Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Обучение финансовой грамотности: школьники Томска и студенты ТЭФ в открытом диалоге с экспертом банка России

11 ноября в Научной библиотеке ТГПУ состоялась открытая лекция Банка России «Финансовые пирамиды: практика выявления и современные тенденции», организованная в сотрудничестве со специалистами кафедры экономики и предпринимательства технолого-экономического факультета.

Спикером выступил Александр Викторович Отогочев, начальник Центра компетенции по противодействию финансовым пирамидам Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России.  С историей Научной библиотеки им. А.М. Волкова, ресурсами, в том числе и уникальными образцами фонда редких и ценных изданий познакомила гостя директор библиотеки Н.А. Семененко.

Состоялась уникальная беседа с профессионалом, который находится в центре событий по уменьшению количества финансовых преступлений. Его интерес сфокусирован на понимании работы финансовых пирамид и активизации мер противодействиям им. Огромное внимание уделил вопросам легальности и нелегальности экономических действий, увязал это с уголовным кодексом РФ.

С 1 января 2022 года количество выявленных финансовых пирамид уже более 1400. Если количество пирамид растет, значит есть спрос. В настоящее время распространены экономические игры, связанные с покупкой персонажа, но деньги вывести игрок уже не сможет. Много мошеннических действий выявляется с псевдокриптовалютой. И люди верят и подписываются на их мессенджеры.

Отогочев А.В. отметил – «Если народ будет финансово грамотным, то количество пирамид уменьшится пропорционально уровню грамотности».

Отдельное внимание лектора было уделено мессенджерам. Мошенники при помощи блогеров собрали на своем канале более 10 млн человек и украли у них более 10 млн рублей.

«Ежедневно Банк России блокирует сайты-зеркала, но через 3-4 дня они появляются снова», – комментировал деятельность махинаций в интернете Александр Викторович.

Значительное место было уделено рискам при работе с иностранными биржами. Подробно было охарактеризовано что такое черный список нежелательных клиентов банков и как туда не попасть.

Спикер на протяжении всей лекции давал рекомендации и советы:

- иметь отдельную карту для покупок в интернете;

- не числится в подозрительных мессенджерах, удалить мессенджеры у себя и у них;

- не разговаривать с мошенниками в мессенджерах, по телефону, прерывать беседу;

- инвестировать в легальные финансовые институты;

- перепроверять сайты и вводить дополнительные для выявления недобросовестной компании;

- проверять лицензии компаний на специализированных сайтах (ИФНС, ЦБ РФ и других);

- повышать свой уровень финансовой грамотности и др.

В ходе беседы школьниками было озвучено много вопросов по поводу криптовалюты и работы с иностранными эмитентами. Один из вопросов: легальна ли схема pump а jаmp - накачка сброс криптовалюты? Эта схема осуществляется посредством мессенджеров, когда заинтересованные получают либо сообщения о надвигающимся росте либо получают фейковые новости. В этом случае и происходит рост крипто монеты.  Александр Викторович охарактеризовал это как нелегальный вид экономической деятельности, за который придется отвечать.

Другие вопросы, заданные лектору были об ужесточении законодательства в плане ответственности с точки зрения ЦБ РФ, о значимых критериях для отличия и выявления финансовой пирамиды, о необходимости уделения большего внимания на передовых каналах телевидения именно таким важным финансовым вопросам и пр.

Часть вопросов остались без ответа в связи с временным ресурсом. Например: как платить налоги с цифровых активов; почему при спаде ВВП и при высокой эмиссии денег ставка Центробанка не обгоняет уровень инфляции.

Лектор был приятно удивлен, что школьники, которые посещают мероприятия кафедры и стратсессии, руководителями которых являются Е.Э. Смородинина и Г.А. Кузина, способны задавать вопросы и вести со студентами дискуссию. Тем самым осуществляя возможность реализовывать практико-ориентированный подход в системе школа-вуз.

«Парень – молодец, услышал проблему и сразу предложил ее решение», – высказался в процессе дискуссии Александр Викторович.

«Мы увидели свои возможности в рамках получения специальности экономика и право на поле практического применения. При этом две специальности выступают исключительно в равноправном тандеме и помогают грамотно осуществлять профессиональную деятельность. При этом психолого-педагогические компетенции позволяют оценивать свои и чужие поведенческие риски», – подвели итог студенты ТГПУ.

Школьники и студенты в процессе дискуссии предложили Бизнес-инкубатору ТГПУ новую форму проектной деятельности, связанной с финансовой грамотностью: организовать теоретические и практические занятия по организации работы на финансовых рынках.

В конце мероприятия студенты и школьники предложили Бизнес-инкубатору ТГПУ новую форму проектной деятельности, связанной с финансовой грамотностью: организовать теоретические и практические занятия по организации работы на финансовых рынках, а также пожелали, чтобы специалисты Банка России разъяснили вопросы ключевой ставки, специалисты из области цифровых валют объяснили механизм функционирования криптовалюты на рынке; специалисты в сфере налоговой деятельности разъяснили способы оптимизации налогов в РФ, вопросы самозанятости и вопросы функционирования разных форм собственности на рынке.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER