Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Какое же это счастье — выбрать работу, которая приносит удовольствие!

Историями своего движения по профессиональному пути педагоги продолжают делиться в еженедельной рубрике ТГПУ «Записки учителя». Установить нужное направление не каждому удается с первых шагов, а некоторые проходят дорогу в десять лет, чтобы понять простую истину: хочу быть учителем.

Как сделать правильный выбор? Этим вопросом задается каждый из нас. Как было бы здорово, если бы кто-то в сложные моменты давал универсальную подсказку: по какой дороге пойти, чтобы она было ровной, широкой и светлой. Чтобы не было бессонных ночей, душевных терзаний и вопроса: а правильно ли я поступил? Но одинаково сложно и в то же время прекрасно, что каждый из нас имеет свободу выбора! Только сам человек может определить, что для него ближе, лучше, комфортнее и правильнее. Как научиться слышать себя? Вот это, пожалуй, вопрос посложнее.

Мой путь в профессию учителя русского языка и литературы не похож на широкую и светлую дорогу. Прежде чем прийти в школу, я около десяти лет отработала совсем в другой области — в сфере управления персоналом. Но кто знает, как сложилась бы моя учительская карьера, не будь у меня этих десяти лет бесценного опыта.

Прошло чуть меньше двадцати лет с момента окончания школы, а я отлично помню то щемящее чувство, которое не покидало нас с одноклассниками: как сделать правильный выбор университета? Мне всегда нравились уроки литературы в школе. Думаю, что это было обусловлено в большей степени образом учительницы, которая была у нас в старших классах: хрупкая, изящная, всегда в красивых платьях и на каблуках. Наша Нина Николаевна открыла для меня невероятный мир литературы. Почему я в последний момент при подачи документов выбрала другую специальность и даже другой университет? Я банально засомневалась в своих силах.

Получив первое образование по специальности «Социология», я и не предполагала, что пройдет некоторое время и я буду преподавать литературу милым пятиклашкам и невероятно серьезным старшеклассникам. Отработав около десяти лет в сфере управления персоналом, я поняла, что работа не приносит мне никакого удовольствия. А это разрушительно для человека. Передо мной вновь встал выбор: чем бы я хотела заниматься? И вот в этот момент я снова вспомнила уроки литературы и поняла, что хочу работать в школе. Прошла программу переподготовки в ТГПУ и устроилась в одну из школ города Томска, параллельно осваивая в Томском Педагогическом программу магистратуры по выбранному направлению.

В профессии учителя, как и в любой другой, есть свои достоинства и свои недостатки. Важно, на мой взгляд, правильно расставить акценты и приоритеты. Сегодня образ учителя в обществе не позиционируется с точки зрения избранности. Это накладывает свои сложности в работе: любой ученик может тут же, на уроке, проверить слова учителя, вбив их в поисковую строку браузера; более того, школьник без особого труда найдет массу дополнительной информации. Учитель не является уже носителем знания в единственном лице. Но если вдуматься — это же прекрасно! Это не дает учителю возможности остановиться в своем собственном развитии. Чтобы быть с ребятами в одном информационном поле, нужно интересоваться тем, что интересно им.

На мой взгляд, для учителя сегодня важное качество — умение уважать и слушать ученика. Не смотреть на него сверху вниз. Уважение к ученикам любого возраста формирует уважение к учителю в свою очередь. Это сложно, это долго, но это очень ценно и прорастает уже за пределы класса. Когда ко мне в гости приезжают мои выпускники, рассказывают о своих достижениях, делятся своими переживаниями, я думаю: какое же это счастье — выбрать работу, которая приносит удовольствие.

Но в работе учителя есть и сложные, эмоционально напряженные моменты, которые способны вывести из равновесия. В такие моменты важно помнить, что это все временно, все трудности, все конфликты — это лишь часть работы — с ними можно справиться. И вот здесь тоже важно уметь услышать себя, восполнить тот самый ресурс, без которого невозможно быть интересным для своих учеников. Однажды я расплакалась после урока в 11 классе: вся группа не была готова к занятию, урок был практически сорван, а мне было очень горько. И вот в этот момент параллельная группа устроила мне очень приятный сюрприз, от которого на душе стало светло и радостно. И тогда я поняла особенность своей профессии: там, где неудачи, там и радость от общения с учениками. Когда входишь в класс и видишь интерес в глазах ребят, когда при подготовке к занятию думаешь, как бы интересно его провести, когда на уроке одна небольшая шутка снимает всеобщее напряжение перед контрольной и класс смотрит на тебя как на друга — вот это все бесценно.

Хочется обратиться ко всем абитуриентам: прислушайтесь к себе, подумайте, что бы вы хотели привнести в эту профессию, каким бы учителем хотели стать. Слушайте себя, будьте свободными в своем выборе и помните, что при любом раскладе перед вами открывается масса возможностей и лишь от вас зависит, как эти возможности использовать.

Анна Вечерина, выпускница ИФФ ТГПУ, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №5 им. А.К. Ерохина, г. Томск.

Тэги: рубрика «Записки учителя»

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER