Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Огород на кухне, дизайн стенда и сувенирка

Как томские школьники реализуют проекты для бизнеса на платформе Tintel

Открытый молодежный университет

Увлеченный ребенок, с интересом осваивающий будущую профессию, который не тратит все время на соцсети и компьютерные игры — мечта каждого родителя. А если при этом его глаза горят энтузиазмом, он делает реальные проекты для предприятий и может выбрать профессию по душе еще до поступления, тут уж точно ни один из взрослых не останется равнодушным. Два года назад со стартом регионального проекта «Территория интеллекта» такая возможность появилась у каждого школьника Томской области.

Проект был создан «Открытым молодежным университетом» при поддержке администрации Томской области.

«Наша компания уже 20 лет работает со школьниками, с 2007 года мы создаем цифровые образовательные платформы для развития детей. И когда у областной администрации появился запрос на цифровую трансформацию школьников региона, мы отлично понимали, что предложить», — рассказывает директор проектного офиса «Территория интеллекта» Игорь Дмитриев.

Главная задача проекта — обеспечить условия для выращивания кадров, которые в будущем смогут заниматься развитием инноваций в регионе. Для этого создана цифровая платформа tintel.ru, объединившая в одном пространстве школьников, образование и бизнес, где каждый ребенок выстраивает свою личную траекторию обучения с учетом его мотивации и интересов.

20 треков опережающего развития

Сегодня в среде молодежи есть мода на IT-технологии, науку и цифровую среду. Набирает обороты удаленка, происходит цифровизация многих процессов, а с ней растет и интерес к интернет-профессиям. В тренде личные достижения и реальные результаты. Молодые люди уже с 13-14 лет стремятся стать фрилансерами, брать заказы у бизнеса и зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Образовательная платформа tintel.ru позволяет им сделать первые шаги в этом направлении.

На Tintel представлено 20 треков по самым актуальным сегодня темам, таким как виртуальная и дополненная реальность, game-дизайн, цифровая журналистика, агробиотехнологии, искусственный интеллект, робототехника, промышленная электроника, технологии освоения космоса, а также многие другие. Каждый трек объединяет в себе образовательные мероприятия, онлайн-курсы, челленджи и бизнес-заказы от предприятий. Платформа сделана таким образом, чтобы любой школьник нашел сферу, в которой хочет развиваться.

«При создании треков мы постарались учесть интересы и девочек, и мальчиков, и гуманитариев, и технарей. Прорабатываем направления на перспективу: атомную энергетику, переработку отходов. Опережающее развитие — одна из ключевых задач платформы. Именно оно позволяет устранять существующие системные разрывы в образовании. К сожалению, пока у нас не представлена нефтегазовая сфера. Но если хотя бы одно из предприятий этого сектора присоединится к проекту, мы обязательно подготовим и такой трек для ребят», — говорит Игорь Дмитриев.

Геймификация плюс мотивация: из чего созданы треки

Каждый курс для платформы Tintel.ru разработан методистами «Открытого молодежного университета» совместно с предприятиями-партнерами. Их уже более 15, в том числе вузы и образовательные организации: ТГПУ, центр «Планирование карьеры» и другие.

«У нас работают опытные методисты, которые понимают, что дети любят, а что нет, что им интересно, а что не очень. Они создали абсолютно уникальный авторский контент, включив в него двенадцать типов мотивации, приемы геймификации – прохождение уровней, звания, поощрения. Сейчас мы прорабатываем систему бонусов для наших пользователей. Контент от предприятий и вузов был переложен на понятный и интересный школьникам язык. Он настолько понравился самим организациям, что они дают его для изучения и своим сотрудникам», — отмечает Дмитриев.

Занятия с участием экспертов дети особенно ценят и всегда с нетерпением ждут комментариев от специалистов-производственников, которые умеют работать руками и знают свое дело на практике. Такое сотрудничество позволяет им понять, что нужно для реализации проекта, а также «пощупать» профессию изнутри.

Обучение внутри трека выстроено так, чтобы ребятам нужно было самим дотягиваться до знаний. Для этого каждый проект от компании-партнера разложен на задачи и компетенции, которые нужно освоить, присоединившись к нужному курсу на платформе. Ограничений по их количеству нет, ребенок может учиться столько, сколько захочет.

В этом году среди 20 лучших, реализованных школьниками региона проектов для предприятий, оказалась система гидропоники для создания огорода на кухне, выставочный стенд для предприятия, сувенирные фирменные изделия, видеоролик о Васюганских болотах и другие.

«Ради их воплощения они много старались, учились, преодолевали свои страхи, работали в командах. Сейчас у них горят глаза, и они готовы двигаться дальше. Это и есть главный результат, к которому мы стремились, когда создавали платформу Tintel», — подчеркивает директор.

На каждом этапе поддержат наставники

На каждом этапе пути на платформе со школьником работают наставники. При регистрации его встречают наставники-студенты. Они подсказывают, как заполнить профиль, определить свои интересы, чтобы платформа сразу порекомендовала, на какие треки и заказы стоит обратить внимание. Во время обучения поддержку оказывают преподаватели. На этапе выполнения проекта ребята взаимодействуют с наставниками-практиками.

Количество треков не ограничено одним или двумя. Школьники могут попробовать себя в нескольких направлениях, «примерить» актуальные сегодня профессии. В профиле на Tintel всегда видно, какой прогресс уже достигнут, что изучено и освоено.

«У меня у самого двое детей, старшая дочь учится в шестом классе. Я вижу, что у нее есть способности к дизайну, она постоянно что-то мастерит руками, поэтому она тоже зарегистрировалась и развивается на платформе Tintel. На данный момент она уже выполнила дизайн своей комнаты и сейчас с вдохновением проектирует дачный домик для родственников. Я как отец, конечно, очень доволен», — говорит Игорь Дмитриев.

 

 

Будущее «экономики знаний» создается сейчас

Проект «Территория интеллекта» подходит школьникам с 1-го по 11-й классы. Но с ребятами с 1-го по 4-й классы работа ведется немного иначе, чем со старшими детьми. Для младшеклассников создан детский научный клуб «Фабрика миров», где дети развивают исследовательские навыки, образное и творческое мышление, занимаются командной работой и даже изобретательством.

Для тех, кто постарше, есть курс «Профнавигация: профессии настоящего и будущего», который помогает понять, какой трек выбрать для развития. С помощью педагога в школе ребята обсуждают различные жизненные стратегии, учатся их определять и восполнять собственные дефициты в знаниях, развивать «мягкие» навыки, создавать свой навигатор, чтобы прокладывать множество вариантов образовательных и карьерных маршрутов.

Специалисты «Открытого молодежного университета» проводят и живые мероприятия в школах. В этом году их количество из-за пандемии было сокращено. Всего состоялось около 30 хакатонов и мастер-классов, где ребята и педагоги узнали о возможностях цифровой платформы Tintel, реализовали проекты и даже сняли свой молодежный сериал.

К проекту «Территория интеллекта» подключаются не только ребята, но и их учителя, для которых выстроена специальная программа, обучающая новым технологиям и работе со школьниками по профориентации и проектной деятельности.

Сегодня в разных форматах в «Территории интеллекта» задействовано более 500 педагогов Томской области, а цифровой платформой Tintel воспользовалось уже более шести тысяч человек. Вначале запуска платформы их было всего 200.

«На следующий год мы намерены увеличить их число до 20 тысяч, а в перспективе и до миллиона человек со всей страны. Это школьники, которые в будущем станут локомотивом экономики знаний», — уверен Игорь Дмитриев.

Создатели платформы добавляют, что начинать осваивать командную работу, проектную деятельность и цифровые технологии в современных условиях стоит уже с первого класса, а не в вузе. Понимают это и многие педагоги. За этот год цифровой платформой заинтересовались Калининград, Хабаровск, Ханты-Мансийский автономный округ и другие регионы. Однако в данный момент приоритет остается в Томской области. Благодаря проекту «Территория интеллекта» расширяются возможности не только юных томичей, но и ребят из удаленных населенных пунктов нашего региона.

Проектный офис проекта «Территория интеллекта»:

Адрес: улица Мокрушина, 9, строение 1
Телефон: 8 800 7008 028

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER