Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Почему медицинскому и фармацевтическому образованию важно быть пациент-ориентированным?

Эксперты ТГПУ совместно с лабораторией развития образования Сибирского государственного медицинского университета провели научно-практический семинар «Трансформация медицинского и фармацевтического образования: актуальные вопросы медицинской педагогики». В рамках мероприятия состоялось обсуждение с участием врачей, ППС и представителей администрации СибГМУ актуальности пациент-ориентированной коммуникации в подготовке студентов-медиков и повышения квалификации педагогов высшего медицинского и фармацевтического образования (ВМФО), практикующих врачей.

Спикерами выступили профессор ТГПУ, руководитель лаборатории развития образования СибГМУ Лариса Германовна Смышляева, программный директор АНО РЦ «Согласие», младший научный сотрудник лаборатории развития образования СибГМУ Татьяна Дмитриевна Подкладова и профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС Ольга Николаевна Игна.

В докладе «Пациент-ориентированность как современная парадигма развития здравоохранения и системы ВМО в России» Л.Г. Смышляева отметила важность на уровне государственной политики России пациент-ориентированного подхода в современном здравоохранении:

Смышляева Лариса Германовна Круг

«Пациент-ориентированность сегодня на уровне государственной политики России определяется одной из главных ценностей здравоохранения. Потому именно в логике пациент-ориентированности надо смотреть на трансформационные процессы в системе медицинского и фармацевтического образования».   



Кроме того, спикер сделала акцент на том, что изменилась коммуникация между пациентом и врачом, что требует от последнего применять в повседневной профессиональной деятельности  коммуникации, ориентированные на пациента.

«Сотрудники лаборатории исследуют особенности понимания пациент-ориентированности будущими врачами, выявляют новые, наиболее продуктивные педагогические способы развития компетенций наших обучающихся в сфере построения коммуникаций между врачом и пациентом, их способности мыслить системно при восприятии болезни человека, социальных аспектов ее протекания и лечения».

Коллектив лаборатории провел ряд исследований, направленных на выявление проблемных мест в реализации пациент-ориентированного подхода и его востребованности в медицинском сообществе. Были проанализированы содержательные аспекты вузовских учебных пособий по различным дисциплинам медицинских университетов, так или иначе ориентированным на обучение коммуникации, обозначены их специфика, преимущества и недостатки. Так, сотрудники лаборатории фиксируют, что в пациент-ориентированной коммуникативной подготовке студентов-медиков в сегодняшних реалиях не достает системности и интегративности, неясен набор дисциплин для данной подготовки, их взаимосвязь между собой. В процессе исследования была сформирована тематика для пациент-ориентированной коммуникативной (лингво-профессиональной) подготовки студентов-медиков.

О.Н. Игна представила результат проведенного опроса, в котором приняли участие 940 человек (174 преподавателя и 766 студентов СибГМУ). Была выявлена высокая потребность в пациент-ориентированном подходе со стороны респондентов. 

Игна круг 2«Так, треть студентов указали, что их не учат коммуникации с пациентами. Почти половина опрошенных преподавателей отметили, что сами не обучают студентов данной коммуникации. И преподаватели, и студенты в большинстве подтвердили значимость пациент-ориентированного речевого взаимодействия», – поделилась данными исследования Ольга Николаевна.

 

Также докладчик отметила, что в рамках опроса было выяснено, что для пациент-ориентированной лингво-профессиональной (коммуникативной) подготовки особо важны темы, касающиеся речевого этикета в коммуникации врача, его коммуникационных задач, речевых стратегий и тактик, правил и приемов бесконфликтной коммуникации.

По итогам семинара и совместного обсуждения его спикерами и участниками проблематики, результатов, перспектив реализованного исследования были намечены дальнейшие научно-практические задачи исследовательской и образовательной деятельности в рамках коллаборационного проекта ТГПУ и СибГМУ.  

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER