Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • ТЭФ – образовательная площадка для подготовки педагогов по основам обороны государства и военной службы

ТЭФ – образовательная площадка для подготовки педагогов по основам обороны государства и военной службы

В 2023 году в образовательные программы школ и колледжей будет включен курс по основам обороны государства и военной подготовки. Сегодня вместе с экспертом технолого-экономического факультета ТГПУ Еленой Станиславовной Синогиной говорим о роли учителя и предмета ОБЖ в формировании у молодежи культуры безопасности и начальных военных навыков.

Технолого-экономический факультет ТГПУ не только готовит учителей ОБЖ, но и является образовательной площадкой для получения педагогических навыков по основам военной службы студентами, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности (профили) Технология и Безопасность жизнедеятельности.

История

«Первый набор студентов по дополнительной специальности «Учитель ОБЖ» произошел в Томском государственном педагогическом университете в 1997 году, выпуск состоялся в 2002 году. В 2017 году началось сотрудничество кафедры безопасности жизнедеятельности ТГПУ и МБОУ «Мирненская СОШ» Томского района Томской области. Организованный усилиями директора Мирненской школы М.Н. Василевской кадетский класс МЧС стал важной профильной площадкой для отработки практических навыков профессиональной деятельности будущих учителей ОБЖ. Студенты в рамках дополнительных занятий работали со школьниками как в реальной среде школы, так и во внеурочной деятельности на базе ТГПУ», – рассказала зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности ТЭФ Е.С. Синогина.

Нынешний директор МБОУ «Пожарно-спасательный лицей» Томского района Томской области (ранее Мирненская СОШ) Д.В. Абдулаев, выпускник ТГПУ по профилю безопасность жизнедеятельности и активный участник данного проекта на протяжении всех пяти лет, считает:

«Дополнительные занятия по ОБЖ со школьниками 5-го класса – профильного кадетского класса МЧС, на которых в роли педагогов выступают студенты 3-5 курсов, повышают мотивированность школьников, а у студентов ответственность к изучению вопросов обороны и защиты государства. Совместно организованные занятия школьник-студент-наставник являются наилучшими условиями формирования гражданской позиции, отстаивающей традиционные ценности, близкие каждому русскому человеку, и в этом нет ничего парадоксального, ведь ядро нашей совместной работы – предметная область об обороне и защите государства».

Таким образом, став точкой сопряжения, школьный предмет и вузовская дисциплина на новом организационно-методическом и личностно-деятельностном подходах раскрыли свое содержание, направленное на изучение теоретических вопросов обороны государства, правовых основ военной службы, защиты населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и при возникновении военных действий. Организованные при участии наставника совместные занятия по отработке практических умений строевой, огневой, тактической подготовки, оказания первой помощи позволили школьникам и студентам приобрести навыки, влияющие на осознанное профессиональное самоопределение и развитие. Сегодня это хорошо видно по выпускникам кафедры БЖД ТГПУ: С.В. Колмаков, сегодня учитель ОБЖ школы №28 г. Томска, активный наставник школьников-участников олимпиадного движения по ОБЖ, военно-патриотических игр, соревнований и эстафет; на разных уровнях системы образования по профилю подготовки успешно работают А.Г. Жданова, Д.А. Доронин, Ю.В. Чудная и многие другие.

Современность

Особую роль в наши дни приобрела изучаемая студентами дисциплина «Основы военной службы», предусматривающая формирование следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего учителя ОБЖ: способность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; способность к осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей; способность к освоению и использованию теоретических знаний и практических умений и навыков в предметной области при решении профессиональных задач.

Содержание дисциплины актуализировано с учетом практики школ (новых ФГОС), дополнено положениями военной доктрины РФ, вопросами отношения российского государства к международным вооруженным конфликтам и использованию в них Вооруженных сил РФ. Значительное внимание в ходе изучения дисциплины уделяется боевым традициям и символам Вооруженных сил РФ, правам и обязанностям военнослужащих, порядкам службы по контракту и альтернативной военной службы, системе взаимоотношений в воинском коллективе.

На изучение данной дисциплины в учебном плане выделяется пять зачетных единиц, она изучается в течение двух семестров на третьем курсе бакалавриата. Аудиторные занятия по «Основам военной службы» включают в себя лекционные, практические и лабораторные работы. Помимо получения теоретических знаний по дисциплине, студенты отрабатывают практические навыки, используя материально-техническое обеспечение вуза (специализированный кабинет, тир, спортзал, бассейн) и специализированную базу стратегических партнеров ТГПУ и технолого-экономического факультета.

Благодаря плодотворному сотрудничеству кафедры БЖД с выпускниками, занятыми как в сфере образования (В.С. Бланк, И.И. Романцов, А.С. Просин и др.), так и выбравшими профессиональный путь в органах МЧС (Е.Ю. Каричева, И.Ю. Ласточкин) и МВД (Н.А. Гусева и др.), расширяется база практической подготовки для следующих поколений студентов: МБОУ «Пожарно-спасательный лицей» Томского района Томской области, МАОУ Заозерная СОШ №16 г. Томска, МАОУ СОШ №4 им. И.С. Черных г. Томска и другие.

Расширяется и география абитуриентов, сегодня направление «Безопасность жизнедеятельности» выбирают не только выпускники школ Сибири и ближнего зарубежья, но и педагогических вузов европейской части России.

Перспективы

Весной 2022 года в соответствии с методическими рекомендациями Академии Минпросвещения России и в рамках реализации проекта «Ядро высшего педагогического образования» в предметно-методический модуль по профилю Безопасность жизнедеятельности была введена дисциплина «Основы обороны государства и военной службы». Цель введения – в обеспечении единого подхода к структуре, содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям ее реализации в любом вузе РФ.

Образовательными планами поделилась Елена Станиславовна Синогина, зав. кафедрой БЖД ТГПУ:

«В случае введения в образовательную программу школы начальной военной подготовки не нужно опасаться излишней милитаризации. Учащиеся будут изучать строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат, старшеклассники научатся действовать в современном общевойсковом бою, изучат состав и вооружение современных боевых машин, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп».

Педагог уточняет, что для дисциплины ОБЖ перечисленные разделы не являются чем-то новым и неизвестным, модули по указанным темам длительное время существуют в структуре дисциплины ОБЖ и данные разделы присутствуют в учебном плане бакалавров педагогического образования по профилю Безопасность жизнедеятельности. Формирование у школьников начальных военных навыков является основой для патриотического воспитания, физического развития, обучению ответственности за свои поступки. Возможно, начальная военная подготовка школьников будет организована в рамках внеурочной деятельности. Необходимыми средствами обучения, высококвалифицированными педагогическими кадрами и базами практик для подготовки педагогов начальной военной подготовки обладает технолого-экономический факультет ТГПУ.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER