Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

педагогические династии

Дню учителя посвящается

От наставничества к педагогическим династиям

В 2019 году Министерство просвещения России утвердило методологию наставничества в образовательных организациях, рассматривая наставничество как одну из форм педагогической деятельности для передачи знаний, опыта, формирования профессиональных компетенций, развития   личностных качеств наставляемому в процессе совместной трудовой  деятельности наставника и наставляемого. В связи с этим были разработаны методические рекомендации, формы практической реализации наставничества, годом раньше, второго марта 2018 года, была учреждена государственная награда Российской Федерации – знак отличия «За наставничество».  

Но в год «Педагога и наставника» нам хотелось бы рассмотреть эту форму взаимоотношений не как «ученик – ученик», «учитель – ученик», «студент – ученик», «студент – преподаватель», «студент – студент», а как «родители – дети», потому что наставничество имеет очень глубокие корни. Уже в доисторические времена наставничество имело место быть, когда опытный или более сведущий член племени помогал менее опытному или менее сведущему соплеменнику, родители – детям усвоить определенные знания, умения и навыки, т.е. определенные компетенции в совместной бытовой и профессиональной деятельности. Любая ситуация в семье была и есть моментом наставничества. Чем глубже в семье связь поколений, тем ярче проявляются субъектно-объектные отношения и зарождаются новые формы наставничества. Об этом свидетельствует изучение связи поколений в семьях, в которых зарождаются профессиональные династии, в том числе и педагогические.  

Династия – слово греческого происхождения и означает «власть, господство, род». Но оно имеет и переносное значение и обозначает череду людей из одного рода, которые продолжают дело своих родителей, идут по их стопам. Династии в педагогике, образовании свидетельствуют о первостепенной значимости профессии учителя. Дмитрий Иванович Менделеев писал, что к педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным тех, которые чувствуют к этому делу сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. В Томском государственном педагогическом    университете много педагогических династий, не стал исключением и институт иностранных языков и международного сотрудничества педагогического университета. Некоторым педагогическим династиям института более 130 лет.

охолины

Педагогическая династия семьи Охолиных начинается с Нины Михеевны Охолиной (1934-2018). Нина Михеевна – выпускница педагогического института 1956 года. На работу в институт Нина Михеевна пришла в 1963 году, имея за плечами 7 лет работы в школе. За свой труд Нина Михеевна награждена значком «Отличник народного просвещения» (1994 г.), медалью «Ветеран труда» (1984 г.), юбилейной медалью «Маршал Советского Союза Жуков» (1994 г.), ей было присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (2002). Нина Михеевна Охолина была человеком, влюбленным в свою профессию, и эту любовь она передала своей дочери, невестке, внучке.

Людмила Ивановна Охолина (дочь Нины Михеевны), конечно, пошла по стопам своей мамы и закончила БХФ ТГПИ в 1984 году. Людмила Ивановна признается в любви своему родному факультету, который дал ей очень глубокие знания, что позволило ей работать и в области медицины, и в области сельского хозяйства.  В настоящее время Людмила Ивановна – на заслуженном отдыхе.

Елена Ивановна Охолина (невестка Н.М. Охолиной) продолжила педагогическую династию этой семьи.  Она закончила факультет русского языка и литературы ТГПИ в 1998 году по специальности «Логопедия». За свою трудовую деятельность неоднократно награждалась Грамотами, Благодарственными письмами разного уровня.

охолины 2

 Ирина Евгеньевна Охолина (дочь Е.И. Охолиной, внучка Н.М. Охолиной, племянница Л.И. Охолиной) выбрала также профессию учителя. Она окончила факультет иностранных языков (ФИЯ) ТГПУ в 2009 году, защитила успешно магистерскую и кандидатскую диссертации. 

Ирина Евгеньевна не только оправдала надежды трех поколений педагогов семьи Охолиных, но и стала гордостью кафедры: социально-активной творческой личностью, профессионалом, владеющим на высоком уровне английским языком и методикой его преподавания. Сегодня Ирина Евгеньевна работает на кафедре английской филологии.  Педагогический стаж этой династии составляет на сегодняшний день104 года.

Педагогическая династия Денисовы – Крицкие

Родоначальниками этой педагогической династии являются два замечательных педагога, для которых преподавание стало смыслом всей жизни: Светлана Михайловна Денисова и Вадим Прокопьевич Денисов.

денисовы

Светлана Михайловна Денисова (Парамонова) закончила историко-филологический факультет ТГУ в 1960 году и была направлена на работу в Чердатскую среднюю школу Зырянского района, в которой отработала 2 года, покоряя всех мальчишек и девчонок.

Вадим Прокопьевич Денисов закончил радиотехнический факультет ТПИ в 1956 году. А затем были научные статьи, защиты кандидатской и докторской диссертаций, монографии, учебники, дискуссии о проблемах в области высшего и всеобщего образования, любимые горы, музыка, воспитание троих детей и, конечно, преподавательская деятельность на кафедре радиотехнических систем управления ТУСУР. Вадим Прокопьевич – декан радиотехнического факультета в трудные 90-годы, 10 лет заведовал кафедрой. В настоящее время В.П. Денисов – доктор физико-математических наук, профессор кафедры РТС ТУСУР, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». 

крицкая

Крицкая Надежда Вадимовна (дочь С.М. Денисовой и В.П. Денисова), закончила ФИЯ ТГПИ в 2004 году, кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и переводоведения, энергичный и творческий человек. Первое высшее образование Н.В. Крицкая получила в области медицинской биологии, однако впоследствии ей удалось определиться с приоритетами и получить диплом лингвиста-переводчика, определивший направление и интересы ее дальнейшей деятельности. 

За многолетнюю плодотворную работу Н.В. Крицкая неоднократно награждалась грамотами за эффективное и высококвалифицированное руководство научно-исследовательской работой обучающихся, многолетнюю плодотворную работу по подготовке научных и педагогических кадров.

Денисова Наталья Владимировна (внучка С.М. и В.П. Денисовых, племянница Н.В. Крицкой), выпускница ТГПУ 2007 года, старший преподаватель кафедры перевода и переводоведения института иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС).

денисова

Педагогическая династия Казанцева - Казанцев

Педагогическая династия Казанцевых начинается с Галины Семеновны Казанцевой, выпускницы факультета иностранных языков (ФИЯ) Томского государственного педагогического института (ТГПИ) 1967 года. После окончания средней школы в пос. Нарым Парабельского района Томской области Галина Калабухова поступила в пединститут.

казанцева 

С 1980 по 1993 годы Г.С. Казанцева совмещала преподавательскую деятельность с работой заместителя декана факультета начальных классов ТГПИ.

Галина Семеновна не только автор 9 пособий, но и научных статей. На протяжении многих лет Галина Семеновна являлась членом предметной комиссии   Томской области по проверке ЕГЭ по английскому языку (устная и письменная части). Наличие соответствующих Сертификатов позволило Г.С. Казанцевой быть членом этой комиссии. За свой плодотворный труд, высокий профессионализм Галина Семеновна неоднократно награждалась Почетными грамотами разного уровня.

Казанцев Андрей Юрьевич (сын Г.С. Казанцевой и Ю.М. Казанцева), кандидат филологических наук, доцент, выпускник ФИЯ ТГПУ 1995 года. 

казанцев

Андрей Юрьевич – социально-активная личность, уделяет большое внимание спорту: лыжи, теннис, настольный теннис, плавание. Он – постоянный участник межвузовских, районных, городских соревнований по этим видам спорта. За свою деятельность неоднократно награждался Почетными грамотами ФИЯ ТГПУ, ректора ТГПУ, профкома ТГПУ, Почетной грамотой ТГУ, Благодарственным письмом ректора ТИБ (Томский институт бизнеса), дипломами и медалями межвузовских, районных и городских соревнований по лыжным гонкам, плаванию, настольному теннису, теннису.

Мать и сын – мощный конгломерат единого на двоих любимого дела – иноязычное образование.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER