Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Интервью доцента ТГПУ вышло в газете Союза кинематографистов РФ

В газете Союза кинематографистов РФ «СК-новости» опубликовано интервью с Адой Казимировной Бернатоните, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры мировой художественной культуры и хореографии ИДиА ТГПУ и единственным в Томске членом Союза кинематографистов РФ.

«Одно из наиболее важных направлений в киноведении – научить смотреть кино», – считает эксперт, которая преподает несколько курсов по истории кино в ТГПУ, в том числе ведет программу педагогической магистратуры по этому же профилю.

Каково жить в Томске и быть там единственным членом Союза кинематографистов России?
− Веселый вопрос. На самом деле в Томске жить не так плохо, поскольку любой, кто знает историю России, в курсе, что сюда такой цвет интеллигенции в свое время был сослан! А если говорить серьезно, то ничего, наверное, особенного в этом нет. На самом деле Томск – чудесный город в том смысле, что он как бы в отдалении от всех путей-дорог, и здесь как-то чувствуешь себя в своей собственной жизни очень комфортно. Мне в Томске хорошо в первую очередь потому, что я знаю, чем заниматься. А жить в Томске и быть членом СК приятно и почетно, даже в какой-то степени лестно. Думаю, что если бы я жила на Северном полюсе, то и там меня посещали те же мысли. Пингвины смотрели бы на меня, открыв рот, но для этого мне нужно было бы быть членом СК на Южном полюсе. Это серьезно. А если еще серьезнее, то быть одному — это слишком много ответственности и вопросов. Некоторые спрашивают, почему я до сих пор в Томске; некоторые убеждены, что жить в Томске и быть членом СК просто некрасиво по отношению ко всем остальным жителям Томска. И потому я работаю над тем, чтобы прекратить это безобразное одиночество и принять еще людей в СК, которые пополнят ряды местного представительства, не будучи столь одинокими, как я сейчас.

− Есть ли взаимосвязь единственного члена Союза кинематографистов в Томске и члена Гильдии киноведов и кинокритиков с московскими коллегами? Как это происходит? Они вас приглашают на какие-то совещания, интересуются вашим мнением?
− Взаимосвязь, конечно, существует. Я не пропускаю ни одного заседания. Даже перед пандемией отпросилась с работы и рванула в Москву. Мне очень важно общаться с коллегами, интересоваться их мнением и высказывать свое. Необходимо понимать, что тебя слышат и видят те, с которыми ты на одной профессиональной волне. Я регулярно бываю на ММКФ; для меня это погружение целиком и полностью, без остатка, в стихию кино – просмотры, конференции, разговоры и так до бесконечности. Вспоминается наша любимая шутка во время учебы во ВГИКе: бесчеловечное расписание, даже отдохнуть некогда, в кино сходить!.. На ММКФ я как будто снова оказываюсь во вгиковских коридорах своей юности. Заканчивались занятия, по дороге в общежитие мы разговаривали только о кино, и вечера на Будайке (Будайской улице в Москве. – Прим. ред.) у нас были заполнены только высказываниями о фильмах, режиссерах. Общение с коллегами на совещаниях, на фестивалях – это праздник для души, возвращение в молодость.

− В июне вы вдруг написали в Фейсбуке, что думаете уйти из педагогики. Но, кажется, что (цитирую) «сесть дома и ждать пенсию, смотреть кино и пить чай с лимоном» не получилось и теперь у вас «пять работ». Чем же занимается киновед в Томске? Как все успевает?
− У меня есть магистерский курс по кинопедагогике. На сегодняшний день это одно из самых важных направлений в киноведении – научить смотреть кино. Моя давняя мечта заключается в том, чтобы разговоры о кино снизили градус «элитарности». Так или иначе, рассуждения о литературе стали неотъемлемой частью повседневности, и если будут найдены образовательные форматы в контексте истории кино, то претенциозности и откровенной безграмотности cтанет меньше. Я преподаю несколько курсов по истории кино в ТГПУ; сейчас пригласили на дистант (дистанционное обучение. – Прим. ред.) в Тюмень; плюс колледж культуры в Томске и Томский государственный университет, где я уже четыре года читаю курс по детской литературе, но с этого года попросили еще почитать историю кино. Так что разговоров о кино мне в моем родном Томске хватает. Еще у меня есть передача на радио о литературных произведениях. Мне хочется смотреть кино и писать о нем помимо моей основной деятельности. Получается, но не так результативно, как хотелось бы. У меня же еще есть или должно быть какое-то время в сутках на сон, еду, прогулки с собакой, поездки в Новосибирск на оперу и балет... Этого удовольствия я лишить себя не в состоянии.

− Расскажите подробнее о ваших кинообразовательных программах.
− В рамках образовательной программы у нас есть широкий спектр курсов по кино: история и теория кино, кинематограф XXI века, фестивальное кино, история мультипликации, методика преподавания истории кино в школе. А с нынешнего сентября мы получили особый статус. Ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко подписал положение об учреждении научно-исследовательской лаборатории кинопедагогики. Большая ответственность! Но и большая радость заниматься разработкой новых образовательных программ, изданием научной, методической, учебной литературы, публикациями и так далее. К работе будут привлекаться студенты и аспиранты как будущие преподаватели. Вижу большие перспективы во взаимодействии с учреждениями и организациями, близкими по роду деятельности к направлениям наших исследований. Надеюсь, будем тесно сотрудничать с Союзом кинематографистов и Министерством культуры России. Наша лаборатория станет площадкой для семинаров и форумов, где коллеги из других городов России могли бы делиться своими наработками. Четырнадцать лет ушло у меня на то, чтобы убедить людей в подготовке преподавательских кадров по истории кино для школ и вузов. Теперь ко всем моим занятиям и планам добавилось и руководство лабораторией. Словом, жизнь моя никогда не была и не будет скучной. Мы с моими магистрантами организовали журнал о кино, называется он «Кинопровинция 13» (по аналогии с Чинечитта) (комплексом киностудий в Риме. – Прим. ред.) Первый номер посвящен ремейкам, сейчас в процессе подготовки второй номер о стилистических особенностях немого кинематографа, но в планах делать номера о региональном кино с развернутым анализом фильмов, мнениями зрителей, заметками о развитии кинематографа в разных регионах. Дипломы касаются проблем, связанных с педагогическими аспектами кинематографа. В недалеком будущем они трансформируются в методические разработки. В планах, хотя ими делиться и нельзя, есть острое желание запустить линейку учебников по истории кино для средней школы.

− Кто может стать вашим студентом и сколько стоит обучение?
− Моим студентом, а точнее магистрантом, может стать любой человек, у которого есть высшее образование и который никак не может справиться со своей киножаждой. Есть очное отделение, есть заочное. Поступить может кто угодно. У меня, например, в группе учатся два врача, один социолог, один журналист, один бухгалтер даже. У нас довольно широкая география – Краснодар, Тюмень, Челябинск, Москва, Екатеринбург. Пока образование бесплатно для всех, кто впервые учится в магистратуре.

− Вам хватает киноведческих материалов? Книг, исследований?
− У меня огромный фонд литературы о кино в электронном формате. В бумажном варианте все книги просто не смогли бы расположиться в отдельно взятом помещении − понадобился бы библиотечный зал. Книги по истории и теории кино, по персоналиям, книги о кино на английском языке, «Киноведческие записки» (кстати, в бумажном варианте порядка тридцати номеров). Так что сложностей с литературой нет.

− Почему ваши студенты – вы говорили о медиках, бухгалтерах и прочих – приходят изучать кино? Хотят поменять профессию или ради самосовершенствования?
− В рамках магистерской программы в вузе организована кинолаборатория, сотрудниками которой являются мои студенты. Мы занимаемся разработкой методических пособий, они замещают меня на лекционных занятиях – одним словом, погружены в процесс. Причины разные: кто-то воплощает в жизнь детскую мечту, другие хотят заниматься наукой (три человека готовят диссертации), третьи готовы организовывать кинопросмотры. Никто, естественно, не собирается менять профессию, но сейчас в этом контексте времена довольно интересные и можно совмещать различные профессиональные сферы.

− Может быть, в Томске снимается кино? В Якутии ведь все началось с любителей...
− У нас есть замечательный Александр Нерадовский и его не менее замечательный фильм «Вера», который получил призы на кинофестивалях. Томск, конечно же, гордится Иннокентием Смоктуновским. «Дети лейтенанта Шмидта» и «Максимум», популярные команды КВН, − тоже наши, свои, родные. В плане кино в Томске, как и везде, происходят постоянные «волнения»: различные конкурсы короткометражного кино, творческие союзы и объединения и т.д. Что касается молодых, покоривших ВГИК, то это Василий Воротов, окончивший мастерскую братьев Коттов, Ирма Гордиенко (кинодраматургия), Виктор Коженков (неигровое кино), Полина Капантина (мастерская Сергея Соловьева). Конечно же, я назвала не всех; кто-то остался за пределами списка, простите меня.

− Вы активный участник онлайн-конференций по медиапедагогике. Чем они полезны для вас? Кто принимает в них участие? Кто организатор и формирует тематику конференций?
− В них принимают участие медиапедагоги со всех концов нашей страны: Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Самары... Можно перечислить еще много городов. Центральное звено этих конференций − Таганрог и Симферополь. Школа Александра Викторовича Федорова и Крымский медиацентр с инициативной группой во главе Еленой Вильеновной Куценко. Тематику конференций чаще всего формирует идейный центр школы А.В. Федорова Ирина Викторовна Челышева. Повышение уровня медиаграмотности, укрепление научных связей, открытие новых горизонтов, много новых друзей – это очень немало, а даже более, чем много.

− Расскажите о рядовых зрителях Томска. Сколько в городе кинотеатров, какова афиша?
− Зритель в Томске любопытный, интеллигентный. Но сейчас в Томске из крупных кинотеатров остались только «Киномакс» и Goodwin Сinema. Есть у нас кинозрелищный центр «Аэлита»; там проходят показы фестивальных фильмов, авторские программы и прочие любопытные киноакции.

− Видны ли в репертуаре российские фильмы?
− Если вспоминать афиши с российскими фильмами, то сразу приходит на память «Конек-Горбунок» Олега Погодина, «Одесса» Валерия Тодоровского, «Крым» Алексея Пиманова, «Елки» под всякими разными номерами, «Легенда №17» Николая Лебедева, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Салют-7» Клима Шипенко, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.

Прочитала список и загрустила. Городская афиша мало чем отличается от других «заштатных» афиш. Те же «Мстители» и «Джокер», глядящие сквозь «Оно». Я смотрю больше, чем рядовой кинозритель, потому что принимаю участие в работе премии «Резонанс». Смотрю, чтобы проголосовать. Заметила интересную такую тенденцию: пять лет назад, условно говоря, из тридцати фильмов мне понравилось восемь. С каждым годом эта цифра уменьшается, потому что множатся вопросы как с профессиональной, так и с человеческой точки зрения. Особенно часто возникают вопросы к фильмам, которые получают статус «культовых». Вспоминая реакции томских зрителей, складывается ощущение, что в российском кинематографе как раз очень сильно напрягает фальшь, неправда, и это бывает довольно часто. Есть, безусловно, и прекрасные исключения. На мой взгляд, кинематограф сегодня – это недорогой (цена билета за один сеанс) психоаналитик. И, например, Иван И. Твердовский в фильмах «Класс коррекции», «Конференция» прекрасно справляется именно с этой задачей.

− Какие фильмы предпочитает зритель вашего киноклуба?
− Я занималась киноклубом с 2002 по 2014 год. Два года до пандемии делала сеансы с обсуждениями по просьбе Москвы в сети «Киномакс». Проводила стартовый показ, а потом фильм массово шел в кинотеатрах. Говорят, благодаря моим усилиям в нашем городе были лучшие сборы в сети «Киномакс» по стране на фильмах «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, «Капернаум» Надин Лабаки. При полных зрительных залах мы делали клубные показы фильмов о Микеланджело и Леонардо да Винчи, «Хрусталь» и «Обещание на рассвете» и пр. Несколько лет подряд (до пандемии) в Томске проходили фестивали стран ЕС. В репертуаре были Франция и Нидерланды, страны Скандинавии, Прибалтика и многие другие. Залы были переполнены. Зрители сидели на ступеньках.

− Каким вы видите наше кино из Томска? Видят ли наши кинематографисты жизнь России?
− Я регулярно смотрю наше кино из Томска. Очень надеюсь, что у него есть будущее.

− Какова ваша десятка российских фильмов XXI века?
1. «Вместо меня» (реж. Владимир Басов, 2000).
2. «Любовь и другие кошмары» (реж. Андрей Некрасов, 2001).
3. «Итальянец» (реж. Андрей Кравчук, 2005).
4. «Дикое поле» (реж. Михаил Калатозишвили, 2008).
5. «Полтора кота, или Сентиментальное путешествие на Родину» (реж. Андрей Хржановский, 2009).
6. «Класс коррекции» (реж. Иван И. Твердовский, 2014).
7. «Аритмия» (реж. Борис Хлебников, 2017).
8. «Карп отмороженный» (реж. Владимир Котт, 2017).
9. «Ван Гоги» (реж. Сергей Ливнев, 2018).
10. «Конференция» (реж. Иван И. Твердовский, 2020).

Источник

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER