Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Профессиональные пробы студентов ТГПУ: часть первая

Профессиональная практика – важнейший этап подготовки будущих педагогов к работе в детском коллективе. Студенты Томского педагогического университета регулярно взаимодействуют со школьниками и детьми дошкольного возраста в процессе обучения, однако самый активный период сотрудничества – летние каникулы: открывают сезоны пришкольные лагеря и центры детского здоровья и отдыха России, организуют творческие смены организации дополнительного образования. В серии информационных выпусков «Профессиональные пробы студентов ТГПУ» вместе с обучающимися вуза расскажем, как выглядит педагогическая «изнанка», как студентам удается реализовывать свои образовательные программы и чем чреваты пропуски пар по педагогике.

Детские пришкольные лагеря, открывшиеся в июне в образовательных учреждениях Томска и Томской области, по традиции встретили практикантов из ТГПУ. Так, студентка Института детства Анастасия Павлюкова для апробации своих педагогических компетенций выбрала пришкольный лагерь Губернаторского Светленского лицея. Позади коллективно-творческое дело (КТД) «Наш поселок Светлый», в рамках которого будущий учитель вместе с воспитанниками детально исследовали историю поселка:

«Благодаря педагогической летней практике я могу организовать совместную работу в коллективе, замотивировать детей на создание чего-то нового и интересного, а также дать словесную оценку работе учеников и указать на недочеты».

Кроме подготовки КТД, каждому студенту перед выходом в образовательное учреждение было необходимо разработать авторскую учебную программу, используя инструменты и методики, которыми они овладели на занятиях в университете. Анастасия подготовила план художественной направленности «Бумажная флористика»: на занятиях дети 10-11 лет создавали цветы из гофрированной бумаги. В работе Анастасия использовала подготовленные видео мастер-классы и презентации, помогающие детям познакомиться с видами искусственных цветов, выбрать материалы и инструменты. Основная часть программы – это сборка цветов: лилий, хризантем, подсолнухов, ромашек, тюльпанов и других. Разработанный студенткой пошаговый диктант, предполагающий повторение детьми каждого действия за педагогом, помог воспитанникам справиться с творческой задачей. После завершения работы над всеми цветами дети собрали их в букет, а на итоговом уроке-выставке презентовали свои поделки. Изобразительное искусство – хобби Анастасии, а практическая творческая деятельность, как отмечает студентка, способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка.

Как и полагается детям, на занятиях временами они очень шумели, но будущий педагог нашла способ справиться с этой извечной проблемой, стоящей перед учителем: в таких случаях Анастасия организовывала отвлекающие игры, а порой ученики и сами предлагали сыграть в «молчанку».

Пройти практику в одной из школ области решила и Анна Рязанова, студентка 671 группы ИД. Выбор пал на МАОУ СОШ №22 пос. Светлый. КТД будущего учителя увлекло воспитанников: дети в совместной деятельности старались помочь злым героям, известным каждому по любимым сказкам, стать добрыми. Для этого ребята создавали новые наряды для персонажей, придумывали истории, показывающие путь трансформации.

Девушка также написала творческую образовательную программу «Бумажное лето», включившую блок по созданию поделок из бумаги. Программа педагога состоит из 12 занятий продолжительностью 30 минут и рассчитана на детей от 7 до 14 лет. Каждое занятие было тематическим, что определяло выбор создаваемой поделки: в ходе работы подопечные Анны научились делать объемные аппликации, открытки, оригами, модель домика и даже записную книжку:

«Я сделала акцент на изделиях из бумаги, так как это универсальная идея, дающая широкий простор для выбора тематики. К тому же такая творческая мастерская не требует больших финансовых затрат».

Широкий возрастной контраст подопечных создал барьеры в организации деятельности: сложно придумать то, что было бы интересно и малышам и подросткам, а также скорость выполнения у каждой группы разная. Однако решение нашлось: девушка давала старшим работу посложнее или создавала для малышей заготовки заранее, а подростки занимались ими самостоятельно. Как отмечает студентка, в профессиональной работе ей очень помогли лекции по дополнительному образованию, занятия по методике преподавания технологии, а также изучение информации на различных образовательных порталах для учителей и родителей. Часть идей практикантка взяла из собственных конспектов и переформировала под новые цели в соответствии с темой.

Конечно, практика в пришкольном лагере, работа с детьми разных возрастов помогли девушке повысить уровень профессиональных компетенций: понимание психологии детей и их интересов, способность оперативно принимать решения, ориентироваться в любой ситуации, навыки организации детского коллектива и совместной деятельности детей.

Для Александры и Анны практика уже позади, как и для большинства студентов, а впереди – анализ занятий и поведения детей, составление и защита отчета. Благодаря плодотворной работе в пришкольных лагерях девушкам удалось определить слабые места в разработанных образовательных программах, понять профессиональные точки, которые необходимо проработать, и на практике узнать, как преодолеть любые трудности, с которыми ежедневно в педагогической работе сталкивается учитель.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER