Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Новые подходы в исследовании образовательного потенциала у детей с РАС: научно-исследовательская коллаборация ТГПУ с университетами России и Беларуси

Новые подходы в исследовании образовательного потенциала у детей с РАС: научно-исследовательская коллаборация ТГПУ с университетами России и Беларуси

2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, в интервью с экспертом ТГПУ рассказываем о научно-исследовательском проекте «Изучение образовательного потенциала у дошкольников с расстройствами РАС», одним из участников которого выступает зав. кафедрой дефектологии ФПСО Наталия Анатольевна Медова.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года с целью привлечь внимание к проблеме расстройства аутистического спектра прежде всего у детей и подчеркнуть значимости ранней диагностики.

Впервые расстройство аутистического спектра было описано в 1942 году американским ученым Лео Каннером. Годом позже об аутизме у детей старшего возраста говорил австрийский ученый Ганс Аспергер. Сегодня различают несколько видов аутизма, в том числе названных именами первых исследователей РАС. Так, наиболее легкая форма, которая поддается лечению, однако характеризуется низкой социализацией и при этом высоким уровнем интеллекта носителя, – синдром Аспергера, а наиболее тяжелая – синдром Кеннера, который не поддается коррекции, у носителей наблюдается сильная отстраненность от социального мира, слабость речевых функций

– Наталия Анатольевна, как выглядит современная статистика выявляемости РАС, в частности у детей?

Еще около 10 лет назад этот показатель составлял 1:68. По последним данным выявляемость у детей от 5 до 8 лет – 1:44, при этом по статистике у мальчиков расстройство встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Наиболее часто РАС выявляется в возрасте от 3 до 5 лет. С двух лет у ребенка формируются нормы социального поведения, дети по подражанию научаются вести себя в обществе в соответствии с установленными в социуме требованиями. Если нефункциональное поведение наблюдается позже указанного возраста, стоит обратить особое внимание.

– Какие есть современные и эффективные технологии и подходы к лечению РАС?

На сегодняшний момент можно выделить более 30 методик, используемых в лечении и социализации детей с РАС. Одной из эффективных, через которую должны пройти все дети, является ABA-терапия. В ее основе прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis), по результатам которого разрабатываются методы коррекции индивидуально для каждого ребенка. Я бы еще выделила методику Floortime (в переводе – время, проведенное на полу). Она входит в комплексную программу помощи, основанную на концепции DIR – терапевтической модели, сфокусированной на эмоциональном развитии ребенка: развивающий (Developmental), учитывающий индивидуальные особенности (Individual-difference) и основанный на построении взаимоотношений со значимыми для ребенка людьми (Relationship-based) подход. 

К эффективным технологиям я отнесу еще комплексную программу TEACCH, буквальный перевод –  лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных спо­собностей. Основная ее задача – обучить ребенка с аутизмом различным социально-бытовым навыкам с помощью регулярной отработки их отдельных элементов или структуриро­вания. В дальнейшем освоенные элементы объединяются в «целые» навыки. Благодаря ТЕАССН-терапии аутичный ребенок может в какой-то степени самостоятельно решать повседневные задачи, которые нам кажутся достаточно простыми: как умыться, почистить зубы и т.д.  

– Есть ли в ТГПУ научно-исследовательские проекты, посвященные изучению РАС?

Безусловно. С сентября 2022 года я и Евгения Владимировна Дергачева вошли в исследовательскую группу, где также представлены Казанский федеральный университет, Гродненский государственный университет (Республика Беларусь), Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Основная тема научного проекта – «Изучение образовательного потенциала у дошкольников с расстройствами РАС». Вместе с коллегами исследуем образовательный потенциал по нескольким параметрам: речь, коммуникация, социальное поведение и дизадаптация. Мы используем диагностическую систему, которую разработал А.В. Хаустов, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Диагностическая система включает существующие методики, с помощью которых можно оценивать вышеуказанные параметры, причем оцениваем каждый параметр на основании балльной системы, это дает комплексный результат и позволяет понять уровень развития ребенка по каждому параметру. Коллеги из КФУ самостоятельно разработали необходимые еще два параметра: физическое развитие (моторика) и художественно-этетический параметр. В итоге наше исследование проводится по шести параметрам.

– В чем актуальность научного исследования?

Для ребенка с РАС достаточно сложным является переход с дошкольной образовательной ступени на ступень начального образования. Часто нет понимания: каков образовательный потенциал ребенка. В итоге есть упущения, недоработки в решении, где будут обучаться такие дети: индивидуальное обучение, ресурсный класс или коррекционное обучение. Например, у ребенка сохранный интеллект, а его распределяют в коррекционное обучение, это негативно сказывается на образовательном потенциале школьника. Анализ образовательного потенциала по шести параметрам позволит разработать карту компетенций, образовательных возможностей. Эта карта даст возможность не проводит дополнительное тестирование, а сразу понимать, где будет учиться ребенок.

– Как я понимаю, это новый подход к оценке образовательного потенциала детей с РАС?

Да, действительно так. Как я уже сказала, мы используем системный подход, помимо созданных четырех параметров включили два новых. Это позволит разработать более полную и целостную карту образовательного потенциала ребенка, в этом новизна проекта.

– Насколько результативным будет исследование, если исходить из соотношения: сколько детей в Томской области с синдромом РАС и скольким ваш проект готов помочь?

В обследовании на данный момент принимают участие 144 ребенка, из Томска – 40 детей. С нами согласились сотрудничать детские сады № 30, 54, у них есть группы компенсированного обучения. В перспективе в качестве базы исследования выступит детский сад №53. Подобные сады, которые могут принимать детей с РАС, еще есть в Томске – это № 83, 57. В рамках первого года проекта мы составим индивидуальную карту для 40 детей. В Томской области около 300 детей с РАС. Теоретически мы для каждого из них можем составить такую карту.  В сентябре мы представим первые результаты нашего исследования, и именно ТГПУ доверили почетную роль выступить с общим отчетом.

Справочно:

Ежегодно в ТГПУ проводятся тематические конференции, семинары, круглые столы с участием представителей общественных организаций, ДОУ, где будущие педагоги пополняют знания по направлению сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра. Специалисты вуза реализуют специальные проекты для обсуждения актуальных проблем, например, в прошлом году состоялся экспертный диалог «Особое мнение», приуроченный ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. В нем приняли участие педагоги вуза и других образовательных и общественных организаций города, а также родители детей с РАС. Также в прошлом году ТГПУ вновь провел Всероссийский фестиваль профориентации детей с ОВЗ, к которому присоединились более 500 участников со всей страны, включая новые территории.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER