Томский государственный педагогический университет

«Без срока давности»: об опыте реализации всероссийского проекта в Томском педуниверситете

В рамках Международного научно-практического форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы», посвящённого сохранению исторической правды о Дальневосточной Победе Красной Армии во Второй мировой войне, была организована работа тематической площадки «Хабаровский процесс в учебно-воспитательном пространстве педагогического вуза, колледжа, школы». На вечерней сессии выступил ректор ТГПУ А.Н. Макаренко с докладом «О роли Ассоциации развития педагогических университетов и институтов в реализации проекта «Без срока давности».

С приветственными словами, открыв работу, выступили министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов и ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков. Работа площадки была ориентирована на установление активного взаимодействия педагогического сообщества страны с участниками реализации проекта «Без срока давности».

«Мы не должны допустить, чтобы в угоду каким-то тенденциям, политическим настроениям менялись история, историческая память, факты, которые свидетельствуют, как проходила война. К сожалению, такие попытки есть, и мы никогда не допустим, чтобы эти попытки реализовались в системе образования, учебниках, программах», – отметил С.С. Кравцов.

Начиная выступление с докладом, ректор ТГПУ А.Н. Макаренко обратился к коллегам:

«Мы все понимаем, что патриотизм и гражданско-патриотическое воспитание – очень важная, национальная объединяющая идея. Но тем не менее можно обратить внимание на определенную аналитику о том, что большая часть молодежи считает себя патриотами, однако этот патриотизм носит скорее декларативный характер».

Ассоциация в ходе реализации проекта «Без срока давности» позволяет молодёжи прикоснуться не просто к формальным данным, но и к содержательной части российской истории. Это возможно через регулярную организацию различных мероприятий, обсуждения вопросов хода истории на конференциях и круглых столах, активными участниками которых являются преподаватели, сотрудники и студенты ТГПУ, будущие учителя, которым предстоит донести истинное знание до тысяч школьников страны и мира.

Томский педагогический университет активно поддерживает проект «Без срока давности», реализуя патриотические мероприятия внутри вуза и города, а также участвуя в партнерских патриотических проектах. Например, ректор ТГПУ рассказал об исследовательском опыте студентов в рамках создания и ведения проекта «Тыловой Томск на Карте Победы», содержащего научно-исследовательскую часть (работу с рассекреченными архивными документами) и презентационную с QR-кодами (32 видео об оборонных заводах и эвакогоспиталях), инициаторами и главными исполнителями которого являются обучающиеся историко-филологического факультета ТГПУ.

«Проект «Тыловой Томск на Карте Победы» стал результатом архивной практики студентов ИФФ, будущих учителей истории и обществознания. Реализация проходила в тесном взаимодействии обучающихся с администрацией факультета: студентам был предоставлен перечень уникальных рассекреченных архивных документов с указанием оборонных заводов и эвакогоспиталей с подробной информацией о их работе для дальнейшего исследования, – рассказывает декан ИФФ Т.В. Галкина. – Материалы, собранные по каждому пункту, нашли отражение в небольших фильмах, сценарии к которым писали студенты, они же занимались съёмками и монтажом. Интересующую локацию можно изучить с помощью современных технологий: «Карта Победы» содержит QR-коды с уникальным адресом каждого исторически важного объекта. Разработанный проект стал вкладом студентов ИФФ в большую работу по сохранению и распространению истинного исторического знания, которая ведётся в Томском педагогическом университете».

Актуализация синтеза патриотической проблематики с современными интерактивными способами ее презентации обусловлена необходимостью насыщения интернет-пространства достоверными историческими источниками информации, а использование технологии дополненной реальности позволило «оживить историю»: от военной хроники до материально-бытовых сцен жизнедеятельности тылового города. Данный проект принес пользу и среднему образованию, найдя широкий отклик у школьников.

Андрей Николаевич подчеркнул особую важность таких проектов для педагогической деятельности. Также ректор ТГПУ выступил с предложением провести круглый стол, посвященный обсуждению «ментальной войны», в рамках работы Ассоциации.

Доклады на вечерней сессии также представили ректор МПГУ Лубков Алексей Владимирович («О состоянии и перспективах деятельности Ассоциации развития педагогических университетов и институтов»); директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Неумывакин Виктор Сергеевич («Взаимодействие педагогических колледжей и вузов в рамках формирования единого педагогического пространства в Российской Федерации»); ректор Амурского гуманитарно-педагогического государственного университа Бавыкин Виктор Станиславович («О создании региональных представительств Ассоциации развития педагогических университетов и институтов в субъектах Дальневосточного федерального округа»); и.о. проректора по научной работе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета Готнога Александр Васильевич («Научное (научно-методическое) взаимодействие педагогических вузов и ИРО: переход от решения отдельных кейсов к разработке национальной кластерной модели»); исполнительный директор Ассоциации развития педагогических университетов и институтов Шаповалов Владимир Леонидович («Обсуждение рекомендаций по итогам работы площадки Министерства Просвещения Российской Федерации»).

В результате встречи члены Ассоциации развития педагогического образования наметили пути дальнейшего взаимодействия, в том числе направленного на работу с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER