Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Успехи и перспективы обучения русскому языку как иностранному в ТГПУ

26 декабря в уютном конференц-зале научной библиотеки ТГПУ состоялся V Международный научно-методический семинар «Преподавание русского языка как иностранного: теория и практика». Мероприятие собрало около 30 участников и более 50 слушателей, включая студентов и магистрантов ИФФ и подготовительного отделения ТГПУ. 

Регулярное проведение семинара стало результатом многолетнего плодотворного сотрудничества кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ТГПУ и Фонда «Русско-польский институт» (г. Вроцлав, Польша). Однако в этом году география мероприятия значительно расширилась: активным организатором семинара стал Муданьцзянский педагогический университет, стратегический партнёр нашего университета. Семинар состоялся после Круглого стола с участием делегации педагогического университета г. Муданьцзян (Китай). Вопросы дальнейшего сотрудничества в начале декабря в стенах нашего университета обсуждались с Цзян Сюмэй, начальником управления международного сотрудничества и обменов; директором Института международного образования; Чжан Бин, директором Института физики и электроинженерии; Сюй Цзинтин, сотрудником управления международного сотрудничества и обменов. Важнейшим результатом Круглого стола стала договоренность о проведении семинара и о сотрудничестве ТГПУ и МПУ в сфере создания дистанционной образовательной системы обучения РКИ.

Торжественно открылось пленарное заседание приветствием проректора по международной деятельности ТГПУ профессора Константина Евгеньевича Осетрина. Затем выступили с сообщениями члены делегации Хейлунцзянского лингвистического университета (г. Харбин): первый проректор Суй Цзюня и замдекана факультета русского языка и восточных языков доцент Сунь Янь. Доцент Хейлунцзянского лингвистического университета Сунь Янь говорила о необходимости развивать диалог культур в пространстве университета, делилась опытом приобщения китайских студентов к русской культуре. Обучение проходит в атмосфере интернационализации, что предполагает совместное изучение студентами разных языков и культур, участие в кулинарных и творческих конкурсах и соревнованиях.

Продолжилось пленарное заседание ярким и иллюстративным сообщением Иннесы Игоревны Бабенко, директора центра русского языка ТГПУ, о возможностях дистанционной образовательной среды по русскому языку как иностранному. В инновационном образовательном проекте принимают участие студенты и магистранты филологического отделения историко-филологического факультета. Дистанционный курс планируется включить в систему обучения русскому языку как иностранному на подготовительном отделении ТГПУ уже в следующем семестре.

Доклад Агафоновой Елены Геннадьевны, директора Центра тестирования иностранных граждан (ТГПУ), был посвящен особенностям государственного тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному и возможностям подобного тестирования в Центре тестирования ТГПУ.

Слушателям семинара, безусловно, запомнится очень эмоциональное и содержательное выступление Ван Синхуа, магистра, аспиранта ИФФ ТГПУ. Доклад прозвучал на китайском и русском языке и был посвящен не только лингвистическим вопросам рассмотрения русского молодёжного жаргона в современных СМИ, но и дидактическим проблемам, связанным с изучением русского языка как иностранного китайскими студентами.

Ольга Вячеславовна Орлова, д.ф.н., проф. (г. Томск, Муданцзян, Китай), рассказала о специфике подготовки специалистов по русскому языку в Муданьцзянском педагогическом университете. Завершило пленарное заседание сообщение Анны Владимировны Курьянович, д.ф.н., проф. ТГПУ. Анна Владимировна рассказала об успехах и проблемах кафедры теории языка и методики обучения русскому языку в обучении иностранных студентов.

После приятного общения во время кофе-паузы семинар продолжил свою работу в форме проблемных обсуждений. Ведущими проблемных групп стали преподаватели кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Людмила Витальевна Дубина, Тамара Борисовна Черепанова, Анна Юрьевна Саркисова. Ключевым стал вопрос о путях совершенствования преподавания русского языка в России и в Китае. Разнообразные аспекты этой проблемы активно обсуждали преподаватели, аспиранты и магистранты. В рамках проблемных групп разговор шел о трудностях адаптации иностранных студентов в российском вузе, о сходствах и различиях российской и китайской систем обучения, об первом практическом опыте магистратов на педагогической практике, о необходимости вдумчивого освоения информационных технологий. Необходимо отметить, что солировали на проблемных группах наши китайские магистранты, которые подготовили 20 интересных докладов по самым актуальным для них проблемам, а сам семинар стал еще одной эффективной формой профессионального обучения будущих учителей русского языка.

 

Материал предоставлен к.ф.н., доцентом И.И. Бабенко

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER