Проректор ТГПУ участвует в XV конгрессе Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы
12–16 сентября в Санкт-Петербурге проходит XV конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В нем принимают участие свыше 500 ученых из 63 государств. Томский государственный педагогический университет представляет проректор по научной работе, кандидат филологических наук Елена Александровна Полева.
Мероприятие открылось приветствием Президента РФ Владимира Владимировича Путина, которое зачитал президент МАПРЯЛ и Ассоциации преподавателей русского языка и литературы, председатель наблюдательного совета фонда «Русский мир» Владимир Ильич Толстой.
«Деятельность МАПРЯЛ, объединяющей талантливых, увлеченных людей, всегда была по-настоящему творческой и подвижнической. Силами ассоциации в разных странах проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования, воплощаются в жизнь образовательные, просветительские проекты, внедряются в практику новые прогрессивные методики преподавания, организуются общественно значимые мероприятия», – отметил глава государства.
После торжественного открытия началась работа конгресса – пленарное заседание, 13 тематических направлений, выступления экспертов, дискуссии по наиболее острым вопросам преподавания русского языка.
Проректор по научной работе ТГПУ Е.А. Полева выступила с темой «Потенциал артпедагогики для организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся при изучении литературы (на материале рассказов Ю. Яковлева о Великой Отечественной войне)». Доклад был подготовлен в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Использование образовательного потенциала артпедагогики для развития практик гражданско-патриотического воспитания школьников, включая цифровые форматы».
«В исследовании акцентирована проблема оценки результатов гражданско-патриотического воспитания средствами артпедагогики, с опорой на классические труды по педагогике предложена трехуровневая модель оценки результатов: знание, отношение и эмоциональное принятие, подтверждение гражданской позиции в поведении и деятельности, – говорит эксперт ТГПУ. – Во второй части доклада отражена апробация этой модели на материале рассказов о Великой Отечественной войне детского писателя Юрия Яковлева».
Благодаря тому, что тема одного из круглых столов конгресса совпала с тематикой научного государственного задания, реализуемого ТГПУ, появилась возможность на масштабной научной площадке апробировать наработки, обсудить с коллегами организацию гражданско-патриотического воспитания средствами литературного образования, в т.ч. через анализ гражданской позиции персонажа, художественных приемов ее раскрытия. Также в ходе конгресса уже были налажены связи с учеными-специалистами по детской литературе из разных регионов России, Казахстана, Индии.