Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Вопросы грамотного родительства обсудили в ТГПУ

В Томском педуниверситете прошла Межрегиональная конференция по вопросам формирования и развития родительских компетенций «Родительству стоит учить». Научное обсуждение было организовано в рамках подготовки седьмой ежегодной Всероссийской конференции по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одаренных родителей». В нем приняли участие представители родительских комитетов, попечительских советов, педагогические работники, организаторы работы с родителями и др.

Приветственным словом открыл работу ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко:

«От лица ТГПУ и от себя лично рад приветствовать участников Межрегиональной конференции. Те вопросы, которые будут подниматься сегодня, очень важны, ведь семья – первая школа во взаимодействии человека с миром, обществом, другими людьми, именно в ней складываются представления о добре и зле, а близкие люди формируют у маленького человека навыки переживания таких чувств, как любовь, сострадание, долг и ответственность, – отметил глава вуза. – Конференция станет площадкой для плодотворной встречи как профессионалов в области психологии и педагогики, так и представителей родительского сообщества. Желаю успехов в обсуждении актуальных вопросов в формировании и развитии родительских компетенций».

Продолжил вступительную часть Алексей Владимирович Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член Коллегии Минпросвещения России:

«Мы много чему учимся в жизни, конечно же, такой важнейшей функции, как родительство, стоит учиться и до того, как мы становимся родителями, и в тот период, когда мы ими являемся».

Затем спикер рассказал о деятельности и вкладе в развитие родительства Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация». Она была создана в 2013 году и сегодня включает в себя такие направления, как «Родительское творчество», «Родительская экспертиза» и «Родительское просвещение». Именно название конференции «Родительству стоит учить» является частью девиза этого общественного объединения.

В рабочем плане конференции первой выступила Анжелика Сергеевна Мухина, член комитета МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8» г. Анжеро-Судженска (Кемеровская область). Она представила доклад «Кузбасский штаб родительского контроля: от идеи к реализации и перспективам» и рассказала о динамике капремонта школы с учетом использования современных материалов и технологий, а также о реализации за процессом общественного родительского контроля. 

«На общих встречах родители учеников обсуждают ход ремонта и результаты, которых уже достиг подрядчик. На данный момент в школу планируют завести современное учебное оборудование, что будет способствовать обновлению всего образовательного процесса и повышению квалификации педагогов, – поделилась Анжелика Сергеевна. – Школьники и педагоги активно участвуют в создании уникального дизайна своей школы, проектов для модернизации учебного процесса. Уже есть варианты по оформлению библиотеки, коридоров и кабинетов».

Об «Актуальных проблемах повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей» рассуждала Евгения Владимировна Дергачева, руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ. Слушатели узнали об услугах консультирования для родителей по вопросам гармоничного развития личности ребенка с учетом его особенностей на основе современных условий воспитания. 

«Очень важно создать гармоничные детско-родительские отношения, убрать в них несогласованность и решить конфликты в семье. Поэтому, приходя на консультации, родители стремятся получить максимум полезной информации о том, как правильно воспитывать современного ребенка без потери доверия с его стороны. Эти знания помогут им вырастить полноценную и конкурентоспособную личность», – озвучила мнение Евгения Владимировна.

Психика современного ребенка кардинально другая, если сравнивать с предыдущими поколениями. Поэтому изменились и технологии обучения как детей, так и научения правильному воспитанию родителей. Специально для последних проводятся вебинары, где на практических примерах объясняется, каким образом можно себя вести с детьми, а каким нельзя.

Кроме того, создаются родительские группы, в которых люди делятся друг с другом опытом, обсуждают различные проблемы и способы их решения. Максимально эффективен данный метод в том случае, когда группа решает жизненный кейс: как поступит при определенных обстоятельствах родитель, какие приемы применит в тех или иных ситуациях и т.п.

Продолжила тему родительства Галия Хамитовна Вахитова, доцент ИДиА ТГПУ, докладом «Общение с ребенком: проблемы и поиски решения». Эксперт акцентировала, что современное поколение детей – дети поколения Z, мышление которых построено на восприятии информации фрагментарно, короткими кусками и яркими образами. Такой человек не может сосредоточиться на чем-либо продолжительное время и постоянно перескакивает с одного на другое. Ребенку сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, а также смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Причина отсутствия интереса к обучению связана с клиповым мышлением, множественностью информационных источников, использованием родителями методов принуждения, а также отсутствием правильного родительского примера. С такими проблемами можно справиться, проводя совместные занятия с детьми: рисование, лепка, оригами, прогулки, беседы, спорт. Очень большой эффект при воспитании оказывают на ребенка семейные традиции.

«В случаях, когда с ребенком трудно найти контакт, необходимо правильно выстроить общение. Не выплескивать на него негативные эмоции, постараться вести себя с ним сдержанно даже в самых тяжелых моментах. Когда мы ругаем ребенка, у него в душе остаются «заломы», которые в будущем превращаются в те последствия, которые мы имеем: ребенок, когда вырастает не хочет приходить в гости к родителям, не хочет общаться и даже не поздравляет их в день рождения», – комментирует Галия Хамитовна.

Конференция продолжилась выступлением Елены Дмитриевны Файзуллаевой, доцента ИДиА ТГПУ, на тему «Технология «Мягкая среда» для семейного досуга». Спикер обратила внимание участников на так называемую пирамиду потребностей человека, которая состоит из трех уровней потребностей: духовные, социальные и физиологические. Самая главная нужда человека – в любви, признании и безусловном принятии, что принадлежит ко всем трем уровням. Именно такие важные потребности и удовлетворяет семья. Поэтому на родителях лежит большая ответственность в воспитании своего ребенка правильными мягкими методами: использование мягких предметов для тактильного массажа, применение тактики спокойного разговора, похвалы, рисование тканью и других способов позитивного воздействия на человека.

О программах образовательного проекта «Родительский клуб «Узнай как» рассказала Елена Владимировна Богданова, доцент из Новосибирска.

Родительский клуб «Узнай как» – не образовательная организация, а добровольное сообщество, в которое входит множество родителей Новосибирской области, желающих узнать и поделиться своими знаниями о том, как правильно взаимодействовать со своим ребенком.

«В нашем клубе мы признаем всех родителей компетентными, а в ходе взаимодействия с ними мы помогаем открыть их сильные стороны и подсветить слабые, направить на правильный путь воспитания ребенка и показать им методы, которые можно применять в воспитательной деятельности», – рассказывает Елена Владимировна.

По традиции каждую субботу члены сообщества проводят клубные встречи на разные тематики в формате или онлайн, или офлайн. Также реализуются онлайн-курсы для родителей от экспертов педагогики с ответами на вопросы и рассмотрением интересующих родителей тем. Такие добровольные объединения по интересам помогают не только не выпасть из актуальной повестки воспитания подрастающего поколения, но и реализовать свои собственные воспитательные проекты, например «Карта семейных целей и ценностей», «Календарь семейных активностей».

О региональном опыте взаимодействия с родителями через сайт «Родительский всеобуч» рассказала Елена Федоровна Акимова, заместитель директора по воспитательно-профилактической работе, руководитель структурного подразделения Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел». Родители ищут в Интернете различные методики воспитания, тактики взаимодействия с детьми, но случается так, что попадаются недостоверные и даже вредоносные рекомендации, которые опираются на непроверенные данные и предлагают различные стратегии, которые могут нанести и ребенку, и родителю вред.

«Для недопущения дезинформации родителей был создан специальный ресурс – сайт «Родительский всеобуч», который содержит лекции, методические рекомендации, лучшие разработки участников проекта, то есть проверенные данные от надежных специалистов, педагогов, их можно использовать в своей практике. Также здесь можно получить профессиональную консультацию по интересующим вопросам», – рассказала Елена Федоровна.

С заключительным докладом Межрегиональной конференции выступила Наталия Альбертовна Семенова, директор Института развития педагогического образования ТГПУ. Спикер представила форматы и итоги сезона работы Центра поддержки семьи ТГПУ, который действует с 2021 года. Его специалисты – социальные педагоги, дефектологи, методисты, психологи, логопеды помогают семьям, которые нуждаются в поддержке, оказывают справочную помощь и предоставляют консультационные услуги.

«Посредством очных встреч, вебинаров и семинаров с выдачей сертификатов, дистанционных форм общения (письма, видеоконсультации, телефонная помощь), запросов и удобных информационных каналов и форматов записи сотрудники Центра помогают решить проблемы родителей и формулируют их запросы в том случае, когда они сами не понимают, как правильно назвать имеющуюся проблему», – поделилась Наталия Альбертовна.

Закрывая конференцию, участники сделали вывод, что несмотря на наличие широкого круга проблем, связанных с установкой контакта между детьми и родителями и полным использованием потенциала последних, в образовательных организациях России достаточно грамотных специалистов и специальных центров, работающих на установление этой связи и грамотное исполнение своей роли родителями. При этом приоритетно важно, чтобы они становились наставниками в полном смысле этого слова и осознанно подходили к процессу воспитания своих детей. 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER