Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Эксперты России обсудили психологическое пространство личности на конференции в ТГПУ

На базе кафедры психологии развития личности факультета психологии и специального образования ТГПУ завершила работу II Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое пространство личности», где своим профессиональным опытом и результатами проведенных исследований поделились эксперты из Томска, Северска, Ярославля, Воронежа и Иркутска.

С приветственным словом и докладом на тему «Психология личности: ретроспективный анализ зарождения научных исследований в Сибирском регионе» выступила доктор психологических наук, профессор ФПСО Галина Степановна Корытова, акцентировав внимание на истории зарождения научной психологии в Сибири и появлении первой психологической лаборатории, открывшейся в 1918 году в Иркутском государственном университете и положившей начало обучению студентов-психологов.

Также Галина Степанова отметила специалистов, которые сыграли важную роль в психологическом становлении России и Сибири, – русского и советского психиатра и невропатолога Владимира Михайловича Бехтерева, основавшего Санкт-Петербургский психоневрологический институт; русского философа и психолога Георгия Ивановича Челпанова, создателя Психологического института Московского университета; советского психолога и философа, первого заведующего кафедрой психологии МГУ Сергея Леонидовича Рубинштейна; создателя первого в Сибири и на Дальнем Востоке факультета психологии Владимира Григорьевича Асеева.

Следом выступила Татьяна Алексеевна Булатова, кандидат медицинских наук, доцент ФПСО, с докладом «Новые реалии в психологическом пространстве личности: цифровые технологии и виртуальность».

«Психологическое пространство личности имеет достаточно широкую трактовку. Если говорить с философской точки зрения, это часть бытия, которая выделена из всего многообразия человеческой жизни, и в этом бытие человек осуществляет свою активность. До девяностых годов прошлого века личность существовала только в пространстве реальности, однако за 20 с небольшим лет все кардинально изменилось».

В своем выступлении Татьяна Алексеевна рассказала о четвертой промышленной революции, которая связана с цифровизацией общества, о повсеместном распространении цифровых технологий в современных реалиях, которые размывают границы реального социального мира и создают как благоприятное, так и отрицательное влияние на личность.

Как отметила спикер, польза цифровизации общества заключается в том, что у людей появилась возможность пользоваться информацией, прямого физического доступа к которой они не имеют: цифровые выставки и экскурсии, осуществляющие культурное просвещение населения. Однако замечен и вред технологизации: проводя огромное количество времени в виртуальном мире, люди забывают о межличностных отношениях и жизни в реальности.

После введение в проблематику конференции работа продолжилась в рамках трех тематических заседаний. Первая секция «Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательных системах» включила ряд докладов, основной темой которых стало влияние образовательной среды на становление психологического поведения школьников.

Одной из докладчиц выступила студентка ФПСО Юлия Владимировна Гусева с сообщением «Влияние ЕГЭ на эмоциональное состояние и психологическое здоровье старшеклассников». Будущий психолог представила результаты проведенного на 24 учениках эмпирического исследования, в котором она использовала такие методики, как «Шкала личностной тревожности Р. Кондаш», «Шкала тревоги Бека», «Диагностика общей самооценки Г.Н. Казанцевой». По результатам исследования стало понятно, что повышенное чувство тревожности перед предстоящим экзаменом и будущим поступлением в вуз является средним показателем, однако среди опрошенных был выявлен и небольшой процент школьников с показателями низкого уровня тревожности.

На второй секции «Актуальные проблемы личности в современной психологии» участники говорили об эмоциональном развитии младших школьников, важности эмоциональной регуляции в профессиональной деятельности, причинах агрессивного поведения в подростковом возрасте, виктимном поведении.

Тему «Отклонение в осанке дошкольника: почему так важно это учитывать в коррекционной работе психолога и логопеда» раскрыла Ксения Владимировна Михайлова, логопед и руководитель Центра коррекции речи «Индиго», рассказавшая о том, как искривление позвоночника у ребенка сказывается на становлении речевого аппарата и влияет на развитие умственных способностей.

«По осанке ребенка можно определить проблемы с задержкой психического развития и оценить степень задержки речи, говорит Ксения Владимировна. Очень важно родителям не стыдиться того, что их ребенок плохо ходит или разговаривает для своего возраста, а своевременно обратиться к специалистам, ведь в большинстве случаев от этих задержек и проблем можно избавиться».

Студент ФПСО Артем Алексеевич Нагорнов представил доклад «Психоэмоциональное состояние родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра». На базе развивающей школы «Эврика-развитие» обучающийся провел исследование психоэмоционального состояния 16 семей, в которых родители воспитывают детей с РАС.

«На сегодняшний день наблюдается прирост численности детей с диагнозом РАС. В России не ведется официальной статистики данного нарушения, но в 2020 году СПбГУ был запущен масштабный проект «Превалентность расстройства аутистического спектра», позволяющий выявить статистику развития этого заболевания. Длительное время пристальное внимание уделялось только детям с РАС, при этом родители этих детей оставались вне поля зрения специалистов, но сейчас все изменилось, таким семьям предоставляется не только материальная, но и психологическая помощь», – сообщил Артем Алексеевич.

По данным проведенного исследования стало ясно, что родители особенных детей часто находятся в социальной изоляции, ограждая себя и своего ребенка от внешнего мира, имеют повышенный уровень психической тревожности за свою семью и находятся в подавленном, стыдливом состоянии, что доказывает необходимость работы психологов-специалистов для поддержки эмоционального фона родителей детей с РАС.

Учебные перегрузки школьников, развитие гендерной идентичности у детей, роль семьи в формировании пищевого поведения, личностные предпосылки карьерного самоопределения, условия формирования социальных компетенций и другие вопросы наполнили третью секцию «Предметное поле психологии личности».

Так, кандидат биологических наук, доцент кафедры организационной психологии ТГУ Елена Александровна Есипенко выступила с темой «Социально-психологический климат и психологическая безопасность студентов первого курса». Под социально-психологическим климатом спикер подразумевала групповое психологическое состояние, характеризующееся особенностями социального восприятия и степенью удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности.

Во время обучения студентов в дистанционном режиме Елена Александровна на двух группах первого курса применила методику изучения социально-психологического климата, рассмотрела эмоциональный, поведенческий и когнитивный компонент каждого студента для выявления их ощущений от учебы вместе. Результаты исследования показали, что уровень социально-психологического климата обоих коллективов находится на низкой отметке. Автор объясняет это тем, что представители молодежи только окунулись в мир высшего образования, самостоятельной жизни и испытывают стресс на фоне изменений в окружающем их пространстве.

Представленные доклады вызвали активный диалог экспертов, которые отмечали желание обсудить опыт и коллег, выступивших в рамках работы других секций. В решении этого вопроса поможет сборник тезисов, выпущенный организаторами конференции с ФПСО ТГПУ, который будет находиться в открытом доступе для каждого.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER