Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • При поддержке ТГПУ пройдет международный форум «Русский язык в зеркале исследований российских и иностранных русистов»

При поддержке ТГПУ пройдет международный форум «Русский язык в зеркале исследований российских и иностранных русистов»

26 ноября 2022 года состоится открытие и пленарное заседание первого Международного форума «Русский язык в зеркале исследований российских и иностранных русистов: системно-языковые, когнитивно-дискурсивные и методические аспекты анализа». Участие в нем в качестве соорганизаторов и экспертов примут сотрудники ТГПУ.

Форум реализуется учеными-русистами из Муданьцзянского педагогического университета (Китай) при поддержке и участии российских специалистов ‒ сотрудников кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Томского государственного педагогического университета и кафедры иностранных языков Новосибирского государственного университета экономики и управления.

На торжественном открытии с приветственным словом к участникам обратится проректор по научной работе ТГПУ, сопредседатель организационного комитета форума Елена Александровна Полева. В организационном комитете форума ТГПУ также представят Анна Владимировна Курьянович, профессор, зав кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ, и Ван Синхуа, доцент, почетный  профессор (Китай, Муданьцзян ‒ Россия, Томск).

«В Китае русский язык занимает особое место, с ним связаны судьбы нескольких поколений китайских русистов в течение последних трех столетий. Сегодня в китайском обществе стремительно растет интерес к «великому и могучему» русскому языку и «загадочной» русской культуре. Этот интерес аккумулируется в существующем среди китайцев особом представлении о России, которое выражено в идиоме «斯情结», что переводится как «особые чувства к России», ‒ рассказывает А.В. Курьянович. ‒ В 2013 году  был определен курс на реализацию концепции «Один пояс, один путь». С этого времени русский язык и русская культура переживают период расцвета в Китае. Сейчас русский язык преподается более чем в 400 вузах, общее количество студентов-русистов и нефилологов (русский язык как первый иностранный язык), обучающихся в вузах Пекина, Шанхая, Гуанчжоу, Шэньяна, Чанчуня, Харбина и других городов, уже превышает 150 тысяч человек».

Специалисты и студенты ТГПУ долгое время являются партнерами китайских коллег в образовательной и научной сферах: открыты и активно работают программы обучения, академического обмена, организуются и проводятся методические вебинары, обучающие мастер-классы, творческие лаборатории, студенческие конференции. Значительна роль совместной научно-исследовательской деятельности томских и китайских коллег по решению актуальных проблемами русистики, теории языка, лингвокультурологии и кросскультурной коммуникации, методики преподавания русского языка как иностранного.

Успешно в ТГПУ проходят обучение студенты из КНР: с 2015 года на историко-филологическом факультете эффективно работает магистерская программа «Русский язык как иностранный». Дипломы магистра педагогического образования получили уже порядка 50 китайских обучающихся, для которых Томский Педагогический стал стартовой площадкой для осуществления карьеры. Аспирантская программа обучения по русскому языку также востребована в среде молодых китайских ученых. В 2018 году состоялась защита кандидатской диссертации Ван Синхуа (научный руководитель ‒ д.филол.н. А.В. Курьянович), в 2022 году еще три аспирантки из Китая ‒ Ван Юаньин, Ли Чжидань (научный руководитель ‒ д.филол.н. О.В. Орлова) и Ли Бин (научный руководитель – д.пед.наук О.Н. Игна) ‒ успешно завершили обучение в аспирантуре ТГПУ. Также в этом году ТГПУ и Цзилиньский университет иностранных языков приступили к реализации программы двойных дипломов.

«Человеческий язык является многофункциональной знаковой системой. С его помощью люди взаимодействуют, выражают мысли и осуществляют в целом когнитивные процессы, передают информацию, эксплицируют эмоции, экспрессию и оценки, создают образы, воздействуют на других и манипулируют их сознанием, наконец, описывают сам язык, ‒ говорит Ван Синхуа. ‒ Наш форум призван стать площадкой для проведения интересного и плодотворного, общения ученых, для которых русский язык уже долгие годы является объектом научного изучения. В рамках работы будет заявлена и станет предметом обсуждения проблематика из различных сфер современной русистики и в целом лингвистики».  

В рамках пленарного заседания руководитель магистерской программы «Русский язык как иностранный А.В. Курьянович выступит с докладом «Метафора как средство обучения в лингводидактике». Эксперт объясняет востребованность международного поликультурного образования спецификой современного мироустройства:

«Современный мир определяет интегрированность человека в глобальное коммуникационное пространство с целью решения различных жизненных задач: политических, экономических, культурных, а также связанных с обучением, повышением образовательного уровня, необходимостью реализации в профессии, расширением базы предметных и метапредметных компетенций, наконец, совершенствованием себя как личности. Международная образовательная политика, в том числе в сфере лингводидактики, успешно осуществляется сегодня в регионах. Содержание обучения и образовательные технологии в преподавании русского языка как иностранного являются привлекательными для иностранцев, желающих получить диплом выпускника магистратуры по профилю «Русский язык как иностранный» в российском региональном педагогическом вузе».

Организаторы форума уверены, что предстоящее событие станет значимым для научной жизни исследовательских коллективов китайских и российских вузов и положит начало традиции встреч с целью обмена знаниями и учебно-методическим опытом между лингвистами разных стран.

Программа и инструкция для подключения

*рекомендуется устанавливать китайскую версию VooV Meeting

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER