Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Чтение без мучений, или Как привить ребенку любовь к литературе

Всероссийская неделя родительской компетентности продолжается в Томском педуниверситете. Доцент факультета дошкольного и начального образования ИДиА ТГПУ Галия Хамитовна Вахитова рассказала слушателям о том, какие приемы помогут ребенку принимать "чтение без мучений". 

Для каждого родителя важно, чтобы его ребенок интересовался литературой и самостоятельно умел читать. Но так ли необходимо с ранних лет обучать ребенка чтению и к чему может привести принудительная любовь к литературе?

«Ребенка не нужно учить читать слишком рано, если он к этому не готов, – говорит Галия Хамитовна, – молодая и неокрепшая психика может негативно отозваться на то, что вы в принудительном порядке предлагаете ребенку почитать. В конечном итоге может навсегда развиться отторжение к этому действию. Всем родителям нужно запомнить: читающий ребенок отличается от нечитающего только тем, что он умеет читать. Этот навык не является показателем высокого интеллекта».

В начале беседы спикер разобрала возможные причины, по которым ребенок может иметь холодное отношение к чтению. Например, клиповое мышление, свойственное для молодого поколения, выросшего на социальных сетях. Фрагментарное восприятие информации может помешать ребенку не только читать, но и понимать длинные произведения. 

Другой причиной может стать игнорирование интересов детей и использование методов принуждения. Зачастую родители недовольны выбором литературы своего ребенка и против его воли принуждают читать классические произведения, не вызывающие у чтеца должного интереса. В таких случаях можно пойти на компромисс, позволяя ребенку чередовать его книги и классических авторов.

Еще одна возможная причина – отсутствие родительского примера. Ребенок является зеркалом родителя: если он не наблюдает в руках мамы или папы книгу, может не понять причины, по которой сам должен начать читать. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, необходимо начать с себя или использовать метод совместного чтения, которое может включать различные приемы. Так, если родитель применяет технику совместного чтения с дошкольником, разнообразить прочтение помогут разыгрывание сценок из книги при помощи мягких игрушек. Ребенок сможет почувствовать себя героем книги и с интересом сфокусируется на сюжете. С детьми постарше можно рисовать литературных героев, придумывая для них свои костюмы и личные вещи, что поможет в развитии воображения и творческих навыков. 

При чтении больших по объему книг важно вовремя остановиться, чтобы малыш смог обработать информацию, количество которой ему по силам. Прочтение ребенком обозначенной родителем части книги можно поощрить небольшим приятным призом. Так маленький читатель сможет почувствовать гордость за свои достижения и быть уверенным в себе при вступлении на путь новых открытий. 

Последнее, к чему слушателей призвала спикер, ни в коем случае не сравнивать достижения своего ребенка с успехами других детей. Это может негативно сказаться на его самооценке, уничтожить желание стремиться к чему-то и закрепить неприязнь к успешным детям. 

Получить запись вебинара 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER