Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Региональные, российские и мировые практики подготовки педагога СПО, включая профессионалитет: научный диалог в ТГПУ

Региональные, российские и мировые практики подготовки педагога СПО, включая профессионалитет: научный диалог в ТГПУ

В рамках программных мероприятий XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения», организованной ТГПУ совместно с Департаментом профессионального образования Томской области, состоялась работа онлайн-площадки «Генерация идей и эффективных моделей непрерывного профессионального образования (региональный, российский и мировой опыт)». Модератором секции выступила Колесникова Елена Владимировна, декан технолого-экономического факультета ТГПУ, курирующая реализацию образовательных программ вуза профессиональной направленности.
 
К работе секции подключились более 200 слушателей. Приглашенными спикерами выступали научные работники вузов, директора, методисты, педагоги СПО, учителя средних общеобразовательных школ из Томска, Калуги, Германии, США, Казахстана. Было обсуждено 10 докладов, концептуальной тематикой которых стали: опережающая подготовка педагогических кадров для системы профессионального образования в рамках целевых проектов «Образование 2030»; иннопрактики профориентационной работы; современные технологии и эффективные практики профессиональной подготовки кадров для цифровой экономики.
 
Проблемное поле профессионального образования в контексте ценностно-смысловой направленности и стратегических инициатив в своем видеодокладе осветила Савотина Наталья Анатольевна, академик МАНПО, профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Наталья Анатольевна акцентировала актуальность проблем профессионального образования разных регионов России: практически отсутствие педагогических кадров для работы с детьми ОВЗ; нехватка специалистов в отрослях экономики, по которым вузы и колледжи не ведут подготовку; неготовность профессионального образования экстренно удовлетворить спрос и одновременно обеспечить качество образования; неоправданно высокие сроки подготовки по некоторым рабочим профессиям и специальностям СПО; отсутствие педагогических навыков у мастеров производственного обучения и другие. По результатам аналитического исследования Натальи Анатольевны стратегическими ориентирами изменения ситуации должны стать центры карьеры при вузах и ссузах с ориентиром на нужды региона или компаний с государственным участием; существенная трансформация существующих центров занятости; ранняя профилизация в школе; развитие модели колледжей-заводов в рамках профессионалитета; переход к гибкому конструкту компетенций, востребованных работодателями, в том числе формирование надпрофессиональных навыков; готовность педагога к работе с разными категориями обучающихся, к классному руководству и вожатской деятельности; владение цифровыми технологиями; расширение форматов наставничества в рамках педагогической практики, включая постдипломное сопровождение молодого педагога. На примере Германии Наталья Анатольевна сделала акцент на ориентацию вузов в контексте научно-теоретического обучения, что составляет 70% по сравнению с практикой – 30%, а среди передовых технологий обучения главенствующую роль занимают цифровые технологии, STEM-образование, дуальное обучение.
 
«Проблемы общие для всей системы образования, найти пути решения мы должны все вместе. Качество профессионального образования, как бы мы ни старались его изменить, напрямую связано с качеством профессионализма педагога. Необходимо сохранить главенство академических функций преподавателя. Расширение функций «новых» экспертов подчеркивает важность усиления социального статуса преподавателя в образовательном процессе. Библиотекари, информационные менеджеры играют важную роль в доставке «продуктов» академической деятельности, но только преподаватель, специалист в определенной области научных знаний, способен дать оценку качества доставляемой информации, помочь сделать правильный выбор в пользу добротных научных знаний, а не научно-популярной и публицистической информации, на основании которой будет формироваться мышление студента, его ум и культура», – в заключении отметила Наталья Анатольевна.
 
Йоханнес Центнер, профессор, член совета директоров Института прогрессивных разработок в машиностроении, декан факультета инженерных наук, заведующий кафедрой конструирования Лейпцигского университета прикладных наук, на примере подготовки студентов машиностроительных направлений подтвердил значимость научно-ориентированного обучения при получении высшего образования в Германии. Срок двухуровневой подготовки составляет 5 лет, из них 6 семестров – бакалавриат, 4 семестра – магистратура. Конструкция образовательных программ бакалавриата включает реализацию четырех модулей с постепенным наращиванием компетенций из семестра в семестр по каждому модулю. В каждом модуле предусмотрена базовая часть дисциплин, вариативная часть дисциплин и часть дисциплин по выбору студента, формирующая надпрофессиональные компетенции. Обязательная базовая часть включает фундаментальную подготовку (базовые науки), цифровую подготовку (в т. ч. информатика, электроника, мехатроника, САПР, 3D-технологии и др.), фундаментальные технические науки (теоретическая механика, динамика, машиноведение и др.), инженерно-технологическую подготовку (детали машин, теорию машин и механизмов, конструирование и технологию изделий машиностроения). Конструкция магистерских программ в качестве базовой части, обязательной для изучения, включает 3-4 дисциплины, в том числе проектно-исследовательскую деятельность и численные методы обработки результатов. Часть вариативных дисциплин и курсов по выбору выбирается персонально каждым студентом, исходя из темы исследования. Помощь студентам при проектировании индивидуально направленных модулей оказывает менеджер образовательных программ. Теоретическая подготовка осуществляется в высоко-технологично оборудованных лабораториях университета. Практическая подготовка  ведётся на предприятиях в реальной среде.
 
 
В свою очередь, Колесникова Елена Владимировна, декан технолого-экономического факультета ТГПУ, отметила близкую схожесть европейской и российской модели в части конструктивных особенностей бакалаврской подготовки студентов, особенно при реализации технологических профилей профессиональной направленности. Между тем отличительной особенностью российской модели подготовки педагога профессионального обучения (по отраслям), особенно для нового уровня «Профессионалитет», является не дуальный подход, а триальное взаимодействие вуза, СПО и предприятий отрасли.
 
«Сегодня для решения выпускниками педагогических вузов современных практических задач подготовки профессиональных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики необходимо создание условий, предусматривающих непосредственное участие студентов вуза как в реальной среде на базе организаций СПО, так и непосредственное их участие в реальных производственных условиях отраслевых предприятий. Создание таких условий возможно в рамках развития образовательно-производственных кластеров, включающих педагогические вузы как необходимое звено профессиональной «кузницы» педагогических кадров и являющихся частью системы кадрового обеспечения региональной экономики», – подвела итог Елена Владимировна.
 
В своем докладе Ягодкина Оксана Викторовна, начальник методического отдела Томского политехнический техникума, также акцентировала, что непрерывное повышение профессиональной компетентности преподавателей профессиональных образовательных организаций является одним из важных факторов реализации национального проекта «Образование». Особую роль Оксана Викторовна отводит постоянному совершенствованию и обновлению педагогических навыков на основе передовых технологий обучения, воспитания и развития обучающихся особенно в условиях инклюзивной экономики.
Никитина Елена Сергеевна, учитель начальных классов КГУ №34 г, г. Павлодар, Республика Казахстан, поделилась опытом внедрения интегральной технологии «StepbyStep» в образовательном процессе коммунального государственного учреждения и также отметила важность непрерывного наращивания профессиональных компетенций педагога для реализации успешных международных практик.
 
В продолжении темы о новой компетентностной модели педагога СПО в условиях экосистемных цифровых трансформаций выступили научные сотрудники кафедры безопасности жизнедеятельности ТЭФ ТГПУ Синогина Елена Станиславовна, заведующий кафедрой, Ахмеджанов Рафик Равильевич, профессор кафедры, и Федотов Андрей Сергеевич, доцент кафедры. Группа профессионалов задала целевые ориентиры формирования компетенций педагога в области безопасности жизнедеятельности с применением интерактивных средств. Елена Станиславовна сделала акцент на значимости навыков кибербезопасности, Рафик Равильевич отметил важность формирования навыков оказания первой помощи, Андрей Сергеевич акцентировал внимание на формировании навыков волонтерской помощи, подчеркивая значимость психологической коммуникации с разновозрастными группами, включая лиц с ОВЗ. В своем выступлении Елена Станиславовна презентовала новое содержание магистерской программы «Безопасность жизнедеятельности» с учетом обеспечения личной безопасности в условиях скулшутинга и профилактики кибербуллинга в молодежной среде.
 
Сафронова Анна Юрьевна, преподаватель физики, математики, астрономии Томского экономико-промышленного колледжа, уделила внимание созданию условий, способствующих формированию цифровых компетенций преподавателя СПО. Анна Юрьевна продемонстрировала фото-коллаж дизайна современной цифровой образовательной среды колледжа и подчеркнула важность цифровых навыков педагога СПО при профессиональной подготовке кадров для цифровой экономики.
 
Елисеев Владимир Анатольевич, директор Томского индустриального техникума, в констатировал, что образовательная среда колледжей и техникумов, в частности Томской области, сильно модернизировалась и требует технологическо-цифровой компетентности педагога СПО на уровне мировых стандартов Worldskills. 
 
«Современный педагог должен быть примером для обучающихся, а значит непрерывно самосовершенствоваться в плане личностного и профессионального развития, проявлять готовность работать интенсивно, самостоятельно осваивать новые компетенции, участвовать в конкурсах профессионального мастерства. Современное оснащение инфраструктуры мастерских Техникума и разноплановые образовательные программы способствуют реализации программ ранней профориентации школьников и позволяют осуществлять не только плановый набор на бюджетные места, но и обеспечить конкурсный отбор лучших абитуриентов на платной основе. В связи с чем компетенции в области классного руководства, профориентационной деятельности также очень важны современному педагогу СПО», – подытожил Владимир Анатольевич.
 
Особую роль формирования научно-исследовательских и проектных навыков для личностного и профессионального развития будущего педагога в аспекте междисциплинарных исследований озвучили в своем докладе «Разработка структуры и принципов реализации магистерских программ» Куровский Василий Николаевич, профессор кафедры социальной педагогики, профессор кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна ТГПУ, в соавторстве с Михальцовой Любовью Филиповной, заведующим российско-американской научно-исследовательской лаборатории международного общества сравнительного изучения цивилизаций (ISCSC), г. Каламазо, штат Мичиган, США.
 
Подытожил работу секции видео-доклад «К новым высотам в общественно-исторических и педагогических науках» Алалыкина-Извекова Владимира Николаевича, вице-президента по координации научных исследований в Европе, России и Евразии международного общества сравнительного изучения цивилизаций (ISCSC), члена совета директоров ISCSC, старшего редактора научного рецензируемого журнала ComparativeCivilizationsReview (CCR), представителя фонда Питирима А. Сорокина, США. Главный акцент в развитии профессионального образования Владимир Николаевич сделал на кросс-культурную коммуникацию в условиях глобализации всех процессов новой социокультурной системы мира. Спикер отметил, что в 
стремительно меняющемся современном мире представители различных цивилизаций должны научиться понимать друг друга, а также общаться и сотрудничать гораздо более эффективно и оперативно, чем десяток лет тому назад. Образование было всегда одним из главных инструментов открытия новых горизонтов и улучшения понимания других, а в процессе – самих себя, поэтому очень важно идентифицировать, а также создавать новые научно обоснованные пути разрешения проблем стремительно глобализирующегося мира, включая проблемы глобального образования. Сегодня вузы России обладают совершенно уникальным потенциалом идей, теорий, специалистов, которые способны вывести мир на новый эконоосферный путь развития, предложить чрезвычайно эффективные и скоростные и в то же время гуманные и высоко индивидуализированные методы обучения.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER