Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Российская дефектологическая наука: перспективы развития

В Москве прошел IV Всероссийский съезд дефектологов, где специалисты со всей страны подводили итоги года, обсуждали профессиональные успехи и намечали траектории развития дефектологического образования в России. Томская область была представлена только двумя педагогами, один из которых – выпускница магистратуры ФПСО ТГПУ 2020 года Гончар Татьяна.

В работе Съезда, в том числе дистанционно, приняли участие более 700 делегатов из 70 субъектов Российской Федерации, среди которых выпускница ТГПУ стала самым молодым профессионалом. Попасть в число дефектологов страны Татьяна смогла благодаря успешному выступлению на профессиональном Конкурсе педагогов «Учитель-логопед – 2021», где была удостоена диплома лауреата I степени.

Целью Съезда стало обозначение тенденций и перспектив развития российской дефектологической науки и практики. Эксперты в своих выступлениях поднимали важные для современной дефектологии вопросы подготовки и повышения квалификации профильных специалистов: стремительное развитие современного мира требует от педагогов готовности удовлетворять потребности времени. Особое внимание было уделено формированию престижа профессии педагога-дефектолога, а также готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

«Один из наиболее обсуждаемых и актуальных вопросов сейчас – это реализация инклюзивного образования в основном общем образовании, создание служб ранней коррекционной помощи, а также ранее логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря встречам в рамках Съезда специалисты-дефектологи смогли обсудить возможности реализации такой работы в системе современного образования», – рассказывает Бовкун Татьяна Николаевна, аспирант ТГПУ, методист по коррекционному образованию ИМЦ г. Томска.

Как отметила Татьяна Гончар, на Съезде активно поднимались вопросы, связанные с развитием инклюзивного образования в регионах, как одного из самых перспективных направлений развития дефектологии.

«Важным фактором развития дефектологической науки в Томской области является наличие в структуре ТГПУ профильной кафедры, обеспечивающей подготовку кадров для работы с обучающимися с ограниченными возможностям здоровья всех выделенных нозологических групп. Научно-методическая и учебная работа осуществляется высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, однако, исходя из опыта, скажу, что многое в становлении профессионала зависит и от самого будущего специалиста».

Спикеры Съезда обсуждали порядок и формы межведомственного взаимодействия организаций системы образования, здравоохранения и социальной защиты, а также здоровьесберегающие технологии в образовании детей с ОВЗ. Эксперты со всей страны делились опытом работы в направлении инклюзивного образования в своих регионах:

«Сегодня среди различных форм сотрудничества можно выделить самые востребованные – мастер-классы, консультации, коррекционно-развивающую и логопедическую помощь, родительские собрания в образовательных организациях, научно-практические семинары и вебинары. Наступило время, когда главные заказчики образовательных услуг психолого-педагогического сопровождения – это родители детей с ОВЗ. Увеличивается количество обращений к специалистам для получения рекомендаций различного характера», – говорит Резникова Елена Васильевна, специалист кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Завершилась работа Съезда торжественной церемонией награждения лучших дефектологов страны. Татьяна Гончар вошла в число выдающихся специалистов, удостоившихся награды за профессиональные успехи. Однако останавливаться в профессиональном росте выпускница ТГПУ не планирует: сейчас цель Татьяны – получить степень кандидата наук. Для ее достижения девушка активно занимается научной деятельностью. Так, недавно написанная статья уже ждет публикации в научном сборнике:

«Статья посвящена задержке речевого развития у детей раннего возраста. Я выбрала данную тему, потому что на данный момент специализируюсь на активизация речевой деятельности у детей этой возрастной категории. Сейчас стремлюсь к получению степени кандидата наук, чтобы выступить наравне со спикерами Съезда», – делится Татьяна.

Участие в мероприятиях Съезда помогло молодому педагогу познакомиться с опытом старших коллег, понять, какие направления дефектологической науки сейчас наиболее востребованы и актуальны, а также представить регион и в частности Томский государственный педагогический университет на всероссийском съезде как вуз, обеспечивающий уникальную подготовку дефектологов на высоком уровне.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER