Томский государственный педагогический университет

Практики работы с будущим. Часть 2

В конференц-зале Научной библиотеки университета состоялось завершение стратегической сессии «Новое позиционирование ТГПУ», целью которой было выявить факторы превосходства и точки роста вуза в масштабах региона, страны и мира.

На предварительном этапе, до запуска стратегической сессии, были сформированы пять групп, в каждой по 10-12 человек, по различным направлениям образовательной и педагогической деятельности университета. В группу «STEM» вошли преподаватели физико-математического, биолого-химического факультетов, также факультетов технологии и предпринимательства, экономики и управления. «Люди мира» – Институт иностранных языков и международного сотрудничества, историко-филологический факультет. Группы «Детство» – Институт Детства, факультеты психологии и специального образования и физической культуры и спорта и «Педагогика будущего» – Институт развития педагогического образования и историко-филологический факультет. И пятая, ректорская группа, под условным названием «Что делать?». Задачей последней было создать резюмирующее видение продвижения вуза в будущем. Все команды заранее получили домашнее задание, связанное с презентацией своего направления и поиска возможных концептов и стратегических проектов для позиционирования университета.

18 и 19 сентября прошло представление возможных вариантов стратегических проектов, но чтобы сформировать их окончательный список, в течение двух последующих недель было проведено обсуждение в каждой группе при участии проректора по развитию Л.Г. Смышляевой.

На заключительном этапе, 6 октября, команды вышли с итоговыми версиями стратегических проектов, в коллективном обсуждении которых приняли участие как делегаты университетского сообщества, так и приглашенные эксперты из ТГУ: И.Ю. Мясников (декан Высшей школы журналистики ТГУ), Е.А. Суханова (директор Института образования ТГУ), Ю.А. Эмер (руководитель Управления информационной политики ТГУ), С.А. Степанов (зам. директора Института образования ТГУ, эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации). В качестве ключевого эксперта выступил Д.А. Коричин, ведущий, модератор форсайт-сессий Московской школы управления «Сколково», игропрактик, соавтор «Атласа новых профессий».

Презентация групп основывалась на видении будущего педагогического университета к 2030 году. В связи с этим необходимо было определиться: на какие вызовы может и должен ответить вуз, какие ресурсы у него для этого есть и как эти ресурсы конвертировать в концепты и проекты, чтобы ТГПУ стать конкурентноспособным среди педагогических и непедагогических вузов, и кто для университета является потенциальным конкурентом или партнером.

«Стратегическая сессия оказалась достаточно интересным событием. Формат коллективной работы, когда в процессе совместной деятельности приходишь к пониманию, определению и формированию значимых для нашего университета проектов, требовал невероятнейшего эмоционального и интеллектуального напряжения», – Г.П. Обносова, к.пед.н, доцент кафедры дефектологии ФПСО.

По высказываниям других, вопросы, решаемые на стратсессии, не могут быть завершены ее рамками, а требуют дополнительного времени и дальнейшего размышления.

«Перед каждым университетом стоит выбор в самоопределении, поиске своей формулы развития. И если модели классических университетов прописаны в научных исследованиях: модели Университета 1.0, 2.0,3.0 и даже 4.0, что позволяет классическому университету в какой-то степени ориентироваться на выбор одной из этих моделей, то модель развития педагогических вузов пока проблемное поле в научном описании. Но несмотря на это, нашему вузу необходимо самоопределяться со сценариями развития, чтобы сохраниться как университет», – И.И. Сошенко, начальник офиса коммерциализации образовательных и научных технических разработок.

Сессия позволила провести ревизию ресурсов и потенциалов ТГПУ, представить проекты, которые могут стать стратегически важными для позиционирования вуза.

«Мощность доклада "Люди мира" в интеграции разнообразных проектов: от преподавания РКИ до сохранения языков малых народов Сибири. … "Детство" – очень сильная ставка (группа "Детство"), но без интеграции результатов работ групп "STEM" и "Педагогика будущего" позиционирование вуза будет сложным и даже невозможным», – Д.А. Коричин.

Возможным акцентом идентичности ТГПУ может стать направление работы в области развития педагогических коммуникаций через использование «...новых технологий педагогизации различных сред и практик».

«На сегодняшний день важность педагогического знания очень высока и актуальна. Не случайно, один из наших партнеров в Большом Томском университете – СибГМУ – вышел с предложением к Институту развития педагогического образования о реализации совместного проекта «Трансформация модели медицинского и фармацевтического образования на основе инновационных педагогических подходов». В ходе этого проекта предполагается разработка совместных образовательных программ, которые позволят профессиональным врачам и преподавателям медицинского вуза педагогически верно работать как с пациентом, так и со студентом, развивать медицинскую педагогику. Но медицина – это не единственная среда, которой важна педагогизация. А это свидетельствует, как о возможностях вуза взять на себя ответственность за педагогизацию других сред, так и об уникальности нашего университета в плане позиционирования», – Л.Г. Смышляева.

Неоднократно слышалось высказывание участников сессии в ходе обсуждения, что развитие ТГПУ – это не работа разрозненных одиночек, а хоть и трудная, но совместная деятельность: как слаженность работы коллектива в продвижении вуза, так и в партнерстве с другими университетами.

Стратегическая сессия, по мнению ректора А.Н. Макаренко, «позволила выйти из фреймов инерционной и закрытой позиции в плане взгляда на жизнедеятельность нашего университета. Потому что, когда ты смотришь на системы только изнутри, сложно увидеть те направления, куда ты сможешь двигаться для достижения улучшения имеющегося состояния дел. Сессия позволила не только посмотреть на себя со стороны, но и по-другому оценить свои позиции, дефициты и возможности изнутри».

 

По завершении мероприятий в рамках «Новое позиционирование ТГПУ» стала очевидной необходимость принятия решения не только в самоопределении вуза, но и в самоопределении каждого сотрудника: «Сохранять имеющуюся форму педагогического или двинуться в направление развития и преобразования будущего родного университета».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER