Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

«СЛЫШНО, ДА, ВИДНО, НЕТ, НЕ СЛЫШНО, ВСЕ ПОНЯТНО»

Образование как развивающаяся открытая система, являясь своего рода «агентом будущего», серьезно влияет на экономический и духовно-нравственный потенциал и перспективы общества. В роли социального института система образования одновременно трансформируется под влиянием внешней среды и изменяет её. В этой связи в новых условиях развития педагогического образования как корпоративной системы подготовки педагогов важно помнить о необходимости преодоления современных тенденций «закрытости и замкнутости», что возможно за счёт ресурсов цифрового образования.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии образования ТГПУ Коллегов Артем Константинович размышляет о дистанционной педагогике, студентах и преподавателях.

ПЕДАГОГИКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

В настоящее время отечественная система подготовки педагогических кадров имеет дело с большим количеством вызовов. Так, в сложившейся глобальной кризисной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, российская система образования в целом не была полностью готова к реализации образовательного процесса в дистанционном формате. В то же время высшая школа достойно показала себя в кризисный период: при поддержке отраслевых министерств вузы оперативно перешли к дистанционному обучению, согласовав интересы субъектов педагогического процесса: студентов, преподавателей и администрации.

Однако подводить окончательные итоги успешности «дистанта» пока рано, поскольку результат в педагогике всегда отсроченный. Положительные и отрицательные эффекты дистанционного обучения, прошедшего «благодаря» коронавирусу широкую апробацию, еще долго будут подвергаться анализу и осмыслению. При этом уже сейчас можно предварительно оценить сложившуюся ситуацию и рассмотреть ряд назревших организационных, содержательных и психологических проблем, намечая пути их преодоления.

“При внедрении новых подходов неизбежно возникают сложности, – считает А. Коллегов. – С преподавателями кафедры мы регулярно обсуждаем и пытаемся найти решение ситуациям, возникающим при реализации обучения в дистанционном формате. Решать их нужно с точки зрения особого типа педагогики – дистанционной – со своим понятийным аппаратом и принципами.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ ВУЗОВСКОГО СООБЩЕСТВА

Дистанционная педагогика комбинирует принципы и подходы заочной и очной форм обучения, причем происходит смещение фокуса на самостоятельное изучение предметов. Обучение проходит посредством новых интерактивных методов обучения: электронных учебников, онлайн-семинаров, лекций, материалов в аудио- и видеоформатах. Трудность заключается в том, что не всегда осуществляется полноценная и качественная коммуникация из-за непривычного формата общения. Мы вынуждены использовать промежуточные элементы, которые связывают деятельность педагогов и студентов.

“Преподаватели часто ощущают себя в роли «говорящей головы», которая не слышит и не видит студентов, – делится А. Коллегов. – Из-за необходимости снижать нагрузку на сервер студенты часто подключаются к видеоконференции в режиме слушателя, без видео- и аудиосвязи, только печатают свои вопросы и краткие ответы. Причем очень краткие – «слышно, да, видно, нет, не слышно, все понятно»”.

Исчезает привычный и необходимый для психолого-педагогических дисциплин интерактив: в таком режиме нет психологического контакта со студентом, возможности осуществлять психологическое воздействие (стимулировать, мотивировать, поддерживать). Отсутствие контакта, ограниченность эмоциональной составляющей образовательного взаимодействия – это психологическая сложность. Она затрудняет осуществление обратной связи: трудно проверить понимание или непонимание, практически невозможно формировать и развивать у студентов важные для будущих учителей психологические умения (устанавливать и удерживать контакт, реагировать, анализировать действия других и свои, рефлексировать). Для этого необходимо полноценное подключение студента (с видео и аудио).

НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ

Дистанционная педагогика пытается найти золотую середину между применением традиционных классических методов преподавания и внедрения инновационных форм и методов обучения. Психолог А. Маслоу писал: “Потребность в знании ... интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности”.

Педагогика прошлого с ее авторитарным воздействием в процессе контроля и оценивания знаний была направлена на выявление недостаточности усвоенного. Дистанционная педагогика снимает эту обязанность с преподавателя и делегирует электронным инструментам обучения. Вместе с тем нам важно сохранять благоприятную атмосферу общения, комментировать, рекомендовать, мотивировать. Сохранение этой атмосферы – большой труд со стороны преподавателя. Адаптация традиционных материалов для очных занятий для электронного формата трудо- и времязатратный процесс.

Наша задача подготовить качественные интерактивные цифровые занятия (презентации, видеоматериалы и иные дидактические материалы в формате онлайн-конференции), – отмечает А. Коллегов. – Проверка студенческих работ сопровождается тщательным рецензированием – мы понимаем, что студент не может в полном объеме получить личную консультацию”.

Новый дистанционный формат работы преподавателя требует учитывать прошлый опыт студентов, помогать им четко ставить задачи, связывать прошлый опыт с новым материалом. Даже в электронной форме можно организовывать студентов в команды, где можно сравнивать свои знания с уровнем знаний других, получать поддержку в их освоении.

Преподавание в дистанционном режиме прикладных, творческих дисциплин, педагогических практик из-за специфики содержания является проблематичным. Внедряется новый тип отношений, переход к объективным отношениям “студент – компьютер – преподаватель”. Такие отношения требуют освоения новых педагогических технологий. Осваивать и внедрять новые методы – это два параллельных процесса для преподавателя. Преподаватели достаточно быстро адаптируются к этой ситуации, находя способы «договориться» с некоторыми техническими «шероховатостями», если они случаются (и от этого не уйти в период тотальной напряженности цифрового образовательного пространства), выбирают наиболее эффективные пути решения таких проблем, подключают средства социальных сетей, мессенджеров, для студентов в удаленных районах предоставляют информацию и задания электронной почтой.

НЭТИКЕТ и КУЛЬТУРА

(нетике́т (от англ. net «сеть» + фр. etiquette «этикет») — неологизм правил поведения, общения в Сети, традиции и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство)

Дистанционное обучение – это взаимодействие, основанное на высокой степени самоорганизации, общей культуры и этикета, а также ответственности у всех субъектов учебного процесса. Засидевшиеся в самоизоляции студенты могут забывать, что занятия в утренние часы в формате видеоконференции не должны сопровождаться завтраком.

Мы напоминаем, что культура общения для студентов не только педагогического университета, но и любого учебного заведения в системе образования является основополагающей в цифровом образовании и электронном общении”.

Вежливо написанные электронные письма, грамотные комментарии в форумах электронных курсов, вовремя сданные задания – все это формирует soft skills cooperation, self-management skills, включая владение приемами тайм-менеджмента и репутацию будущего профессионала. Высокий уровень готовности студентов к самоорганизации и самообразованию показывает преобладание познавательного и профессионального мотивов, когда деятельность актуализируется не только внешними побуждениями или постановкой проблем преподавателем, необходимостью тестирования, сдачи экзамена. А это как раз одна из характеристик профессионала.

РЕЗЮМЕ

Дистанционное образование в высшей школе – практика с большим потенциалом, грани которого мы все больше начинаем открывать и осмысливать. Ряд трудностей такого образования, бесспорно, преодолимы. Это лишь дело мотивации и времени. Подготовку будущих учителей, полностью перенесенную в дистанционную форму, вряд ли можно рассматривать как самую эффективную. Поскольку педагогическое образование – это особое образование, определяющее основы формирования человека будущего. Педагог – это тот, кому доверяют детство, тот, кому доверяют будущее. И потому здесь, как нигде, важен целенаправленный и непосредственный живой контакт «действующий педагог – будущий педагог».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER