• Вуз в СМИ

Наука вселенского масштаба: третий «космический урок» в Томске и Сочи

Третий «космический урок» прошел одновременно на площадках детского образовательного центра «Сириус» в городе Сочи и Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Во время сеанса связи командир российского экипажа Международной космической станции (МКС) Федор Юрчихин рассказал детям о научной работе в космосе, а ребята представили проекты оранжереи и квадрокоптера-исследователя для других планет. Подробнее — в материале РИА Томск.

Ранее сообщалось, что проект «Космический урок» реализуется в Томске с 2017 года. Первый урок прошел феврале, во время сеанса связи с МКС школьники разговаривали с космонавтами о жизни на борту станции, экипажу презентовали разрабатываемый в Томском политехническом университете (ТПУ) 3D-принтер для печати в невесомости.

Проект «Космический урок» реализуется при сотрудничестве администрации Томской области, Роскосмоса, ГТРК «Томск», ряда федеральных агентств, ТПУ, ТГПУ и СО РАН.

Третий урок

Июльский «Космический урок» прошел на двух площадках: в Томске и Сочи. Из «Сириуса» возможность выйти на связь с МКС получили участники первой смены образовательной программы «Большие вызовы» по направлению «Спутники и пилотируемая космонавтика» из разных городов. Из ТГПУ — учащиеся детского технопарка «Кванториум», ребята, которые занимаются в астроклубе «Икар», и томские выпускники «Сириуса».

«Сегодня очень интересная тема выбрана для урока: „МКС — суперлаборатория“. Ведь космонавты — не только путешественники, но и ученые. И мы все должны помогать им... Когда вы вырастете, то тоже сможете поучаствовать в той научной работе, которая проходит в космосе», — открыл урок глава Томской области Сергей Жвачкин.

Он напомнил, что томские ученые уже имеют опыт работы с МКС. Например, в прошлом году на борт станции был доставлен созданный в ТПУ наноспутник — первый в мире космический аппарат, корпус которого был напечатан на 3D-принтере. В августе запланирован его запуск в открытый космос.

Суперлаборатория МКС

МКС в рамках июльского урока позиционировали как огромный научный полигон, поэтому многие вопросы были связаны с исследовательской работой на борту станции. Например, Илья Трубачев из Красноярска интересовался текущими экспериментами МКС.

«Из тех проектов, с которыми я работаю, это биологические и биотехнологические эксперименты. Например, по изучению того, как различные виды радиации, в том числе солнечная, влияют на различные материалы. В том числе на ДНК и генетические материалы... Что касается остальных экспериментов, то это география, экология, природные катастрофы», — ответил ему Юрчихин.

Он рассказал, что российские космонавты взаимодействуют с коллегами из других стран. А на вопрос о том, чье оборудование надежнее, ответил: «То, которое работает».

«В оборудовании, которое установлено на МКС, ... есть похожие функции, но использованы разные решения. Нельзя сказать, что у нас лучше или у них лучше. Просто разные подходы, ... различные взгляды на решение одной и той же проблемы», — пояснил космонавт.

Юрчихин также отметил, что всегда расстраивается, если ему сокращают время пребывания на МКС. Хотелось бы наоборот, чтобы командировку продлили, иначе возникает ощущение, что успеваешь доделать не все дела.

Спрашивали ребята и про фантастические вещи.

«Недавно на YouTube появился ролик о том, что рядом с вашей станцией засекли какой-то непонятный летающий объект. Это инопланетяне?» — спросил Тимофей из томской школы № 32.

«Скажи, Тимофей, а ты хотел бы стать космонавтом? Если ты хочешь, то у тебя все получится. И когда ты попадешь на МКС, то будешь знать, что иногда получается так, что предметы, которые находятся на борту вокруг тебя, отражаются в иллюминаторе. И кажется, что это что-то снаружи, с какими-то огоньками», — ответил Юрчихин.

Изобретения для будущего

Специально для «космического урока» в «Сириус» привезли разработанный томскими учеными 3D-принтер, который приспособлен для работы в невесомости, может выдерживать большие нагрузки (например, при прохождении атмосферы) и не выделяет вредных веществ, что важно в замкнутом пространстве космического корабля.

Школьник из томского райцентра Кожевниково Дима Рябинков помог напечатать на принтере эмблему «Сириуса».

Кроме того, во время урока воспитанники «Сириуса» представили свои разработки. Например, по заказу Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» ребята создали прототип управляемой платформы, которая позволит взглянуть на Луну «со спины» — с той стороны, которую не видно с Земли.

Ребята из разных регионов России, объединившись в одну команду, предложили решение нескольких задач: проработали внешний облик, систему управления, функционал. Платформа из дерева (материал для прототипа) собрана вокруг квадрокоптера, а в пространстве будет ориентироваться с помощью барометра и GPS.

Точность управления удалось повысить за счет того, что оператор будет управлять не только самим квадрокоптером, но и комплексом-платформой. Изображение с камер, установленных на платформе, будет выводиться на экраны. Вместо двух джойстиков (для управления скоростью и направлением движения) остался один — тот, который задает направление. Второй заменили кнопкой, которая будет просто увеличивать тягу на заданную величину.

Другие команды представили роботизированную оранжерею, которую можно использовать на лунной базе, и миниспутник формата Qubesat, аппаратура которого сможет улавливать различные частицы и по ним предсказывать потоки («погоду») в космосе, что позволит повысить безопасность полетов пилотируемых кораблей и предотвратить (или хотя бы заранее предсказать) крушение непилотируемых объектов, например, спутников.

Представители космической отрасли РФ оценят эти и другие проекты ребят из «Сириуса» и помогут воплотить в реальность лучшие идеи, в частности, провести их испытания.

«Я надеюсь, что из идей, которые завтра выберут коллеги из РКК „Энергия“, вырастут проекты в течение года. И я думаю, что каждый год мы будем подводить итоги по решению тех задач, которые взяли в разработку на июльской смене», — отметила во время «космического урока» руководитель фонда «Талант и успех», под эгидой которого создан «Сириус», Елена Шмелева.

Генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил, что шанс реализовать исследовательский проект на МКС есть не только у участников первой космической смены «Сириуса».

«Каждый школьник может реализовать свои идеи в области химии, физики, биологии. Любой человек может посмотреть на нашем сайте информацию, подать заявку, довести до рабочего варианта. Она будет рассмотрена на нашем научно-техническом совете, и процесс согласования займет не годы, а несколько месяцев. Сегодня есть уникальная возможность работать не только в классе, но и в космосе», — уточнил он.

РИА Томск