Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Как помочь ребенку в исследовательской и проектной деятельности? Рассказывает эксперт ТГПУ!

Сотрудники Центра поддержки семьи ТГПУ стартовали в проекте Министерства просвещения РФ «Всероссийская неделя родительской компетентности». Первой в серии вебинаров стала встреча на тему «Как и зачем помогать ребенку в исследовательской и проектной деятельности». Спикером выступила кандидат педагогических наук, директор ИРПО ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова.

В течение недели на онлайн-семинарах опытные специалисты и педагоги разберут актуальные вопросы родительства: развитие, воспитание, помощь детям в профориентации и другие. Открыла программу, приветствуя подключившихся, Н.А. Семенова:

«Время всегда было, есть и будет одним из ценнейших ресурсов человечества. И если вы тратите его на прослушивание данных вебинаров, развиваетесь и получаете новую для себя информацию, то вы по-настоящему заинтересованный в будущем своего ребенка человек. Сегодня здесь собрались именно те люди, с которыми мне будет приятно поделиться своими знаниями».

Эксперт обратила внимание слушателей на важность понимания у ребенка различий между исследованиями и проектной деятельностью. Исследованием является поиск нового: ребенок знакомится с информацией, которая ранее ему была неизвестна. А проектная деятельность заключается в том, что уже воспринятые чьи-то знания ребенок применяет на собственном опыте, узнавая мир на практике. 

«Ребенок проводит исследование и открывает для себя знания, которые могут быть уже давно известны всему миру, но от этого они не теряют свою ценность, ведь он сам получил их», – говорит Наталия Альбертовна.

Умение ребенка видеть разницу между исследованием и проектной работой формирует правильное понимание того, какие ресурсы будут затрачиваться при выполнении задания. 

Также спикер сделала акцент на том, что в каждом возрасте задачи вовлечения ребенка в процесс познания мира разные. Так, в дошкольном возрасте родитель должен активно поддерживать начинания ребенка, в начальной школе важно, чтобы исследовательские и проектные умения уже были на стадии формирования, а в средней школе имеющиеся знания активно применялись на практике. Для успешного проведения исследовательской и проектной деятельностей ребенок должен испытывать положительные эмоции и не привязываться только к одной области предметного изучения.  

Расширению проектных и исследовательских возможностей школьников сегодня способствуют созданные в школах и университетах по всей стране условия. Так, в 2021 году в ТГПУ открылся Технопарк универсальных педагогических компетенций, где с использованием новейшего оборудования (Интерактивный стол «Пирогов», VR/AR, робототехнического комплекса и др.) могут вести работу не только сотрудники и студенты, а также учителя, школьники и дошкольники региона. В декабре 2022 года в университете планируется открытие Педагогического Кванториума им. Б.И. Вершинина. Его оснащение позволит школьникам и педагогам стать участниками современных исследований, познакомиться с новейшими технологиями и поучаствовать в работе экспериментальных площадок.

«У нас сильные программы обучения в образовательных учреждениях, педагоги имеют возможность профессионально расти, в школах появляются высокоскоростной Интернет, технологичное оборудование. У вас есть возможность получать глубокие качественные знания, чтобы потом стать учеными, сделать свои научные открытия, найти единомышленников в других странах и создавать глобальные созидательные проекты», – отметил министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов, обращаясь к школьникам.

В завершении вебинара Наталия Альбертовна резюмировала правила, которые помогут в успешной деятельности ребенка. Например, родитель не должен излишне опекать или давить на него во время обучающего процесса, а также недооценивать или переоценивать труды. Советом является воспринять исследовательскую или проектную деятельность с позиции формирования важных для жизни умений, позволять ребенку самостоятельно выполнять работу, но при этом, в случае нужды, оказывать помощь, поддерживать начинания в определенном направлении. 

Следующий вебинар «Суицидальное поведение детей и подростков» в рамках Всероссийской недели родительской компетентности состоится в ТГПУ 25 октября в 14.00 часов. Для участия необходимо пройти регистрацию.

Получить запись вебинара

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER