Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Начинающие археологи ТГПУ – в поисках артефактов Новосибирской области

Инициативные студенты историко-филологического факультета ТГПУ Артём Яковлев, Марина Кирина, Егор Литвин, Семён Лазарев и Данил Закиров участвуют в археологической экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН в Чановском районе Новосибирской области. Работа ведется на двух объектах – Аялвач-I и Таштагол-I (оба памятника датируются концом I – началом II тысячелетия н.э.). Руководит отрядом Антон Васильевич Выборнов, старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, кандидат исторических наук.  

 В обозначенном районе прокладывают нефтепровод, однако в ходе его строительства выяснилось, что стройка идет рядом с курганами вековой давности. В целях сохранения культурного наследия было решено провести спасательные работы. Вместе со студентами ИФФ ТГПУ к операции приступили археологи из Новосибирской, Омской, Иркутской, Томской областей, Алтайского и Красноярского краев.

В процессе исследования курганов (площадью около 15 тысяч квадратных метров), хранящих в себе загадки истории периода Средневековья, уже было найдено детское захоронение (двое детей 3 и 6 лет), останки животных и множество керамики. Часть найденных могильников находится в аварийном состоянии, а некоторые и вовсе разрушены, поэтому работы проводятся в ускоренном режиме. Стоит добавить, что основной курган все еще не был вскрыт, поэтому ребята ожидают большое пополнение списка находок.

Как и в любой археологической экспедиции, команда проживает и работает в полевых условиях, что совсем не мешает энтузиазму молодых исследователей.

«При заезде в лагерь нам выдали индивидуальные палатки, спальники и карематы. В лагере есть генератор, баня и столовая. Для более комфортного проживания в палатки было проведено электричество, – рассказывает студент ИФФ Артем Яковлев. – Условия работы приемлемые: трудимся по 8 часов в день с перерывами, проводим исследование пикета, снимаем дерн и выполняем зачистку найденных аномалий. В общем, нам нравится!»

Дерном называют поверхностный горизонт почв с травой, который снимают в первую очередь, а после завершения исследования объекта возвращают обратно для недопущения деформации естественного ландшафта. Следом за снятием дерна процесс изучения памятника продолжается углублением на два «штыка» (размер «штыка» – штыковой лопаты – 20 см) и зачисткой материка (слой почвы, не содержащий следов деятельности человека). Последнее необходимо для обнаружения стратиграфических слоев, обладающих общими свойствами, залегающих в определенной последовательности и отделенных стратиграфическими границами, и их исторических изменений. В конце изучения объекта, когда даже намеков на какие-либо находки не осталось, памятник закидывают землей, возвращая его поверхность в первоначальное состояние.

Из главных орудий исследователей – мастерки (для более тщательного анализа культурного слоя и поиска артефактов), совковые (для удаления лишней земли из раскопа) и штыковые (для вскапывания и заравнивания слоев) лопаты хорошего качества, которые служат им верой и правдой уже на протяжении месяца.

В полевых условиях студенты не только приобретают навыки проведения археологических работ, но и оттачивают универсальные компетенции. Например, стараясь грамотно выстраивать коммуникацию с профессиональными археологами, что позволяет сформировать глубокое понимание той деятельности, которой в возможной перспективе они будут заниматься после окончания обучения в университете, и перенять технологии реализации исследования на практике.

«Мне нравятся археологические раскопки: здесь ты видишь результат своего труда сразу, а также можешь в общении с экспертами перенять их опыт прямо во время работы, – делится студентка ИФФ Марина Кирина. – Единственный минус в том, что на территории нельзя разводить костры из-за проложенного рядом нефтепровода, что немного усложняет пребывание и влияет на общую атмосферу».

К сентябрю будущие учителя вернутся в Томск для открытия нового учебного года, который позволит приобрести и проработать имеющиеся умения как в педагогике, так и в археологии, а также даст новые возможности профессиональных проб.   

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER