Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Ректор ТГПУ выступил на открытии первого Томского образовательного форума гуманитарных наук

Ректор ТГПУ выступил на открытии первого Томского образовательного форума гуманитарных наук

20-23 сентября в регионе идет работа первого Томского образовательного форума гуманитарных наук, нацеленного на обсуждение вопросов реализации образовательных программ гуманитарных, общественных и общеразвивающих учебно-предметных направлений. Учредителем форума выступает Департамент общего образования Томской области, организатором – Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Томской области (ТОИПКРО).

В стартовой сессии форума приняли участие ректор ТГПУ Макаренко Андрей Николаевич, начальник Департамента общего образования Томской области Грабцевич Ирина Борисовна, директор Губернаторского Светленского лицея, Народный учитель России, заведующий Научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования ТГПУ Сайбединов Александр Геннадьевич, проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям ТГУ Эмер Юлия Антоновна, профессор русской литературы ГИТИС Ланин Борис Александрович и проректор ТОИПКРО Панова Елена Владимировна.

«Современная наука сейчас в изучении человека стоит на стыке различных подходов, примеры тому нейропсихология, нейролингвистика. Действительно, язык, разум, сознание и порождающий их мозг человека – сложнейшие из известных нам систем, – обратился к участникам ректор ТГПУ А.Н. Макаренко. – Сам человек в своей современной повседневной жизни сталкивается с неопределенной и неоднозначной информацией, на основании которой должен постоянно принимать решение. Как мы можем понять современного человека и что может научить человека выстоять в напряженном и стремительном потоке меняющейся реальности, сохранив в себе гуманное, а значит, человеческое? На мой взгляд, сложную задачу изучения человека и выработки подходов в формирования его личности играет гуманитарное знание».

Глава вуза отметил, что именно в рамках гуманитарного образования поднялся вопрос о нужности критического мышления у человека, о котором сегодня много говорят как о возможности сформировать свою точку зрения на основании осмысления многого, разного и часто резко противоположного друг другу. Если же оставаться в прокрустовом ложе только своей профессиональной принадлежности или перекоса технократического подхода к выбору приоритетов в образовании, науке, подготовке и переподготовке кадров, то вряд ли мы сможем научиться ориентироваться в современной жизни.

Отдельно Андрей Николаевич подчеркнул, что к области гуманитарного знания относится искусство: литература, живопись, кино, музыка, театр. Искусство развивает в человеке креативное мышление, способности к нетривиальным ходам и интеллектуальным прорывам, понимания сложности интерпретации реальности, когда, возможно, ответов и нет. И именно на плечах педагогов, носителей гуманитарного знания, лежит огромная ответственность: им предстоит найти убедительные аргументы в необходимости для подрастающего поколения стать людьми с широким кругозором, читателями культурных текстов, нацеленных на поиск глубинных смыслов.

Завершая выступление, А.Н. Макаренко выразил уверенность, что в ходе работы Томского образовательного форума гуманитарных наук для педагогов участники смогут обменяться мнениями и разработать практические рекомендации, которые предусмотрят все важные аспекты и актуальные проблемы гуманитарного образования.

После встреч открытия форум начал работу. Тематически первый день был посвящен русскому языку и литературе. Участники прослушали вебинары «Современные подходы в обучении русскому языку в контексте требований обновленных ФГОС», «Читательская грамотность и креативное мышление на уроке», приняли участие в конференции «Лаборатория учителя-словесника. Творческий поиск методических решений» и обсудили, что происходит на уроке, за его рамками, а также поговорили о лучших практиках наставничества.

Далее диалог выстроится вокруг таких предметов, как история и обществознание, искусство, технология, ОБЖ, физическая культура и других. 

«Такие направления работы форума определены неслучайно, ведь сегодня гуманитарное образование детей призвано не только обеспечивать передачу научных знаний и представлений новому поколению, но и формировать ценностные ориентиры в их нравственном измерении и в целом способствовать здоровому и безопасному образу жизни школьников», – отметили организаторы из ТОИПКРО. 

В результате участия педагоги получат друг от друга и спикеров эффективные ресурсы и инструменты формирования личности, обладающей основами гуманитарных наук, способствующих развитию самосознания, самотрансформации, гражданской идентичности в условиях динамичных изменений.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER