Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Ректор ТГПУ: о конкурентоспособности педагогических вузов

28-29 января 2021 года на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники проходят мероприятия международной научно-методической конференции «Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов» (НМК ТУСУР-2021). Участником научного события стал ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко.

Поприветствовав коллег, старт работе конференции дал Виктор Михайлович Рулевский, ректор ТУСУР:

«В этом году программа конференции сфокусирована на вопросах экспорта образования, оценки опыта работы преподавателей в условиях дистанционного обучения, формирования конкурентных преимуществ разрабатываемых образовательных программ и развития инфраструктуры университета».

Глава ТУСУР отметил, что важно не только понять, как организовать качественное обучение в дистанционном формате, но и ответить на вопрос о том, как именно необходимо готовить специалистов, которые смогут применять новые перспективные цифровые технологии и участвовать в их создании.

На пленарном заседании доклады представили эксперты из г. Томска, г. Москвы, г. Бордо (Франция), г. Беппу (Япония), среди которых и выступление ректора ТГПУ. В своем докладе «Конкурентоспособность педагогических университетов в современном образовательном пространстве» А.Н. Макаренко сделал экскурс в историю становления и развития педагогических вузов в России, рассмотрел особенности педагогического образования в США, европейской и азиатской системах высшей школы. Определил причины, осложняющие конкурирование педагогических вузов с другими университетами в российской системе образования: «размытая» идентичность за счет введения непедагогических профилей и специальностей в корпус реализуемых образовательных программ, запуск ЕГЭ, снимающий приоритет регионального вуза обеспечивать кадры для своей области, и ряд других причин. Также Андрей Николаевич подчеркнул факторы, позволяющие педвузам наращивать конкурентный потенциал. Среди них – подготовка востребованных учительских кадров, включение научно-исследовательской компоненты в обучение, оценку и разработку педагогических технологий, освоение инновационных технологий развития вуза как субъекта хозяйствования во взаимодействии с различными стейкхолдерами.

Понимание необходимости стать ТГПУ конкурентоспособным и ведущим педагогическим вузом определило недавнюю структурную «пересборку» внутри университета. Так, были созданы Институт детства и Институт развития педагогического образования: первый отвечает за всесторонний (трансдисциплинарный) подход в изучении проблем детства, а второй – комплектует актуальный портфель педагогических технологий, апробируя их в образовательной деятельности базовых школ университета.

Исследуя опыт российских и зарубежных педагогических вузов (показателен пример с Пекинским педагогическим университетом, который входит в топ университетов мировых лидеров), А.Н. Макаренко завершил свое выступление мыслью о недостаточности существующих аргументов в вопросе упразднения педвузов как отдельных образовательных единиц или слияния их с классическим университетом.

Дополнительным доказательством в конкурентоспособности педагогических вузов стала реализация программ академической мобильности как студентов, так и сотрудников. Об особенностях международной деятельности ТГПУ как ведущего педагогического университета во второй день работы конференции «Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов» (29 января, в 14.00 часов) расскажет Вадим Юрьевич Зюбанов, начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ, в рамках панельной дискуссии «Экспорт образования».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER