Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Онлайн-семинар «Родители, дети и домашнее чтение» в ТГПУ

Всероссийская неделя родительской компетентности, проходившая в ТГПУ с 15 по 19 ноября, завершилась сегодня онлайн-семинаром «Родители, дети и домашнее чтение». С участниками встретилась доктор педагогических наук, профессор ТГПУ Поздеева Светлана Ивановна.

 

Приветствуя подключившихся участников, эксперт Томского Педагогического заметила:

«Без книги, без систематического чтения полноценным и интеллектуально развитым ребенок не станет. Дети, которые умеют читать, становятся взрослыми, которые способны думать».

Чтение особенно важно в воспитательном процессе, поскольку его полное отсутствие имеет ряд негативных последствий для ребенка. Это отрицательно сказывается на интеллектуальном развитии, так как в процессе чтения развиваются аналитические, умственные способности ребенка. При дефиците или отсутствии чтения наблюдается торможение речевого развития. Чтение тесно связано и с воображением: читатель представляет события, которые описываются в книге. Особое значение книга имеет и с точки зрения развития орфографической грамотности детей.

Одна из задач родителей – создать соответствующую среду, в которой будут не только игрушки, но и книги. Важно и вовлекать ребенка в этот процесс, и самим быть включенными. Совместное чтение ребенка и взрослого имеет долгую историю: еще в дворянских семьях каждый день заканчивался этой процедурой, что стало особым способом взаимодействия родителей и детей, формой установления контакта между поколениями. Такое чтение называется еще «диалогическим», поскольку выстраивает комфортные условия для общения родителя и ребенка.

Существует две позиции: когда ребенок не владеет навыком и находится в позиции слушателя и когда ребенок уже умеет читать. В первом случае диалогичность будет эффективной, если использовано печатное слово. Так, книга будет иметь терапевтическое значение, поскольку она физиологична: книга продумана с точки зрения и содержания текста, и иллюстраций.

«Картинка также является развивающим компонентом. Она должна быть реалистична и показывать мир таким, каким он есть. Розовые зайцы и синие медведи введут ребенка в заблуждение и не дадут представления об окружающем его мире», – говорит Светлана Ивановна.

Иллюстрация может быть ресурсной только в том случае, если содержит множество разных компонентов, которые позволят ребенку задать больше вопросов, а родителю придумать больше вариантов интерактивной деятельности.

С другой стороны, родитель может занять наблюдательную позицию, вслушиваясь в чтение ребенка и помогая ему исправлять ошибки и неточности. Также родитель может активно включиться в процесс, читая с ребенком по очереди или по ролям. Это поможет установлению теплых семейных контактов.

Аудио-формат книги становится спасением для современных родителей, ведь он более удобный и компактный. Однако у таких изданий есть свои отрицательные стороны: чужая интонация мешает субъективному восприятию содержания текста. Эксперт уверена, что аудио-книги – это регресс от культуры глаза к культуре уха. В процессе воспитания на последнее место спикер поместила электронные книги. Нельзя отрицать их удобство, однако они заставляют глаза ребенка больше напрягаться, а потому быстрее утомляют читающего.

Совместное чтение – обязательный компонент воспитательного процесса в семье, благоприятно влияющий на выстраивание контактов родителей и детей. Запись семинара Светланы Ивановны Поздеевой доступна для всех желающих в группе ТГПУ в социальной сети Facebook.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER