Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Музейная педагогика, приобщение к чтению и литература в коррекционно-развивающей работе: в ТГПУ продолжает работу международная конференция

Музейная педагогика, приобщение к чтению и литература в коррекционно-развивающей работе: в ТГПУ продолжает работу международная конференция

Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху» ТГПУ в начале второго дня предложила исследователям представить результаты своих научных изысканий в трех актуальных направлениях: «Музейная педагогика и музейные форматы организации семейного и детского чтения», «Методика приобщения к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху», «Детская художественная литература в коррекционно-развивающей работе».

Участников первой секции «Музейная педагогика и музейные форматы организации семейного и детского чтения» к научному диалогу пригласила Наталья Викторовна Сайнакова, кандидат исторических наук, директор Музейного комплекса ТГПУ. Коллеги обсуждали оригинальные форматы выставок и других музейных мероприятий, говорили о месте книги в музее и даже об использовании AR/VR технологий в музейном деле.

Большая часть докладов секции была посвящена творческой деятельности и личности писателя Александра Мелентьевича Волкова: спикеры рассматривали потенциал книжного фонда мемориальной коллекции А.М. Волкова (Татьяна Васильевна Галкина, декан ИФФ ТГПУ), разработку викторин и игр по книгам автора (студенты ИФФ), организацию семейного чтения книг писателя (Чаповская Екатерина Владимировна, ТОНБФ «БлаговестЪ», член Правления) и формы диалога с посетителем Детского музея «Волшебная страна» им. А.М. Волкова ТГПУ (Н.В. Сайнакова).

«Для живого диалога с посетителями мы проводим обзорные тематические экскурсии для жителей и гостей города. Каждая экскурсия уникальна. Помимо знакомства с экспозицией музея, мы организуем и викторины на знание произведений и биографии А.М. Волкова. Уникальность музея в том, что его материалы можно адаптировать под любые темы и запросы. Например, для изучения английского языка», – рассказывает Н.В. Сайнакова, директор музейного комплекса ТГПУ.

Оригинальные форматы работы представили сотрудники музеев. О сказочном театре «Доступные сказки» в Первом музее славянской мифологии как средстве вовлечения детей в активный творческий досуг рассказали Рынкова Дарья Константиновна, художественный руководитель проекта «Доступные сказки», и Питателев Михаил Васильевич, методист музея. Спикер из Екатеринбурга, экскурсовод Мартынова Елена Константиновна поделилась опытом организации выставки «Метель в Дании» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», которая проходит в Музее кукол и детской книги «Страна чудес».

«Сегодня музей является особой образовательной средой, которая формирует у ребенка целостное представление о мире, развивает мышление, логику, воспитывает нравственность и патриотизм. Музей как культурно-образовательный центр создает условия для всестороннего развития детей младшего школьного возраста. При этом, значимым направлением деятельности музея становится именно образование, поэтому на стыке музееведения и педагогики появляется такая научная дисциплина, как музейная педагогика», – уверена Кирпищикова Анна Константиновна, педагог начального образования и дополнительного, специалист УрГПУ.

Современные проблемы чтения и не менее современные их решения обсудили исследователи второй секции «Методика приобщения к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху» под руководством Курышевой Маргариты Викторовны, кандидата филологических наук, доцента кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА.

Эксперты предлагали различные способы заинтересовать современных детей чтением через библиотечные проекты, создание буктрейлеров и аудиокниги, реализацию внеклассного чтения, проведение исследовательских проектов и создание книжного уголка.

«Организация проектной деятельности обучающихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Это связано с изменениями в системе образования: произошла переориентация на компетентностный подход. Это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности. Для того, чтобы сформировать какую-либо компетенцию, сначала ребенок должен получить опыт самостоятельной практической деятельности», – отмечает Вахитова Галия Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент ИДиА ТГПУ.

Остро внимание спикеров акцентировал на себе вопрос цифровизации и ее влияния на культуру чтения. Исследователи изучали сказку в цифровой реальности как способ развития социокультурной компетенции (Короткова Мария Андреевна, студентка МПГУ, Москва), организацию детского чтения в эпоху цифровых технологий (Томилова Светлана Дмитриевна, доцент УрГПУ, Екатеринбург), инновационные формы развития культуры чтения в ходе цифровой трансформации общества (Яньшева Виктория Михайловна, студент МГПУ им. М.Е. Евсевьева, Саранск).
Отдельной темой, объединившей ряд работ спикеров, стала национальная литература.

Изучением русских и монгольских сказок как средства формирования лингвокультурологической и языковой компетенции монгольских учащихся занимались Леонтьев Эдуард Петрович (к.филол.н., доцент, Международный центр образования «Интердом» им. Е.Д. Стасовой, Иваново) и Жигжидсүрэн Баяртогтох (учитель Общеобразовательной школы №1, Арвайхээр, Монголия). Английская аутентичная сказка легла в основу научных трудов Примак Марии Александровны, магистранта МПГУ (Москва).

На третьей секции «Детская художественная литература в коррекционно-развивающей работе» вместе с куратором, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ Обносовой Галиной Петровной участники осветили проблемы детского здоровья и роль чтения в их решении, в том числе на примере произведений конкретных авторов.

Несколько докладов были посвящены проблеме расстройства аутистического спектра (РАС). Магистранты ФПСО ТГПУ Таращук Татьяна Юрьевна и Агафонова Татьяна Алексеевна рассмотрели рассказы В. Осеевой как средство развития эмоционального интеллекта у детей с РАС. Директор Центра сопровождения семьи «Школа развития «Умничка» Сваровская Юлия Геннадьевна проанализировала роль детской художественной литературы в развитии интравербальных навыков у детей с РАС.

«Детская художественная литература играет важную роль в развитии детей с раннего возраста: учит эмпатии, развивает речь, делает ее четкой и красивой. Знакомство с книгой начинается с малого возраста: с трех лет мы начинаем читать фольклорные произведения, например, частушки. В три-четыре года детям необходимо слушать сказки и рассказы: рекомендуется не читать, а рассказывать произведения детям. Это развивает память и совершенствует речь малышей, способствует яркому воображению», – говорит Ю.Г. Сваровская.

Работы студентов и магистрантов ТГПУ и ОмГПУ, будущих логопедов, были также обращены на темы коррекции заикания (Кагадий Алина Александровна) и тревожности (Черепанова Екатерина Александровна) у детей, развития зрительного восприятия и речи детей с ДЦП (Филькина Мария Дмитриевна) и развития обучающихся с нарушениями слуха как читателей (Четверикова Татьяна Юрьевна). Литературно-речевое развитие дошкольников с ОВЗ рассмотрели специалисты из Екатеринбурга Привалова Светлана Евгеньевна (доцент УрГПУ) и Баранова Елена Александровна (учитель-логопед).

Как и в первый день, работа каждой секции завершилась подведение итогов, которые будут озвучены на вечерней встрече. Параллельно заседаниям библиотечные работники города встретились за круглым столом «Чтение и сопутствующие ему социокультурные практики в пространстве современной библиотеки», организованном сотрудниками Научной библиотеки ТГПУ.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER