгоцентрического и коммуникативного высказываний, природы спонтанных действий, взаимодействий спонтанного развития и школьного обучения. Проблему интеграции всех аспектов языка, особенно семантических и прагматических, исходя из социогенеза сознания, рассматривали лингвисты Фердинанд де Соссюр и Людвиг Витгенштейн, также специалисты в области письма, – рассказала Евгения Владимировна. – Часто психологи отмечали, что на развитие когнитивно-поведенческой терапии, в особенности детской, повлияли работы советского психолога Л.С. Выготского, который считал, что ребенок социализируется посредством интериоризации межличностной коммуникации и превращения ее во внутреннюю речь. Предложенная им модель социализации и интериоризации стали теоретической базой для развития детской когнитивно-бихевиоральной модификации».

Актуальность доклада доцента кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза Уральского государственного педагогического университета Нины Владимировны Обуховой «Задержка речевого развития с позиции учения Л.С. Выготского о структуре речевого дефекта» объясняется тем, что в современном мире наблюдается тенденция диагностирования задержки речевого развития у каждого 10 ребенка в России, при этом у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. 

Инклюзивное образовательное пространство в положениях Л.С. Выготского рассмотрели студентка Божена Генриховна Препесть и заведующая кафедрой теории и методики специального образования Гродненского государственного университета Янки Купалы Наталья Владимировна Крюковская.  

Свежим взглядом на проблему изучения языков отличился доклад «От основных положений теорий Выготского к практике изучения иностранных языков» доцента кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ Ирины Романовны Федоровой. Спикер отметила, что идеи Л.С. Выготского о благотворном влиянии изучения иностранных языков на общее психическое развитие детей, в том числе память, внимание, воображение, мышление, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей, были неоднократно подтверждены многочисленными научными исследованиями. Их результаты оказали огромное влияние на современную методику преподавания иностранных языков, в основе которой лежат разработанные ученым принципы обучения, придающие процессу интерактивный характер: принципы сознательного усвоения, комплексности, учета влияния родного языка,  предметно-коммуникативной деятельности, общения и сотрудничества. 

Коллеги из Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи представили доклады по темам «Организация психолого-педагогического сопровождения развития связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития в рамках положений Л.С. Выготского» и «Обследование синтаксического строя у подростков с тяжелыми нарушениями речи». 

Также в конференции активно приняли участие магистранты ТГПУ, которые раскрыли положения Л.С. Выготского как основу нейрокоррекции в интегративной работе специалистов с детьми с ОВЗ, осветили проблему формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе положений педагога и проанализировали взгляды Льва Семеновича на воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.

Сергеева«Положение Льва Семеновича о значимости создания педагогических условий для воспитания, обучения, развития детей и стимуляции когнитивных функций особенно актуализировалось со становлением инклюзивного образования. Несомненно, представленные в докладах тезисы ученого и их реализация в дефектологической практике способствуют осмыслению теоретических знаний и формированию научно-исследовательских компетенций как у обучающихся педагогического университета, так и у практиков», –  отметила главный организатор конференции, доцент кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ Анна Иосифовна Сергеева.  

Завершением конференции стало общее заключение о том, что научные труды Льва Семеновича играют важную роль в современной психологии, и очень важно проводить подобные мероприятия, где специалисты могут обмениваться не только опытом и знаниями, но и новыми взглядами на наследие Выготского.  

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER