Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • В ТГПУ завершил работу Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения»

В ТГПУ завершил работу Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения»

Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», организованный ТГПУ, АРПУИ и МПГУ и собравший для обсуждения актуальных вопросов педагогической науки более 1 000 участников и экспертов из городов России и стран СНГ, завершился 24 апреля.

Первый и второй дни научного события открыли работу по секциям в рамках трека «Педагогическое образование в эпоху 4.0: актуальные компетенции педагога, инновационные технологии и практики, цифровая среда» Международной конференции «Приоритеты и стратегические направления развития педагогического образования в эпоху 4.0».

Широкий отклик студенческой аудитории получил трек «Детство как развивающийся феномен в культуре, науке и обществе». В течение двух дней обучающиеся представляли доклады, обсуждая содержание и организацию дистанционного обучения, влияние кинематографа на формирование личностной и нравственной идентичности подростков, формирование пространственного мышления и мотивационную готовность ребенка к обучению, экологическое воспитание детей, развитие речевой готовности, психолого-педагогические условия ранней профориентации, сопровождение развития познавательного интереса детей, информационную культуру дошкольника, реализацию технологии «Мягкая среда» и другое.

В ходе проведения подсекции «Технологии обучения и воспитания в современной начальной школе» был представлен мастер-класс «Организация учебного сотрудничества младших школьников» Чубыкиной Ольги Анатольевны, выпускницы ТГПУ, ассистента кафедры педагогики и методики начального образования Института детства. Также практические занятия на различные темы провели педагоги-практики из числа выпускников ТГПУ: «Развивающий потенциал детского игрового танца», «Авторские дидактические игры по речевому развитию дошкольников», «Совместная работа инструктора по физической культуре и воспитателей по реализации тематических проектов в разных возрастных группах» и другие. Для родителей были организованы педагогический онлайн-салон и посещение педагогических гостиных.

Круглый стол «Эмоциональное образование: исследования и практика» в Парке инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ состоялся под руководством Народного учителя Российской Федерации Александра Геннадьевича Сайбединова, заведующего научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования Парка ИОП ИРПО, директора Губернаторского Светленского лицея, который представил свою авторскую концепцию Эмоционального образования:

«Эмоциональное образование – это системный процесс развития творческого мышления, опирающегося на эмоциональные эффекты формирования ценностных, эстетических, нравственных, научно-мировоззренческих ориентиров в процессе освоения знаний, направленных на максимальное раскрытие созидательного личностного потенциала».

В своем выступлении А.Г. Сайбединов отметил значимость института школы в сохранении современной цивилизации и выделил первостепенные задачи, которые важно своевременно решить для сокращения разрыва между интересами личности и приоритетами системы образования. Автор концепции рассказал о многоуровневой модели школьного образования и показал, что через реализацию данной концепции можно не только обеспечить высокое качество знаний, но и создать условия для гармоничного формирования и развития человеческой личности.

Александр Сайбединов также представил авторский учебно-методический комплекс образовательных программ предметов художественно-эстетического цикла, в который вошли следующие издания: «Изобразительное искусство», «Художественный труд», «Практическая философия», «История искусств», «Проектный и компьютерный дизайн», «Основы дизайна».

«Уникальный опыт Губернаторского Светленского лицея исследуется в рамках созданной в прошлом году лаборатории эмоционального образования Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ, которую возглавил Александр Сайбединов, – комментирует Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП. – Помимо проведения научных исследований, в задачи лаборатории входят разработка учебно-методических пособий, проведение мастер-классов, семинаров и лекций для студентов педагогических вузов по представлению основных кейсов концепции Эмоционального образования, организация и проведение курсов повышения квалификации для педагогов по проблемам художественно-эстетического образования».

На Круглом столе сотрудники кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе Московского педагогического государственного университета представили свой научно-практический опыт. Эльмира Галямова, кандидат педагогических наук, доцент, рассказала о результатах научно-исследовательской и практической работы по формированию эмоционального интеллекта младших школьников. Владимир Борисов, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ, в докладе «Визуализация эмоций в художественно-графической деятельности младшего школьника» представил методику выражения эмоций через изобразительное искусство в начальной школе. В рамках научно-практической работы были исследованы особенности передачи эмоций в изображении портрета, через смайлики и посредством применения определенных цветовых сочетаний в рисунках детей. Директор Института развития педагогического образования ТГПУ, кандидат педагогических наук Наталия Семенова отметила высокую значимость научно-практического опыта Губернаторского Светленского лицея и кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ для педагогической практики:

«Вопросы эмоциональной сферы ребенка сейчас очень актуальны. Многие исследователи связывают ее развитие именно с процессом включения ребенка в творческие виды деятельности. Именно этот аспект был раскрыт и в презентации концепции эмоционального образования, успешно реализуемой в Губернаторском Светленском лицее, и в докладах коллег Московского педагогического государственного университета».

Участники Круглого стола выразили взаимный интерес и готовность к плодотворному сотрудничеству и дальнейшей реализации совместных проектов и научных исследований.

Далее в ходе форума трек «Трансформация технологического образования: от интеграции наук к практике», состоявшийся при ведущей роли специалистов ФТП ТГПУ, подвел итоги Областного конкурса учебно-исследовательских проектов обучающихся «Приз ТЭБЕ». Подсекция «Актуальные вопросы лингвистической концептологии и лингвокультурологии» трека «Предметная основа педагогического образования» пригласила к участию студентов, магистрантов и аспирантов ТГПУ и вузов Томска из Китая, которые представили доклады о национально-культурной специфике выражения семейных отношений, о доминанте диаспорального дискурса, о русских заимствованиях в китайском языке и на другие темы.

На заседании подсекции «Русская литература первой половины ХХ века и методика ее преподавания» секции «Литературоведение и литературное образование» ИФФ обсуждались актуальные вопросы сегодняшнего образования: онлайн-технологии в преподавании литературы (от микрообучения до интерактивных онлайн-инструментов), подготовка к итоговому сочинению, современные подходы к преподаванию литературы. Предлагались к рассмотрению методические разработки как с привлечением произведений классической литературы, так материала знакомого и понятного современному школьнику, порой провокативного (например, творчество рэп-исполнителя Моргенштерна). Литературоведческие доклады осветили тенденции отечественной драмы в русской литературе ХХ века, зарождение жанра оперетты в отечественной культуре ХХ века, творчество В. Масса и Н. Эрдмана.

Подсекция «Отечественная литература второй половины ХХ – начала ХХI века» была посвящена актуальному вопросу разработки нового предметного содержания литературного образования. На подсекции «Детско-юношеская литература: вопросы подросткового чтения и формирования авторской компетентности» были заслушаны доклады студентов и магистрантов, в которых представлены результаты исследования жанрового своеобразия, мотивно-образной структуры и приемов психологизма в прозе советских и современных детских писателей, методические подходы к изучению художественного текста, привлечения подростков к чтению. В рамках работы секции прошел конкурс научно-методических докладов.

На подсекции «Русская литература XIX века и методика ее преподавания» студенты, магистранты и аспиранты представляли результаты своей исследовательской деятельности по различным темам и направлениям. Широкий тематический спектр докладов позволил обсудить актуальные вопросы проблематики и поэтики творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, В.Г. Короленко и других, методики преподавания литературы.

Студенты старших курсов и магистранты подняли проблему актуальных методик и приемов преподавания литературы в школе: технология развития критического мышления через чтение и письмо на материале сказок А.С. Пушкина, методика медленного чтения на материале повести Н.В. Гоголя «Портрет», технология создания буктрейлера на материале рассказа А.П. Чехова «Событие», использование аксиологического подхода в исследовании и преподавании на материале романа «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского. Методические наработки докладчиков опирались на апробированный практический опыт и учитывали задачи современного литературного образования. Студенты третьего курса на материале творчества В.Г. Короленко исследовали специфику жанров литературного портрета, пасхального рассказа, мотивов жизни/смерти. Аспиранты представили результаты своих исследований о жанровых особенностях житийного канона в «Житии Великого грешника», теме ценностного индифферентизма молодого поколения в «Дневнике писателя». Каждый доклад сопровождался дискуссиями и предложениями по развитию и углублению темы научного исследования.

В рамках конференции также работали подсекции «Всеобщая история», «Археология и этнология», «История России и методика преподавания истории и обществознания», а также было проведено модельное занятие «Урок-диалог».

В предпоследний день форума состоялась работа трека «Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и молодежи» ФПСО, в рамках которого эксперты обсудили актуальные проблемы образования, развития и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (обучение, развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья), психолого-педагогическое сопровождение социализации детей и молодежи (профилактический аспект).

Форум завершил работу в субботу, 24 апреля, площадкой Дискуссионного киноклуба «Насколько детское советское кино необходимо современному ребенку?» и мастер-классом «Потенциал использования AR/VR технологий в образовательном процессе».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER