Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • План года педагога и наставника: Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ

План года педагога и наставника: Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ

Еще в декабре 2022 года в Центре дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ появились календари, надписи на которых гласили «2023 – Год педагога и наставника», а сотрудники структуры сформировали большую тематическую программу. О ключевых проектах и других планах Центра в интервью пресс-службе ТГПУ рассказал Михаил Александрович Червонный, директор Центра.

Первым пунктом, на котором остановился М.А. Червонный, стало наставничество как одно из приоритетных направлений деятельности Центра.

«Коллектив Центра более десяти лет развивает систему наставничества будущих учителей и молодых педагогов, работающих в школах. Это стало возможным прежде всего благодаря созданию интегрированного образовательного пространства высшего педагогического и дополнительного образования детей и учителей, – говорит глава структурного подразделения. – Однако этот год, даже с учетом истории, особый: он предъявляет новые вызовы к вопросу взаимодействия в подготовке учителей, а также предполагает новые результаты».

Условия интегрированного пространства обеспечивают профессиональное взаимодействие начинающих педагогов с широкой аудиторией представителей профессионального сообщества (учителя, педагоги дополнительного образования детей, педагоги-разработчики авторских методик, олимпиадные тренеры, наставники, ученые и др.). В результате проводятся образовательные и научные мероприятия, ведутся курсы наставников, публикуются научные статьи по наставничеству, реализуются проекты и гранты, направленные на развитие педагогического сопровождения школьников и студентов-педагогов.

Перспективные планы 2023 года коллектив Центра связывает с реализацией федерального проекта и гранта (продолжающегося и начинающегося в этом году соответственно), инновационными решениями которых является развитие особого педагогического наставничества будущих учителей.

Одна из ключевых задач Инновационного образовательного проекта (ИОП) Федеральной инновационной площадки (ФИП) «Педагогическая инициатива» – технология подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности» – подбор кадрового состава (кураторов, наставников) для организации педагогического сопровождения деятельности студентов. Решение этой задачи обеспечивает патронаж студентов с целью генерации и реализации ими образовательных инициатив – разработок мероприятий, курсов, образовательных стартапов для системы общего и дополнительного образования, а также для развивающей досуговой деятельности школьников.

В течение года реализуется технология, новшество которой определяется:

  1. Особой поэтапной деятельностью – в течение учебного года параллельно с основной (учебной) деятельностью студенты проходят пять этапов постепенного включения в практическую профессиональную деятельность в рамках интегрированной образовательной среды.
  2. Смешанным форматом – работа студентов с наставниками и учениками происходит как очно, так и онлайн, что позволяет будущим педагогам освоить на реальных примерах новые образовательные технологии.
  3. Ориентацией технологии на личность студента, на его профессиональные предпочтения, например возможность самостоятельного выбора направления своих первых профессиональных проб (углубленное изучение предмета, подготовка к аттестационным мероприятиям, кружковая деятельность, знакомство с авторскими методиками, подготовка к олимпиадам школьников и др.).
  4. Конкурсностью, т.е. возможностью вывода собственной педагогической инициативы на публичное представление в конкурсах, где экспертами выступают работодатели, в том числе от коммерческих организаций.
  5. Работой на уникальных установках новых образовательных пространств университета – Технопарка универсальных педагогических компетенций, установках, предоставленных промышленными партнерами, а также в ходе авторских экспериментов, проводимых в рамках инновационных программ дополнительного образования детей.

На календарные год запланированы мероприятия по проекту, которые продолжают учебный год, а с 1 сентября начинают новый. Так, в феврале-марте пройдут профессиональные пробы студентов под руководством наставников (реализация студентами мероприятий, курсов дополнительного образования детей). В апреле-июне будет запущена реализация авторских педагогических инициатив студентов в образовательном пространстве Центра (самостоятельное ведение студентами авторских курсов дополнительного образования детей). Сентябрь будет акцентирован на информировании студентов о возможностях учебно-профессиональной деятельности в пространстве Центра (аудиторные встречи и контакты в соцсетях, знакомство с кураторами, наставниками, представителями профессиональных сообществ), результатом чего станет приглашение на пробы. В октябре будет организована диагностика профессиональных предпочтений студентов (опросы и анкетирование), в результате будет выявлена степень мотивации, профессиональных предпочтений и проведены отборы по уровням. Октябрь-ноябрь откроют возможность организации первичных проб начинающих студентов по различным формам и направлениям деятельности (курирование опытными студентами, проектирование со школьниками, проведение мероприятий, спецкурсы, статьи). В декабре будет объявлен конкурс студенческих инициатив в несколько этапов.

Реализация гранта Российского научного фонда «Исследование процессов генерации и внедрения студентами профессионально-педагогических инициатив и степени их технологизации в университетских практиках».

«Этот выигранный педагогический грант подкрепляет развиваемые идеи о необходимости глубокого изучения причин и способов генерации будущими учителями профессионально-педагогических инициатив, выявления наиболее эффективных университетских моделей, основанных на инициативных способах развития педагога, в масштабах отечественных и зарубежных процессов педагогического образования. Высокую степень технологизации актуального для современного школьного и вузовского образования процесса подготовки педагогических кадров невозможно создать без наставничества!» – уверен Михаил Александрович.

Разработка различных аспектов исследований по наставничеству в 2023 году дополнится изучением воздействия спектра наставников и их багажа (профессиональных задач, авторских технологий и т.д.) на подготовку студентов, в частности возможностей влияния наставников на актуализацию и развитие инициатив будущего учителя, обеспечения трансфера результатов разработок выпускников педагогических вузов в образовательные практики. В научный коллектив гранта вошли представители разных факультетов и структурных подразделений ТГПУ, а половина из них – это молодые исследователи, начинающие ученые и аспиранты.

«Отдельно отмечу, что в Центре проходят обучение школьники с 3 по 11 классы по программам дополнительного образования, а также проводятся научно-образовательные мероприятия, и студенты Педагогического университета активно включаются в педагогическую деятельность, учатся работать с детьми, разрабатывают собственные педагогические инициативы – мероприятия, занятия, курсы», – продолжает Михаил Александрович.

В рамках этих направлений в Центре будут проведены как традиционные, так и новые события. Так, 19 февраля и 12 марта в рамках сотрудничества с СУНЦ НГУ Центр силами студентов ТГПУ в восьмой раз организует заключительные этапы Всесибирской открытой олимпиады школьников по математике и физике.

Также 19 февраля состоится XVI Областная научно-практическая конференция школьников «Я изучаю природу» и выставка-фестиваль «Наука детям». В первой будут участвовать воспитанники Центра, руководство работами которых на проектном кружке осуществляли студенты физико-математического и биолого-химического факультетов ТГПУ. В организации и проведении конференции и выставки также участвуют студенты всех факультетов, пробуя свои силы в оценке детских работ и модерации секций.

В апреле состоится XI региональная олимпиада школьников по физике «Сила Архимеда» для учащихся 7-8 классов, в проведении которой задействованы студенты ФМФ, в том числе в качестве членов жюри.

Помимо включения в разовые занятия (единичные профессиональные пробы), студенты в течение учебного года реализуют общеразвивающие общеобразовательные курсы для школьников по программам дополнительного образования: «Занимательная математика», «Углубленная математика», «Подготовка к ОГЭ по физике и математике», «Математический кружок», «Проектный кружок «Школа занимательных наук» и др.

В апреле и мае будущие педагоги подключатся к курсам экспресс-подготовки к ОГЭ по физике и математике, где будут вместе с педагогами и детьми решать задания итоговой аттестации.

В конце учебного будет проведен дополнительный набор по подготовке 9-х классов к экспериментальной части экзамена по физике. Под руководством наставника студенты со школьниками поработают на оборудовании Технопарка ТГПУ, содержащем новейшие школьные физические комплексы. Студенты пройдут специальную подготовку, а затем самостоятельно проведут лабораторные работы, осваивая их методику и отрабатывая умения взаимодействия с потенциальными воспитанниками.

В этом учебном году будет восстановлен очный формат многолетнего образовательного проекта «Открытый профильный класс» – пропедевтические курсы внеурочной деятельности для учащихся в рамках сотрудничества Центра и школы №40 г. Томск. Новизной проекта является то, что теперь курсы реализуются на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций ТГПУ: используются цифровые лаборатории, мультимедийные средства, уникальные установки. Занятия по естественно-научным предметам и математике проводят преподаватели вуза и студенты под руководством магистрантов и аспирантов, являющихся учителями школ. С февраля 2023 года в проект в сотрудничестве с Педагогическим технопарком «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ планируется подключить IT-направление и робототехнику.

Кроме того, на основе полученного в Центре практического опыта работы с детьми студенты будут привлечены к педагогическим исследованиям, где смогут описать свой опыт, представить его публично, участвуя в зарубежных и отечественных конференциях. Это планируется к реализации, в том числе на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование», которую по традиции вуз проводит весной. Чтобы не пропустить события Центра, которые могут быть полезны вам и вашим детям, следите за обновлениями на официальном сайте структуры.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER