Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

«Знаю. Понимаю. Могу»: итоги командной игры-конкурса для молодых учителей

Поздравляем участников и победителей региональной компетентностной метапредметной игры-конкурса для молодых педагогов «Знаю. Понимаю. Могу».
18 февраля состоялась в онлайн формате первая компетентностная метапредметная игра для молодых педагогов. Трудности установления виртуального контакта не опечалили организаторов и членов команд. Интересные задания и вопросы, а также веселые ответы на них в полной мере продемонстрировали творческие способности, профессиональные знания и компетенции и, что важно, прекрасное чувство юмора всех участников игры. 
Итак, в игре приняли участие 5 команд молодых учителей из школ г. Томска и Томской области.   
1 место, опередив остальных участников на 1 балл, заняла команда МБОУ «Белоярская СОШ № 1» (Верхнекетский район Томской области).
2 место  разделили команды МАОУ СОШ № 58 г. Томска и МАОУ СОШ № 28 г. Томска.
3 место заняла команда МАДОУ № 134 г. Томска.
Организаторы мероприятия, МАУ ИМЦ города Томска, Центр русского языка ИФФ ТГПУ, МБОУ лицей при ТПУ г. Томска, надеются, что в следующем году конкурс пройдет в традиционном формате и соберёт ещё больше участников.

Командная метапредметная игра для молодых педагогов

Магистрантов и выпускников нашего факультета приглашаем принять участие в региональной компетентностной метапредметной игре-конкурсе Знаю. Понимаю. Могу. Учредителями игры-конкурса являются МАУ ИМЦ города Томска, Центр русского языка ИФФ ТГПУ, МБОУ лицей при ТПУ г. Томска.
Командная игра направлена на выявление и развитие у молодых педагогов учреждений общего среднего образования творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности, создание условий для интеллектуального развития, поддержки молодых педагогов, в том числе содействие в продолжении образования.
Участвовать в игре-конкурсе могут молодые педагоги общеобразовательных учреждений - от учреждения в игре может участвовать не более 1 команды, состоящей из 3-х человек.

Подробнее

Новости проекта «Лингвокультурное своеобразие региональной инфосферы: творческая языковая личность»

Макет Базы данных «Корпус поэтических текстов» по проекту РГНФ 14-14-70003 «Лингвокультурное своеобразие региональной инфосферы: творческая языковая личность».

Пилотная версия корпуса позволит пользователю извлекать различные данные, связанные с концептуальным содержанием текстов региональной детской и рок-поэзии. Предполагается, что классификация текстов корпуса (БД) по жанровым и предметно-тематическим областям будет проводиться вручную с опорой на языковую интуицию и филологическую компетенцию исследователей – участников проекта. Методы интроспекции также будут основными и при последующем аннотировании корпуса.

Создаваемая система предназначена для широкого круга читателей и пользователей, интересующихся проблемами воплощения региональной концептосферы в поэтических практиках томичей. Базу данных планируется использовать при обучении студентов и магистрантов по следующим специальностям и направлениям подготовки: Педагогическое образование, профили: Русский язык и литература, История и литература; магистерские программы: Современное языковое образование: медиакультура и коммуникации, Литература и масс-медиа, Лингвокультурология, Педагогические инновации в филологическом образовании.

 

 

Экзамен по русскому языку как иностранному для мигрантов: практикум с тренинговыми заданиями и мультимедийный дистанционный курс

В издательстве ТГПУ вышла в свет книга, подготовленная сотрудниками историко-филологического факультета И.И.Бабенко и О.В.Орловой "ЭКЗАМЕН ДЛЯ МИГРАНТОВ: РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: практикум с тренинговыми заданиями" (И. И. Бабенко, О. В. Орлова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2015. – 100 с.). Пособие стало дипломантом конкурса "Сибирские Афины", проходившего в рамках Международной выставки "Образование. Карьера. Занятость",  в номинации "Инновационные проекты, разработки и технологии в образовании".

По материалам пособия создается виртуальный образовательный ресурс, который позволит иностранцам дистанционно изучать русский язык и готовиться к сдаче соответствующего экзамена. Достоинством данного мультимедийного ресурса является большая база данных, содержащая тестовые задания, адаптированный для элементарного уровня РКИ справочный  материал, иллюстрации, таблицы, глоссарии; отдельный успехом разработчиков можно считать обширный банк оригинальных аудио-материалов по  курсу, полностью обеспечивающий подготовку слушателей к субтесту Аудирование. 

Подробнее

Новости лингвокультурологии из Вроцлава

Теплая и красочная европейская осень за окнами конференц-зала Фонда «Русско-польский институт» не помешала более чем двадцати ученым из России, Польши, Чехии и Белоруссии искать ответы на сложные и актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики, рассматривать проблемы языкового образования сквозь призму русской литературы, культуры и истории.

В начале ноября во Вроцлаве состоялась первая международная научная конференция «Парадигмальные измерения современной лингвистики: лингвокультурологическое образование» и прошел IV международный научно-практический семинар «Преподавание русского языка как иностранного: теория и практика». Организаторами мероприятий стали Томский государственный педагогический университет и Фонд «Русско-польский институт» (Польша, г. Вроцлав). Давние и успешные научно-образовательные связи историко-филологического факультета ТГПУ и Русско-польского института воплотились в амбициозном и интересном проекте, объединившем в единое пространство научной дискуссии специалистов в области теории и методики обучения РКИ и ученых, работающих в рамках лингвокультурологии, лингворегионоведения, социолингвистики и др. интегративных областей знания.

Отметим, что международный научно-практический семинар по проблемам обучения русскому языку как иностранному в прошлом году проводился в Томске центром русского языка и кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ТГПУ. Результаты работы семинара были впервые на факультете опубликованы в виде электронного сборника, получившего Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания.

В программе конференции и семинара были заявлены сообщения 20 очных участников научного форума, ещё более чем 20 ученых из России, Украины, Беларуси, Польши, Грузии и Казахстана представили свои доклады заочно. Ключевыми для многих выступлений и стендовых докладов стали термины, демонстрирующие повышенный интерес исследователей к проблемам региональной лингвистики и лингвокультурологического образования: лингвокультурология, лингводидактика, лингвострановедение, национально-культурный текст, принципы диалога культур, межкультурная коммуникация, краеведческий текст и мн. др. Кратко представим содержание лишь некоторых из прозвучавших выступлений.

Несомненный интерес слушателей вызвал доклад д.пед.наук Татьяны Фёдоровны Новиковой(Белгородский национальный исследовательский университет, Белгород, Россия) «Лингворегионоведение как направление «внешней» лингвистики и интеграционная модель исследования языка и культуры». Татьяна Федоровна рассказала об основных направлениях своих научных и методических изысканий в области лингворегионоведения, показала авторские методические пособия и учебники, посвященные различным аспектам рассмотрения данной проблемы.

Ольга Вячеславовна Орлова, доктор филологических наук, профессор нашего университета, представила результаты изучения лингвокультурного своеобразия региональной инфосферы – нового направления научных поисков коллектива кафедры теории языка и методики обучения русскому языку и литературе ТГПУ. Ольга Вячеславовна рассказала о текстах томских рок-поэтов как факте региональной лингвокультуры. Активное и заинтересованное обсуждение проблем социокультурной и эстетической значимости региональной рок-культуры, последовавшее за докладом, продемонстрировало актуальность этого направления исследований. Участники конференции решили, что необходимо запланировать и провести научный семинар по данной проблематике. Отметим, что доклад магистра пед. Наук Анастасии Андреевны Морозовой и канд. филол. Наук Натальи Александровны Снигирёвой (Институт языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы, Беларусь, г. Минск) был посвящен рассмотрению лингвокультурологических особенностей белорусской музыкальной инфосферы.

Внимание участников научного мероприятия было сосредоточено и на докладе канд. ист. наук Татьяны Александровны Гончаровой (ТГПУ, Россия, Томск) «Концепт Сибирь в вербaльном моделировании образа российских поляков в польском медиадискурсе». Татьяна Александровна гармонично интегрировала лингвокультурологические и этнологические методы исследования, применив их к оригинальному материалу –современному польскому медиадискурсу.

Полезными и познавательными оказались доклады, посвященные использованию современных информационно-образовательных технологий, например, сообщение канд. филол. наук Екатерины Игоревны Баранчеевой (НГТУ, Россия, г. Новосибирск) представляло опыт создания электронной оболочки eLang для изучения иностранных языков, а в выступлении канд. филол. наук Валентины Тадеушевны Иватович-Бабич (Минский государственный лингвистический университет, Беларусь, г. Минск) была описана роль IT- технологий в процессе преподавания русского языка как иностранного.

Некоторые доклады, заявленные в программе конференции, прозвучали на польском языке, что не снизило интереса слушателей, а наоборот, способствовало концентрации и сосредоточению их внимания на содержании выступлений, например, mgr Barbara Klimek (Uniwersytet Śląski w Katowicach) в докладе «Język i kultura w systemie edukacyjnym Bośni i Hercegowiny» очень эмоционально рассказала о социокультурных и образовательных проблемах дифференцированного лингвокультурологического обучения в школах Боснии и Герцоговины. Коллеги mgr Lenka Doležalová  (Masarykova univerzita, Czechy, Brno) и dr hab. Joanna Orzechowska (Uniwersytet Warmińsko-Mazurski, Polska, Olsztyn) учли фактор адресата и представили свои доклады на русском языке. Слушателям было важно узнать о тех проблемах обучения русскому языку как иностранному, которые неочевидны для преподавателей РКИ, являющихся носителями русского языка. Коллеги из Польши и Чехии подчеркнули в своих выступлениях безусловную значимость лингвокультурологического комментария при знакомстве иностранцев с русской литературой и культурой на уроках РКИ.

Три дня конференции запомнятся её участникам как время интересного и плодотворного научного общения, как возможность познакомиться с научной, издательской и просветительской работой Ирины Попадейкиной и Рафала Чахора, энтузиастов и ученых, создателей успешного и перспективного научно-образовательного проекта «Фонд «Русско-польский институт»». Благодаря их усилиям конференция не только была блестяще организована, но и прошла в теплой и дружественной атмосфере, что было отмечено всеми участниками форума.

Материалы докладов участников конференции уже опубликованы в электронной форме на сайте Фонда «Русско-польский институт» и в печатном виде в научном рецензируемом журнале «Yearbook of Eastern European Studies», издаваемом в Польше (номер ISSN: 2300-5424). Результаты работы международного научно-практического семинара «Преподавание русского языка как иностранного: теория и практика» также будут представлены в печатной и электронной форме на сайте Фонда «Русско-польский институт» и на сайте ТГПУ на странице центра русского языка. 

Члены оргкомитета конференции д.ф.н., проф. Ольга Вячеславовна Орлова и к.ф.н. Иннеса Игоревна Бабенко благодарят к.ист.н. Татьяну Александровну Гончарову за помощь в подготовке научного мероприятия и выражают огромную признательность за безукоризненную организацию и проведение международного научного форума канд. полит. наук Рафалу Чахору и магистру филол. наук Ирине Викторовне Попадейкиной. Надеемся, что совместными усилиями мы воплотим в жизнь ещё не один научно-образовательный и культурно-просветительский проект.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER