Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Из истории Томского Педагогического: август

Август для любого образовательного учреждения – время поступления и зачисления студентов. Исключением не стал и Томский Педагогический. В этом выпуске рубрики расскажем о первых двух приемных кампаниях.

В августе 1902 года, несмотря на то, что еще не было построено здание института, начались вступительные испытания для будущих студентов. Заявления от абитуриентов стали поступать еще в апреле, поэтому к началу вступительных испытаний конкурс был достаточно высоким: на 20 мест – 69 заявлений. В основном стать учителями стремились выходцы из духовных семинарий, чьи родители были разночинцами или крестьяне.

Конкурсная процедура состояла из двух этапов. На первом необходимо было пройти собеседование, после которого к самим экзаменам было допущено 44 человека. На втором этапе соискатели сдавали письменные и устные экзамены по русскому языку, арифметике, геометрии; и только устные – по истории и Закону Божьему. Расписание экзаменов формировалось следующим образом: в первую половину дня ставились письменные экзамены, а устные – после 18.00 часов. Вечерние экзамены заканчивались ближе к ночи, приходилось их принимать под свет зажженных керосиновых ламп.

Сложность вступительных экзаменов заключалась в том, что их нужно было сдать в течение двух дней. Тем не менее будущие студенты справлялись, и средний балл на основании сданных шести предметов составлял 25. В число первых студентов института решением педагогического совещания от 4 сентября 1902 года были зачислены 20 молодых людей, успешно сдавших экзамены. Дополнительно, «сверхкомплекта» и в качестве 21-го, был принят некий Иван Иванов «в виду его отличных познаний и безвыходного положения в Томске».

Каждодневные штудии воспитанников Томского учительского института Досуг студентов Томского учительского института

Зачисленные в 1902 году впоследствии не станут первыми выпускниками: их обучение в Томском учительском будет прервано началом русско-японской войны в 1904 году. Учительский институт будет временно закрыт, а студентов распределят в образовательные заведения европейской части России.

Следующая приемная кампания Томского учительского института состоялась в августе 1906 года. К этому времени был отстроен новый корпус, поэтому открытие учебного года было воспринято горожанами как второе рождение Томского учительского. 7 августа состоялось освидетельствование вполне законченного постройкой здания.

Перед приемной кампанией директору института нужно было срочно решить ряд важных вопросов. Во-первых, произвести ревизию имеющегося имущества. Результаты проверки были удручающими. Оставшихся от ремонта денег было крайне мало: 258 рублей 76 копеек. Из имущества института многое обветшало или пришло в негодность, часть – растеряна или украдена. Оскудел и библиотечный фонд: некоторые книги были отданы на хранение студентам перед временным закрытием Томского учительского, что-то утеряно. Так выглядела часть утерянного из реестра, подготовленного директором: 4 оголовка, 2 вожжей, уздечка, 2 шлеи, 3 гипсовые модели ваз, 17 географических карт и т.д. Как свидетельство: для молодого института каждая вещь жизненно необходима.

Во-вторых, нужно было укомплектовать новый преподавательский состав. Из прежнего остался лишь врач, преподаватель гигиены Павел Фирсович Ломовицкий, демобилизованный по окончании русско-японской войны. Задача решалась быстро, и в августе все необходимые преподаватели по русскому языку и словесности, истории и географии, естественной истории и физике, чистописанию, черчению и рисованию, математике были найдены и приняты на должность.

Первый выпуск студентов Томского учительского института (1909 г.)

В-третьих, не менее важной задачей был набор новых слушателей Томского учительского. Конкурс абитуриентов после двух лет закрытия был внушительным – 70 прошений. В результате отбора были зачислены 22 человека на казенной основе (казеннокоштными) и 4 – вольнослушателями на платной основе (своекоштными). Большинство первокурсников – выходцы из крестьян – 11 человек. Но также среди поступивших были и такие: мещан – 7 человек; солдатских детей – 2; 4 – детей чиновников и по одному из потомственных учителей и священников. География абитуриентов достаточно широка – Томск, Омск, Новочеркаск, Красноярск и Казань.

Именно студенты этого набора и станут первыми выпускниками Томского учительского института в 1909 году, которые заложат высокие традиции своей Альма Матер на путях просвещения, утверждая незыблемость усвоенных ценностей – разум, знание и воспитание.

Подготовлено по материалам книги М.П. Войтеховской, С.А Кочуриной «От Учительского института к Педагогическому: роль традиции в формировании советской модели высшего педагогического образования в Томске», 2021 г.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER