Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Вуз в СМИ
  • Без паники: томский психолог об адаптации первоклассников в школе

Без паники: томский психолог об адаптации первоклассников в школе

Начало школьной жизни, по мнению психологов, — один из самых сильных шоков для семилетнего ребенка, который впервые садится за парту. Чтобы приспособиться, ему требуется немало времени — два-три месяца. Психолог, руководитель центра «Калейдоскоп», кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности ТГПУ, Татьяна Гадельшина рассказала РИА Томск, как помочь первокласснику адаптироваться к школе.

За неделю до 1 сентября

Адаптация — это приспособление организма к изменившимся условиям. Организм первоклассника может по-разному реагировать на начавшуюся школьную жизнь: зачастую появляются нарушения сна и аппетита, возможны повышение температуры, головные боли, расстройства желудка, внимания, памяти и так далее.

«Мы, взрослые, любящие родители, являясь единственными гарантами жизни и развития ребенка, очень нужны ему и должны помочь. В чем заключается эта помощь? Во-первых, за неделю до начала занятий начните приучать ребенка к режиму. Это не должно быть наказанием для него. Поэтому хорошо бы, чтобы вся семья тоже перестраивалась: ложилась спать пораньше, вставала пораньше», — говорит Гадельшина.

Психолог подчеркивает, что «правильный» подъем очень важен. С каким настроением ребенок проснется, так и будет относиться ко всему происходящему в течение дня.

«Поэтому постарайтесь не дергать его, не кричать. Очень полезны поглаживания, поцелуи. Приготовьте на завтрак что-то, что ваш ребенок любит. Только вы знаете, что поднимает вашему ребенку настроение», — советует специалист.

Не критикуйте

Психолог рекомендует родителям не подгонять ребенка и не критиковать, если он, например, не все положил в портфель или не подготовил сменную обувь.

«Если это произошло, это урок для вас, взрослого человека, чтобы с вечера напоминать ему (ребенку), проверять все ли он сделал. Нам, взрослым, кажется: „Я ж ему сказал один раз, он что запомнить и сделать все сразу не может?“. Не может! Он этому только начинает учиться», — говорит Гадельшина.

«Что получил?»

«Не забывайте, что жизнь ребенка не ограничивается школой, у него много других переживаний. Очень важно, чтобы вы с ним разговаривали не только о школе. Если вы будете иметь в своем арсенале только две фразы „Что получил?“ и „Ты поел?“, то вы потеряете авторитет в глазах ребенка», — уверена психолог.

По ее словам, родители должны понимать, что их требования к ребенку влияют не на результативность учебы, а на его личностное развитие.

Совместные прогулки

Специалист советует: обязательно гуляйте с первоклассником. Каждодневные прогулки обязательны, несмотря на загруженность в школе.

«Прогуляйтесь с ребенком по аллеям городских парков, наслаждаясь шелестом опавшей листвы. Особенно это касается выходных дней. Конечно, у вас могут быть дачи, картошка... Но у вас первоклассник! Это важнее всего! Найдите время для него», — говорит Гадельшина.

По ее словам, родители должны использовать каждую возможность, чтобы научить ребенка безопасности, в том числе во время прогулок. Как переходить дорогу, как и кого просить о помощи, что делать при встрече с незнакомцем, как ездить в лифте — мама и папа в этом помогут.

Не обсуждайте учителей

«Никаких критичных, жестких оценок учителя и школы в присутствии ребенка. Вы должны понимать, что если ребенок слышит, что „с учителем не повезло“, то это ставит ребенка в весьма затруднительное положение. С одной стороны, он должен полностью довериться этому человеку. С другой стороны, родители учителя не уважают. Как вы думаете, что выберет ваш ребенок?», — говорит психолог.

По ее словам, в большинстве случаев ребенок принимает сторону мамы и папы и начинает находить недостатки у учителя со всеми вытекающими последствиями.

Школа — не каторга

«Пожалуйста, не говорите, что у семьи начинается 11 лет каторги! Школа — это трудно. Наша система образования несовершенна, но это единственная у вашего ребенка система, в которой он может развиваться интеллектуально, нравственно, личностно, социально. Не нравится эта школа — ищите другую», — подчеркивает Гадельшина.

«Не приучайте ребенка к тому, что это ярмо. Ребенок так будет относиться не только к школе на протяжении 11 лет, но в будущем и к работе. Школа — это место удивительных открытий мира, себя и других людей. А если возникли проблемы, не ждите, идите к школьному психологу: он поможет», — уверена она.

Спокойствие, только спокойствие!

Во время адаптации важно не нагружать ребенка дополнительным волнением. Это значит, что взрослым нужно попридержать свои родительские тревоги, ожидания, требования и больше поддерживать первоклашку. Спокойствие и любовь помогут начать правильно этот долгий, насыщенный и очень увлекательный путь — школьную жизнь.

РИА Томск

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER