Томский государственный педагогический университет

Войтеховская Марина Петровна

Проректор по учебной работе
Войтеховская Марина Петровна
Ученая степень: доктор исторических наук
Ученое звание: профессор
Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, д. 60, каб. 210, 212
Телефон: (382-2) 311-450
Телефон внутренней связи: 2115

E-Mail: vojtehovskaja@mail.ru
График работы: понедельник-пятница с 8.30 час. до 17.15.час. Перерыв с 13.00 час. до 13.45 час.

Научная и профессиональная деятельность

Автор около 70 научных трудов (из них 14 монографий, 9 учебно-методических пособий, более 45 научных статей) по отечественной истории, истории общего и педагогического образования в России, проблемам теории и практики образования и воспитания, общей педагогики.

Научный руководитель и исполнитель научных грантов и программ Министерства образования и науки РФ в области образования.

Эксперт Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки», отмечена благодарностью Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки».

Заместитель председателя Регионального экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований (по Томской области).

Член Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) и 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (педагогические науки).

Член редакционной коллегии научного журнала «Вестник Томского государственного педагогического университета» (в перечне ВАК).

Стаж научно-педагогической работы 30 лет. Опыт управленческой работы в должностях заведующего кафедрой, директора института, советника ректората, проректора ТГПУ  - 20 лет, из них на должности проректора по учебной работе – 7 лет.


Образование, научная деятельность:
•    1983-1989 - Студентка исторического факультета Томского государственного университета
•    1994-1997 - Аспирантка исторического факультета Томского государственного университета
•    1997- Защита кандидатской диссертации по специальности  07.00.02 - Отечественная история (Томский государственный университет). Широкова М.П. «Парламентаризм в России: теория и политический опыт (конец XIX- начало XX вв.)» (научный руководитель - к.ист.наук, доцент Т.Ф. Колыхалова)
•    2004 – Ученое звание доцента по кафедре отечественной истории и культурологии
•    2008 – Ведущий научный сотрудник
•    2012 - Защита докторской диссертации  по специальности 07.00.02 - Отечественная история (Томский государственный университет). Войтеховская М.П. «История формирования и развития системы общего и педагогического образования как составной части процесса модернизации  Российской империи» (научный консультант д.ист. наук Ю.В. Куперт)
•    2014 – Получение ученого звания профессор по кафедре отечественной истории и культурологии
Область научной деятельности:
Проведено обобщающее исследование, в комплексе раскрывающее процессы зарождения, становления и развития первой российской государственной системы общего и педагогического образования с конца XVIII в. до 1917 г. как феномена европейской культуры и как составной части модернизации российского общества и государства с присущими ей этапами реформ, сменой приоритетов в содержании, духовно-нравственных и социокультурных основаниях национального образования, структур управления образованием в центре и на местах (в Западно-Сибирском учебном округе).
Комплексно рассмотрено взаимное влияние процессов разработки, осуществления государственной образовательной политики и общественных (частных) инициатив в образовании; общероссийские тенденции и региональные особенности  реализации планов реформирования образования.
Административная работа:
1998-заведующий кафедрой культурологии и истории мировых цивилизаций, с 2010 - заведующий кафедрой отечественной истории и культурологии
2001-директор Института общей профессиональной и гуманитарной подготовки
2005-2008, 2015 - по настоящее время - проректор
2012-советник ректората

Руководство диссертациями:
Защищено под руководством М.П. Войтеховской 2 кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02.- отечественная история (Кочурина С.А. и Гач. О.Б.)
Выигранные гранты:
2002-2006 гг. - Научный руководитель НИР по заданию МО РФ на тему: История зарождения и становления профессионально-педагогического образования в Сибири. Регистрационный номер ВНТИЦ 01.20.03 08465
2007-2011 гг. - Научный руководитель НИР по заданию МО РФ на тему: Модернизация педагогического образования и развитие инновационной деятельности высших учебных заведений: история и современность. Регистрационный номер НИР (заявки на проведение НИР): 1.01.07
2006-2008 гг. - Научный руководитель проекта «Разработка структуры и содержания государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом преемственности государственных стандартов первого уровня высшего профессионального образования (на примере специальностей педагогического профиля)» Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)».
Участие в реализации проектов в качестве исполнителя:
2009-2011 гг. - проект по заданию Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009– 2010 годы)» № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательных программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения»
2012 гг. - проект по заданию Минобрнауки РФ по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2011– 2012 годы)» Регистрационный № 01201255660 НИОКР «Разработка и апробация моделей формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня для решения задач модернизации общего и педагогического образования»
2013 г. - проект по заданию Минобрнауки РФ по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2011– 2012 годы)» № 7074.2013 «Разработка моделей персонифицированного и индивидуализированного повышения  квалификации работников образования»
Звания, награды:

Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования РФ» (2002), почётные грамоты Минобрнауки РФ (2002, 2012), знак отличия Томской области «За заслуги в сфере образования» (2017), «Лауреат премии Томской области в сфере образования и науки» (2002), медаль «70 лет Томской области», медаль "400 лет городу Томску", почётные грамоты Администрации Томской области (2005, 2012, 2017), почётные грамоты Администрации г. Томска (2002, 2015), Серебряная медаль «За заслуги перед Томским государственным педагогическим университетом» (2002) и др.


Избранные публикации:

1. Избранные статьи в ведущих научных журналах, рекомендуемых ВАК для опубликования результатов диссертационных работ:
1. Войтеховская М. П. Томский учительский институт в годы первой мировой войны (1914-1917)/ М. П. Войтеховская, С.А. Кочурина // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2001. – Вып. 3 (28). – С. 68-75.  (1,0 / 0,6 п.л.)
2. Войтеховская М. П. Томскому государственному педагогическому университету – 100 лет / М. П. Войтеховская // Педагогика. - 2002. - № 9. – C. 88-90. (0,75 п.л.)
3. Войтеховская М. П. Из истории педагогического образования в Сибири (конец XIX– нач. XXвв.) / М. П. Войтеховская // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 78-83. (0,75п.л.)
4. Войтеховская М. П. Вопросы российского образования в идеологии либеральной общественности конца XIX – начала ХХ веков / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2004. - Вып. 4 (41). - С. 53-60. (1  п.л.)
5. Войтеховская М. П. Роль и место учительских семинарий в подготовке педагогических кадров для Западно-Сибирского учебного округа конца XIX - начала XX вв. / М. П. Войтеховская, О. В. Перова // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2007. - № 7(70). - С. 118-120. (0,4 /0,2п.л.)
6. Войтеховская М. П. Общественные организации содействия развитию просвещения в Западно-Сибирском учебном округе конца XIX - начала XX вв. / М. П. Войтеховская, О. Б. Гач // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2007. - № 7(70). - С. 121-123. (0,4 /0,2 п.л.)
7. Войтеховская М. П. Подготовка учительских кадров для начальных училищ в Западно-Сибирском учебном округе / М. П. Войтеховская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 107. - С. 14-27. (1,75  п.л.)
8. Войтеховская М. П. Переписка К. П. Победоносцева как источник по истории образования в России / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2009. - Вып. 12 (90). - С. 108-113. (0,75 п.л.)
9. Войтеховская М. П. Историко-педагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX– начала XXIвв. / М. П. Войтеховская, Н. И. Сазонова // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2009. - Вып. 12 (90). - С. 35-39. (0,63 /0,5п.л.)
10. Войтеховская М. П. Л. Н. Толстой и формирование философии российского образования / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2010. - № 1 (91). - С. 19-22. (0,5 п.л.)
11. Войтеховская М. П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2010. - Вып. 11 (101). - С. 50-57. (1 п.л.)
12. Войтеховская М. П. Развитие педагогического образования в Томской губернии до революции 1917 г. / М. П. Войтеховская // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 145-149. (0,63 п.л.)
13. Войтеховская М. П. Общества содействия распространению образования в Западно-Сибирском учебном округе / М. П. Войтеховская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2011. – Вып. 18. - № 7 (102). – С. 158-167. (1,25 п.л.)
14. Войтеховская М. П. Развитие начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в связи с планами введения всеобщего обучения / М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного университета.  – 2011. – Вып. № 4 (16). – С. 134-140. (0,9 п.л.)
15. Войтеховская М. П. Формирование модели профессионального педагогического образования в России в первой четверти XIX века // Вестник Томского государственного педагогического университета.  - 2011. - Вып. 13 (115). - С. 11-16. (0,75 п.л.)
16. Войтеховская М.П., Куперт Ю.В. Зарождение государственной системы российского образования // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – Вып. № 2 (117). – С. 39-45. (1,25 п.л.)

17. Зеличенко В.М., Поздеева С.И., Войтеховская М.П.Системный подход в образовании // Известия высших учебных заведений. Физика. 2015. Т. 58. № 9. С. 147-150.

18. Zelichenko V.M., Pozdeeva S.I., Voitekhovskaya M.P.A systems approach in  education// Russian Physics Journal. 2016. Т. 58. № 9. С. 1365-1368.

19. Войтеховская М.П., Смышляева Л.Г., Веснина Л.В., Колесникова Е.В., Матвеев Д.М., Пояркова О.Н., Высокоморная Ю.И. Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности// Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 131-143.


Избранные монографии:
1. Войтеховская М. П. Томский учительский институт : возвращенная история. 1902-1920 годы / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина. - Томск, 2002. - 239 с. : ил. (25,2 /17 п.л.)
2. Войтеховская М. П. В. Томский педагогический : от института к университету / М. П. Войтеховская, Т. В. Галкина. - Томск, 2002. - 267 с. : ил. (28,2 /14,1 п.л.)
3. Войтеховская М. П. Педагоги Томска  в зеркале российской антропонимики : коллективная монография / Ю. А. Козлов, М. П. Войтеховская, С. В. Низкодубова. – Томск, 2002. - 286 с. (28,1 / 9 п.л.)
4. Войтеховская М. П. Формирование российской модели педагогического образования и подготовка учительских кадров в Западной Сибири в XIX – начале XX вв. – Томск, 2012. - 316 с. : ил. (14,43 п.л.)
5. Войтеховская М. П. Политика реформ и общественные инициативы в развитии российской системы общего образования в XIX – начале XX вв. – Томск, 2012. - 404 с. : ил. (21,1 п.л.)
6. Войтеховская М. П. Формирование духовно-нравственных и социальных оснований российского образования в условиях модернизации общества и государства в XIX – начале XX вв. – Томск, 2012. - 277 с. : ил. (14,25 п.л.)

7. Войтеховская М.П., Кочурина С. А, Перова О. В. Учительские семинарии и учительские институты Западно-Сибирского учебного округа. (Сборник документов и материалов) Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2014. 484 с.


Избранные учебные пособия:
1. История общего образования в России.  Часть I. (Учебное пособие). - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. 212с. (17,8 п.л.)
2. История педагогического образования в России. Часть I. (Учебное пособие). - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. 90 с. (7,75 п.л.)

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER