Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

В Томске при участии ТГПУ прошел День отрасли «Подготовка кадров для сферы образования»

День отрасли «Подготовка кадров для сферы образования» собрал в Томском государственном педагогическом колледже представителей органов региональной власти, муниципальных образований Томской области и образовательных организаций для обсуждения Концепции подготовки педагогических кадров до 2030 года, построения модели подготовки кадров и механизмов ее реализации. На встрече выступили ректор Томского педуниверситета Андрей Николаевич Макаренко, проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Станиславовна Садиева, начальник Департамента профессионального образования Томской области Юрий Владимирович Калинюк, начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Борисовна Грабцевич, начальник Департамент образования Администрации Томской области Максим Георгиевич Савенков и руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки Томской области Елена Ивановна Ненашева.

Кроме того, для рассмотрения были подняты проблемы закрепления педагогических кадров в муниципальных образованиях и формирования пула опережающих компетенций в сфере образования. Открыл работу Дня отрасли Юрий Владимирович Калинюк, начальник Департамента профессионального образования Томской области, который обратился к присутствующим:

«Благодарю коллег – руководителей образовательных организаций, руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования, Томский государственный педагогический колледж и Томский государственный педагогический университет за работу по подготовке кадров, в частности подготовке педагогических кадров для региона».

Первым этапом участники встречи совершили экскурсию по мастерским, открытым в ТГПК в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование». Это площадки для работы по трем компетенциям: преподавание в младших классах, дошкольное воспитание, физическая культура, спорт и фитнес. Они оснащены ноутбуками, интерактивными досками, тренажерным комплексом и другим оборудованием, необходимым для совершенствования процесса подготовки будущих педагогов, которых ждут в школах и детских садах по всей области. 

На заседании Дня отрасли были представлены доклады. Ректор ТГПУ А.Н. Макаренко выступил с темой «Концепция подготовки педагогических кадров до 2030 года», в которой раскрыл содержательные основы документа:

Ректор

«Концепция, с одной стороны, отчетливо обозначает дефициты, разрывы и рассинхронности, которые обусловливают проблемы в сфере непрерывной профессионализации педагогических кадров, – сказал глава вуза. – А с другой стороны, документ предлагает ключевые идеи и инструменты, направленные на развитие этих проблем, и системообразующей среди этих концептов выступает идея создания открытого образовательного пространства, которое наполнено осмысленной связанностью процессов педагогического труда в разных образовательных средах – дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование, а также процессов подготовки к педагогическому труду – сфера подготовки педагога в СПО и высшем образовании».

Андрей Николаевич обозначил шаги, которые уже были предприняты сообществом педвузов России, в частности Томским педагогическим университетом как частью большой команды, среди них формирование и внедрение в систему «Ядра высшего педагогического образования» – методических рекомендаций, основных требований к содержанию и структуре образовательных программ по подготовке учителей в педвузах страны; открытие во всех профильных университетах России Технопарков универсальных педагогических компетенций – высокотехнологичных пространств для подготовки педагогов нового времени, оснащенных новейшим оборудованием. В ТГПУ под Технопарк отдан весь первый корпус (пр. Комсомольский, 75), а в учебном корпусе №8 (ул. К. Ильмера, 15/1) готовится к открытию Педагогический Кванториум им. Б.И. Вершинина, который включит медиа, технологический и естественно-научный квантумы. 

Отдельное внимание ректор ТГПУ уделил реализации на базе педвузов федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» для детей и подростков из ЛНР и ДНР. За лето 2022 года Томский педуниверситет в рамках программы посетили 173 ребенка и 15 педагогов из Донецкой и Луганской народных республик. Всего было организовано три смены, в каждой гости вуза прошли широкую культурно-образовательную программу и познакомились с Томской областью, ее историей, образовательными, производственными и другими возможностями. 

«Хочу выразить твердую уверенность в том, что на региональном уровне нам удастся максимально продуктивно консолидировать и человеческие, и инфраструктурные ресурсы для повышения качества педагогического образования, которое станет ответом на все вызовы современности», – завершил выступление А.Н. Макаренко. 

Доклад «Модель подготовки педагогических кадров и механизм ее реализации» представила Марина Станиславовна Садиева, проректор по образовательной деятельности ТГПУ. Спикер описала Модель подготовки кадров для образовательного комплекса региона, Модель непрерывного совершенствования профессионального мастерства кадров для образовательного комплекса Томской области и региональную дорожную карту по подготовке педагогических кадров. М.С. Садиева сделала акцент на профориентационных проектах, которые реализуются командой Томского педагогического университета: это регулярная работа в рамках многоуровневой программы «Открытый педагогический класс» (педагогические + психолого-педагогические классы); инициатива в формате видео по позиционированию личности учителя «ТГПУ: влюблен по собственному желанию», использование программно-проектного подхода и др. Проректор обратила внимание коллег на показатели целевого приема в Томском педуниверситете (увеличение контрольных цифр приема на 33% и студентов-целевиков – на 29,7% с 2019 года), рассказала о существующих в вузе программах подготовки бакалавриата (9 направлений, 41 программа), специалитета (2 направления, 2 программы), магистратуры (6 направлений, 23 программы), аспирантуры (11 направлений) и обозначила процент трудоустройства выпускников 2022 года, большинство из которых трудоустроены в бюджетные образовательные организации. 

«Именно прогнозирование потребности в кадрах запускает процесс определения направлений подготовки, дальнейшую профориентационную работу в школах и организациях дополнительного образования», – заключила Марина Станиславовна.

В продолжение диалога коллегами были представлены доклады, раскрывающие вопросы формирования опережающих компетенций в сфере образования, мотивации педагогических кадров закрепиться в образовательных организациях региона и другие актуальные темы повестки. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER