Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • При участии ТГПУ в Томске проходит Международная конференция «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития»

При участии ТГПУ в Томске проходит Международная конференция «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития»

8-10 декабря 2021 года в Томске в смешанном формате проходят мероприятия Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития». Ключевыми спикерами конференции выступают ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко и советник при ректорате ТГПУ, директор Научно-образовательного междисциплинарного Центра педагогических технологий развития человеческого потенциала ТГПУ Лариса Германовна Смышляева.

Конференция ставит целью профессиональное обсуждение и научно-методическое обоснование управленческих действий на национальном, региональном и отраслевом уровнях по развитию качества образования в условиях становления экосистемных отношений между субъектами образования и представителями других сфер.

На открытии конференции к участникам обратилась Трухановская Наталья Сергеевна, директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ:

«Скоро будет два года с начала той сложной ситуации, которую мы переживаем. Однако, стоит отметить, с самого начала министерство выступило ее регулятором, отсюда родилась идея большого исследования, в рамках которого проходит и сегодняшняя конференция. И если сначала решались локальные проблемы: что делать с инфраструктурой, как работать с персоналом и структурами, какие необходимы нормативные акты в университетах, то сегодня это вопросы важности коммуникации между университетами, создания экосреды, которая поможет выйти на какие-то решения по качеству образования и его управления».

Первой площадкой для работы в рамках конференции стала пленарная дискуссия «Новое качество образования: стоит ли сейчас ставить этот вопрос в повестку управленческих задач», которая прошла при участии ректора ТГПУ А.Н. Макаренко. Модератором выступила Суханова Елена Анатольевна, к.пед.н, зам. проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ, советник при ректорате ТГПУ.

В основу дискуссии лег вопрос о необходимости с новой силой работать над качеством образования и ставить эту задачу в управленческую повестку. Спикеры отмечали, что сегодня невозможно построить обучение без контекста обращения к глобальной знаниевой сети, обеспеченной возможностью использования Интернета. Однако само получение знаний перестало восприниматься приоритетным: главная цель – развить навыки использования полученного знания. При этом, для сохранения и повышения качества образования, по мнению спикеров, требуется решать ряд задач: повышать качество управления образованием (управление на основе данных), повышать качество коммуникации внутри университета, формировать и реализовывать собственную стратегическую повестку.

По результатам проведенного Институтом образования Высшей школы экономики исследования, которые представил директор Института Терентьев Евгений Андреевич, абсолютный онлайн-формат не позволяет обеспечить качественное образование. В обратном уверены лишь 7% опрошенных студентов, при этом, менее 10% преподавателей полностью готовы проводить занятия в дистанционном режиме. Среди основных причин, которые выделили обучающиеся, – отсутствие личного контакта с преподавателями и одногруппниками. Всего лишь 20% опрошенных выбрали полностью онлайн-обучение, 30% – от представителей магистратуры. Однако более половины всех опрошенных находят оптимальным смешанный формат. В ходе опроса студенты признавались, что в процессе дистанционного обучения, в том числе сдачи экзаменов, вели себя нечестно, используя размещенные рядом материалы, активнее копировали готовые работы из сети и сдавали в качестве своих, что, несомненно, сказывается на качестве усвоения профессиональных знаний.

О проблематике педагогического образования в пандемию и значимых изменениях качества образования в этот период рассказал ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко. Глава вуза уверен, что вопросы качества образования существуют вне зависимости от пандемии, однако именно современные технологии, которые стали активно использоваться в этот период, позволят правильно понять, как реализовать процесс управления образованием на основе данных.

Сегодня на множестве площадок обсуждаются вопросы о том, как и какие компетенции вузы должны формировать у будущих педагогов, обсуждается ядро педагогического бакалавриата.

«У будущих педагогов наряду с предметными компетенциями, hard skills, крайне важно сформировать и универсальные, soft skills, компетенции, – говорит Андрей Николаевич. – Это и способы продуктивной работы с информацией, и умение эффективно включаться в самые разные коммуникации, быть командным игроком, оперативно и обосновано принимать решения, что очень важно в условиях тотальной неопределенности. И актуально, чтобы эти компетенции были обобщены цифровым компонентом».

Сейчас происходит и обновление способов формирования перечисленных компетенций: актуальными становятся подходы, наполняющие будущего педагога опытом личной включенности в образовательное взаимодействие с детьми, родителями, педагогами, коллегами. На помощь педагогическому образованию приходят возможности образовательных экосистем: новая инфраструктура общего образования, авторские школы, точки роста, кванториумы, лаборатории вузов. Так, в 10 педагогических университетах России, включая Томский государственный педагогический университет, уже сейчас создаются Технопарки универсальных педагогических компетенций.

Все изменения, которые происходят сегодня в пространстве педагогических вузов, задают тон для профессионального развития нашего профессорско-преподавательского состава, существенно обогащается повестка научно-педагогических исследований.

«Современное педагогическое образование серьезно меняется, преобразовывается и все больше настраивается на реализацию общественно значимых ценностей – ценностей развития человеческого потенциала и, как следствие, капитала», – завершил выступление Андрей Николаевич.

Вопросы экосистемных взаимосвязей научных исследований и качества педагогического образования в рамках конференции будут обсуждаться 9 декабря в Томском государственном педагогическом университете (11.30-13.30 (МСК), ул. Киевская, 60) на круглом столе «Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: экосистемное измерение». Модератором выступит Смышляева Лариса Германовна, директор НОМЦ педагогических технологий развития человеческого потенциала ТГПУ, советник при ректорате ТГПУ. В круглом столе примет участие в качестве спикера и Светлана Ивановна Поздеева, д-р. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета. Она представит доклад «Научные исследования как ресурс развития профессионализма педагога: экосистемный подход».

Кроме того, 10 декабря (9.00-10.00, МСК) Л.Г. Смышляева выступит с докладом на экспертной дискуссии «Образовательные экосистемы: в чем потенциал для нового качества образования». Трансляция пройдет по ссылке.

В течение трех дней участники пройдут экспертные сессии, мастерские, секционные заседания и круглые столы, на которых обсудят последствия пандемии и ее влияние на качество российского образования, потенциал и проблемные зоны цифровизации, управление образованием, его качество и индивидуализацию, самообразование, образовательные экосистемы и другое.

Завершится работа 10 декабря итоговым пленумом, на котором будут представлены проектные предложения к национальной инициативе «Качество высшего образования» и презентован проект «Томский форум «Преобразование образования».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER