Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Итоги Всероссийской научной конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики» ТГПУ

Итоги Всероссийской научной конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики» ТГПУ

В Томском педуниверситете подведены итоги двухдневной Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики», которая собрала на площадке вуза в очном и онлайн-формате экспертов из Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Луганской и Донецкой народных республик.

В рамках научного события было заслушано 96 докладов ученых, работников системы общего и дополнительного образования, магистрантов и студентов старших курсов. В обсуждении представленных работ участвовали не только специалисты, но и студенты, в частности историко-филологического факультета ТГПУ, которые смогли задать вопросы ведущим исследователям – историкам, философам, литературоведам, а также познакомиться с практическим опытом лучших учителей томских школ в области гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания на уроках истории, литературы, во внеурочной деятельности.

«Проблема культурно-исторической памяти принадлежит к числу наиболее актуальных для современного российского общества. Особая миссия здесь – у педагогов гуманитарного направления. Именно поэтому для обсуждения проблем и актуальных практик сохранения исторической памяти, патриотического воспитания уже второй год собираются ведущие ученые историки, учителя томских школ и, конечно, будущие педагоги, – говорит один из организаторов конференции, зав. кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию ИФФ Наталия Ивановна Сазонова. – На нынешней конференции удалось представить достижения лучших учителей города в области преподавания истории и внеурочной работы краеведческой и патриотической направленности, обсудить современные проблемы культурной идентичности современного российского общества».

Открыла пленарное заседание проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева. К участникам обратился митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Владыка подчеркнул, что культурно-историческую память можно соотнести с понятием традиции, которая хранится, передается и творчески переосмысливается. Выступая, он отметил, что «мы часто мыслим, хотя этого и не осознаем, в контексте библейской логики, библейской лексики», ведь русский язык хранит память христианской культуры, в том числе в историческом развитии наука, искусство, литература, опираются на опыт предшествующих поколений.

Затем к собравшимся обратились ректор Московского государственного педагогического университета А.В. Лубков, глава Луганского государственного педагогического университета Ж.В. Марфина, первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования», советник министра просвещения РФ Н.Ю. Склярова.

Пленарные доклады были посвящены формированию исторической памяти и актуализации традиций в современном обществе. Их представили профессор ЛГПУ В.Ю. Даренский, посвятивший выступление идеям И.Л. Солоневича и их актуальности для современного общества; директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена Р.А. Соколов, говоривший об образе Дмитрия Донского как героя и святого; доцент ИФФ ТГПУ О.Н. Мухин, который рассматривал образ Петра I; директор Школы №4 – кадетского корпуса им. А.В. Захарченко из г. Донецк О.С. Целиковская рассказала о современных проблемах кадетского образования, а также способах их решений; эксперт ТГПУ и ТПУ А.А. Казаков говорил о философии истории Л.Н. Толстого на примере романа «Война и мир».

«Задачи конференции носят образовательный и воспитательный характер, поскольку наш университет педагогический и готовит учителей школ, а не только выпускает образованных людей. Профессионализм учителя заключается не только в его образованности, хорошем знании своего предмета, но и в его нравственном облике, в его ценностных установках: учителя воспитывают и формируют будущее поколение нашей страны, – отмечает один из организаторов конференции, доцент ИФФ Евгения Константиновна Макаренко. – Все знают слова Отто фон Бисмарка, произнесенные им после победы Пруссии во франко-прусской войне: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Наша конференция, которая проходит в условиях проведения СВО, когда перед нами потавлена задача защитить свой суверинитет и сохранить традиционные ценности, имеет цель актуализировать необходимость сохранения культурно-исторической памяти в нашем народе, найти формы и способы передачи исторических фактов школьникам».

Конференция продолжилась тематическими секционными заседаниями: «Культурно-историческая память в образовательной среде современной школы и вуза: опыт и проблемы», «Осмысление исторической памяти в русской литературе», «Педагогическое наставничество в патриотическом воспитании детей и молодежи», а также «Актуальные практики формирования образа защитника Отечества среди подростков и молодежи», которая была проведена в рамках соглашения о сотрудничестве между ТГПУ, военным учебным центром НИ ТГУ и Томским кадетским корпусом им. Героя Российской Федерации М.В. Пескового.

На первой секции были представлены актуальные практики работы учителей истории, обществознания, основ религиозной культуры и светской этики. Острый интерес вызвало выступление М.Г. Лоскутовой, старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея. Она проанализировала роль нарратива в исторической реконструкции прошлого, существующие подходы к историческому источнику, которые может использовать учитель истории, а также рассказала о практике работы со школьниками в музее. Слушателями активно обсуждался доклад Р.Ю. Терекова, зам. директора по научно-методической работе, учителя истории и обществознания, и Т.Н. Боровик, зам. директора по воспитательной работе МАОУ СОШ №35, учителя обществознания, «Сохранение исторической памяти на уроках истории и обществознания», в котором были рассмотрены основные проблемы преподавания истории и обществознания в школе, формирования мотивации учеников к изучению.

И.И. Арндт, учитель истории и обществознания МАОУ гимназии №56 г. Томска, рассказал о способах формирования навыков научного поиска на уроках истории при помощи различных педагогических технологий. А.А. Смекалин, учитель истории и обществознания МАОУ гимназии №56 г. Томска, посвятил доклад способам формирования функциональной грамотности учеников при помощи настольных игр.

В направлении «Осмысление исторической памяти в русской литературе» доклады по литературе и методике ее преподавания подготовили как молодые, так и опытные учителя, студенты, магистранты, аспиранты ИФФ ТГПУ. Так, обучающиеся Медико-фармацевтического колледжа Н. Харина и М. Жидова презентовали образовательный проект «Е.Ю. Кузьмина-Караваева – поэт, подвижник, миссионер», подготовленный под руководством преподавателей Н.А. Мостовской и О.А. Паломеевой. Учитель МБОУ СОШ №49 И.В. Черепова поделилась опытом организации учебно-исследовательской краеведческой работы по теме Великой Отечественной войны, отметив, что такая работа должна проводиться со школьниками в течение всего учебного года, а не только в преддверии празднования 9 мая. Литературоведческие доклады были посвящены изучению прозы и поэзии ХIХ-ХХI вв.; первой, второй и четвертой волн эмиграции. С.В. Бурмистрова, доцент Московской духовной академии, осветила концепцию божественного промысла в художественной историософии Н.В. Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»). Учитель МАОУ Лицей №7 Е.А. Трифонова посвятила доклад сопоставлению стихотворений о Родине И. Елагина и Д. Самойлова. Студентка ИФФ Е.К. Дементьева сопоставила гражданскую тематику в лирике поэтов-модернистов В. Шершеневича и В. Маяковского. Учитель МАОУ СОШ №35 О.П. Величко представила доклад о теме памяти в романе Л. Элтанг «Каменные клены».

Активный диалог инициировали авторы трудов, посвященных Великой Отечественной войне. Учитель МБОУ СОШ «Северский лицей» В.О. Липовка рассмотрела специфику рассказов Юрия Яковлева. Аспирант ТГПУ А.В. Насонова посвятила выступление функциям минус-приема в раскрытии темы памяти в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Учитель МБОУ СОШ №49 М.И. Ломакина представила обзорный доклад о современной детской литературе о Великой Отечественной войне, подчеркнув, что анализ текста необходимо выстраивать с учетом возраста читателя. Однако сначала следует познакомить ученика с рассказами о войне советских писателей (очевидцев событий), а лишь затем – современных.

В обсуждении докладов также приняли участие преподаватели МАОУ СОШ №67, МАОУ СОШ №53. В ходе дискуссии затрагивались вопросы о возможной искаженной интерпретации художественного произведения из-за сокращенной версии, представленной в учебниках литературы; об уместности представления трагической темы войны для детей в виде графических романов и комиксов, в жанре сказки и поджанре «робинзонады».

В работе сетевого трека «Педагогическое наставничество в патриотическом воспитании детей и молодежи» приняли участие более 30 человек, педагогов школ и дошкольных образовательных организаций, студентов, руководителей образовательных организаций, представителей Томской митрополии Томской духовной семинарии. Ключевыми идеями были взгляды и мысли Макария (Невского), наставничество молодежи, начинающих педагогов в процессе патриотического воспитания. Около 30 докладов заслушано также на секции «Актуальные практики формирования образа защитника отечества среди подростков и молодежи». Они были посвящены разным аспектам военно-патриотического воспитания и поисковой работы.

Завершающим этапом конференции стала организация круглых столов «Историческая реконструкция в образовательной среде: современные практики», «Участие русской православной церкви в гражданско-патриотическом воспитании молодежи», «Опыт ТГПУ в реализации патриотического проекта «Карта Победы», «Морально-нравственный потенциал советского кинематографа».

«По завершении работы было спланировано дальнейшее более тесное сотрудничество историко-филологического факультета и школ Томска, знакомство будущих педагогов с передовым педагогическим опытом, – резюмировала Наталия Ивановна. – Уже сейчас очевидно, что итогом конференции будут являться по крайней мере несколько важных проектов. Так, заинтересованность в работе со студентами в формате методических семинаров высказали коллеги из МАОУ СОШ №35 и №56. В ближайшее время будет также обсуждаться проект организации постоянно действующего киноклуба для обсуждения фильмов духовно-нравственной и патриотической направленности с привлечением коллег из Москвы и других городов».

Кроме того, по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики» планируется издание сборника статей.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER