Эксперты ТГПУ выступили на стратсессии АРПО, посвящённой повышению качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин
24 сентября 2024 года Томский государственный педагогический университет принял участие в стратегической сессии экспертного сообщества, инициированной Ассоциацией развития педагогического образования (АРПО). Эксперты двух педагогических университетов, ТГПУ и Московского педагогического государственного университета (МПГУ) обратились к вопросам качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин. Учёные, педагоги, методисты и руководители образовательных организаций обсуждали достигнутые за последнее время результаты, а также дефициты, проблемные задачи и возможности их решения в отношении преподавания школьных курсов математики, физики, химия, биология, труда.
Открыл сессию ректор МПГУ, председатель правления АРПО Алексей Владимирович Лубков. В своём обращении он акцентировал внимание на вопросах, связанных с содержанием школьных дисциплин в контексте направленности Российской Федерации на достижение технологического суверенитета, а также обратил внимание на дискуссионный вопрос относительно единого государственного экзамена, призвав максимально обдуманно относиться к любым решениям по внесению корректировок.
Продолжил разговор и.о. ректора ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, который подчеркнул необходимость синхронизации усилий школ и педагогических университетов по комплексу организационно-содержательных аспектов деятельности в сфере общего образования. Безусловно, на сегодня есть длительный и продуктивный опыт взаимодействия между общим и высшим образованием. Также Минпросвещения РФ в течение нескольких лет эффективно выстраивает связь между разными элементами системы общего образования, куда включены как педагогические вузы, так классические и профильные университеты: в отношении обновления содержания общего образования, совместной работы по повышению качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин, подготовки педагогических кадров и т.д.
«В Томской области проводится большая работа, связанная с актуализацией содержания учебных дисциплин для инженерных классов. Совместно с региональными властями, ИРО, методистами и преподавателями технических направлений томских вузов был проведён ряд стратегических сессий, результатом которой стало шесть обновлённых программ: математика, физика, химия, биология, технология и информатика», – сказал А.Н. Макаренко.
В ходе экспертной сессии и.о. ректора ТГПУ отметил положительные тенденции развития системы общего образования.
В последние годы наметилась положительная динамика по привлечению молодых специалистов и удержанию действующих учителей в педагогическую деятельность: растет количество профильных классов, удалось стабилизировать динамику численности учителей, работающих в школах, после падения их количества почти на 350 тысяч в период с 2003 по 2010 гг. Контрольные цифры приема на педагогические направления также показывают рост. Например, с 2019 по 2024 гг. КЦП выросли на 6,6 тысяч. Большое внимание стало уделяться созданию единого образовательного пространства, единого содержания общего образования, также обсуждается и решается вопрос о качестве учебников, существенно сократилось количество линеек учебников.
В качестве перспективных линий, требующих дальнейшей работы, по мнению А.Н. Макаренко, должно стать укрепление профессионального сообщества, объединяющего ресурсы общего и высшего образования для обеспечения реализации инженерного образования и достижения целей повышения качества образования.
Директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ, профессор Михаил Александрович Червонный обратил внимание экспертного сообщества на необходимость связи содержания школьного образования с современными реалиями. Так, Томск и другие сибирские города являются местом, где есть высокотехнологическая инновационная инфраструктура, научные организации, занимающиеся актуальными и передовыми для страны и мира разработками. По мнению М.А. Червонного, важно укреплять связь школьного образования, науки и реального сектора экономики. Интеграция фронтиров и достижений мировой науки в содержание школьного образования может стать фактором интенсификации интереса у обучающихся к фундаментальной и прикладной науке, осознанного выбора инженерной профессии.
Андрей Николаевич Макаренко подчеркнул, что в настоящее время много сделано для математического и естественно-научного направления. Минпросвещения РФ произвело оснащение современным технологическим оборудованием организаций общего, профессионального, высшего образования. Это качественно изменило подготовку школьников и педагогов в области математического, физического и естественно-научного образования. Тем не менее, отметил выступающий, важно продолжать работу по ряду ключевых направлений: повышение качества школьных учебников естественно-научного цикла, математики и физики, привлечение и закрепление в школах учителей-предметников. Одним из решений обозначенных проблем должна стать интеграция сил и ресурсов всех педагогических вузов страны, обладающих большим опытом, потенциалом, а также глубоко профессиональной включенностью в вопросы качества физического, математического и естественно-научного образования, с организациями общего, профессионального и дополнительного образования.