Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • В ТГПУ завершился Всероссийский научный семинар «Коммуникативная стилистика текста: итоги и перспективы»

В ТГПУ завершился Всероссийский научный семинар «Коммуникативная стилистика текста: итоги и перспективы»

Сотрудники Лаборатории русской речевой культуры и теории текста ИФФ ТГПУ провели Всероссийский научный семинар «Коммуникативная стилистика текста», на котором участники из разных городов России подвели итоги научной деятельности и наметили перспективы дальнейших исследований. 

В 2023 году исполняется 30 лет кафедре русского языка (ранее – кафедра современного русского языка и стилистики) ТГПУ и ее основному научному направлению «Коммуникативная стилистика текста», в рамках которого идет разработка теоретических и прикладных аспектов речевой коммуникации, реализующейся на основе текстовой деятельности.

Глобальная проблема эффективности речевого общения в разных сферах (бытовой, научной, деловой, педагогической и др.) далека от своего решения в силу постоянно меняющейся действительности. С этим связана актуальность исследований в области коммуникативной стилистики текста.

К участникам пленарного заседания из Томска, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Новокузнецка, Челябинска, Саратова, Омска и Луганска обратилась проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева:

Полева «Коммуникативная стилистика текста» является одной из значимых научных школ Томского Педагогического. Современный человек живет в текстах, а коммуникации трансформируются каждую секунду, поэтому те исследовательские горизонты, которые берут на себя ученые, занимающиеся данным направлением, очень широки. Школа прошла проверку временем, и сегодня студенты продолжают развивать и расширять направления своих научных интересов, что говорит о ее востребованности и по сей день».

Председатель пленарного заседания, доктор филологических наук, профессор Нина Сергеевна Болотнова обратила внимание участников на историю и основные этапы развития научного направления, открыв виртуальный фотоальбом и вспомнив этапы плодотворного сотрудничества педагогов из разных университетов России. 

Болотнова «Каждый из нас, являясь носителем языка, постоянно создает тексты и воспринимает чужие. Знать закономерности в организации текстовой деятельности важно, чтобы быть успешным и достигать цели. Комфортность нашего существования в речевой среде во многом зависит от нашей текстовой компетентности и владения речевой культурой, – говорит Нина Сергеевна. – Всероссийский семинар по научному направлению в январе 2023 года мы проводим впервые, так как есть необходимость подвести некоторые итоги многолетней работы и наметить перспективу дальнейших исследований».

Нина Сергеевна подчеркнула, что, учитывая специфику нашего вуза, особую актуальность приобретают прикладные аспекты коммуникативной стилистики текста. В конце 90-х и в начале 2000-х годов коммуникативно-деятельностный подход на основе обучения текстовой деятельности только намечался в сфере школьного образования. И сейчас он не потерял своей актуальности, так как меняется языковая реальность, разрабатываются новые методы и технологии работы с текстом.

Представленные на пленарных заседаниях двух дней доклады были посвящены становлению научного направления, его истокам, этапам развития и перспективе. Об этом говорила Н.С. Болотнова. Актуальные проблемы современной стилистики и многоаспектный подход к исследованию текстовой деятельности рассмотрели коллеги: анализ коммуникативных качеств текста (М.П. Котюрова); развитие креативной стилистики (Е.А. Баженова, Т.Б. Карпова); изучение факторов текстообразования в разных сферах общения (Н.В. Данилевская, Т.А. Демешкина); разработка коммуникативно-деятельностного, когнитивно-дискурсивного, социолингвистического подходов к текстам разных типов (О.В. Мякшева, Л.О. Бутакова, Н.В. Орлова, И.П. Лысакова); создание принципиально новых методик, имеющих междисциплинарный характер, опирающихся на достижения функциональной и коммуникативной стилистики, и труды в области изучения искусственного интеллекта (В.А. Салимовский, Д.А. Девяткин, Н.В. Чудова).

Продолжился семинар работой участников в рамках секционных заседаний. 

«Текст был и остается основным объектом изучения в филологии, существуют разные научные направления в его изучении, у нашего научного направления есть определенная специфика, которая определяется комплексным коммуникативно-деятельностным подходом к тексту с точки зрения эффективности диалога автора и адресата, «стоящих» за текстом, – комментирует Нина Сергеевна. – Это нашло отражение в тематике докладов всероссийского семинара на пленарных заседаниях и пяти секционных. Участники обсудили роль слова в теории и практике речевого общения и обучения, особенности медиакоммуникации в условиях интенсивно развивающихся новых компьютерных технологий, формирование медиакультуры личности, организацию ассоциативной деятельности коммуникантов, значимой для смыслового развертывания текста и его интерпретации, разработку новых методов и методик в изучении текстов разных типов».

Секция «Использование теории регулятивности в научной и образовательной деятельности» была посвящена разным аспектам теории регулятивности как одного из направлений коммуникативной стилистики текста. Доклады были связаны с выявлением регулятивного потенциала языковых средств в поэтических текстах, анализом факторов, влияющих на мировосприятие и выбор языковых средств авторами, с разработкой методических аспектов анализа текста в аспекте регулятивности в практике школьного обучения.

По словам председателя секции «Теория текстовых ассоциаций как база текстообразования и концептуального анализа текста»,  доктора филологических наук, профессора Анны Владимировны Курьянович, теория текстовых ассоциаций уже активно применяется к текстам разных жанров и стилей, ее следует развивать, поскольку речь идет об изучении универсальных, инвариантных закономерностей, выявленных уже и выявляемых сегодня с учетом появления новых отдельных самостоятельных жанров и жанрово-дискурсивных гибридов. Появление последних сегодня связано с развитием медиакоммуникации, искусственного интеллекта, сетевых форм взаимодействия. Новым аспектом текстового взаимодействия является также поликультурная и полиязыковая коммуникация в разных сферах. Развитие теории текстовых ассоциаций с учетом включенности в общение представителей разных лингвокультур также имеет новые векторы.

Еще на одной секции, председателем которой выступил доктор филологических наук, профессор Алексей Владимирович Болотнов, участники рассмотрели тему «Медийный вектор коммуникативной стилистики текста в сфере науки и образования». 

Болотнов «Выступающие обсудили интерес к медиакоммуникации в рамках коммуникативной стилистики текста, который связан с тем, что Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека, ежедневно находящегося в медиапространстве, создающего и воспринимающего медиатексты. При этом он не может не проявлять себя, свою культуру, ценности и в целом картину мира. По этой причине медиалингвистика становится актуальной областью современной науки и интенсивно разрабатывается», – говорит Алексей Владимирович. 

На секции «Медийный вектор коммуникативной стилистики текста в сфере науки и образования» были освещены вопросы формирования медиакультуры обучающихся, жанровая и стилистическая специфика медиатекстов в социальной сети, роль заголовочных комплексов в современном региональном медиадискурсе.

Содержание всех секционных докладов показало современный уровень осмысления ключевых проблем стилистики в общем научном контексте лингвистики и смежных с ней областей знания. Присутствующие отметили высокий уровень проведения научного семинара и его результативность, подчеркнули значимость подобных научных встреч.

Кроме того, были приняты решения по продолжению дальнейшей разработки методов и методик коммуникативно-деятельностного подхода к тексту как форме коммуникации и отражения идиостиля автора в рамках коммуникативной и креативной стилистики, решения по дальнейшему изучению текстовой деятельности с опорой на методологию исследований в области искусственного интеллекта и по усилению внимания ученых к проблеме смысловой интерпретации текстов с опорой на теории регулятивности и текстовых ассоциаций.

По итогам работы Всероссийского научного семинара «Коммуникативная стилистика текста: итоги и перспективы» будет издан сборник материалов с размещением в электронной библиотеке (РИНЦ).

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER