Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Окно в Томск: столичные гости в музее А.М. Волкова ТГПУ

Познакомиться с героями всеми любимой сказки «Волшебник Изумрудного города» мечтает каждый ребенок, а вот узнать историю жизни автора Александра Мелентьевича Волкова, увидеть мемориальную коллекцию писателя — каждый взрослый. Следуя своему давнему желанию, Томский государственный педагогический университет посетила журналистка столичного онлайн-журнала «Окно в Москву» Наталия Лескова. В своем материале «Окно в Томск: сказочная страна в центре Сибири» Наталия поделилась новыми знаниями из личной и профессиональной жизни писателя, рассказала о своем путешествии в Сибирские Афины и посещении Детского музея ТГПУ «Волшебная страна» им. А.М. Волкова.

«Посетить единственный в своём роде музей писателя-сказочника Александра Волкова в Томске было моей давней, можно сказать, заветной, мечтой. Я с детства люблю его творчество. На его чудесных, добрых сказках выросла я и мои дети. Считаю его безмерно талантливым, но недооценённым: нет пророка в своём отечестве. То, что во время короткой командировки в Томск музей распахнул передо мной свои двери, стало настоящим подарком.

Почему именно в Томске, где писатель провёл всего три студенческих года, был создан этот уникальный музей? Трудно сказать. Родился он в Усть-Каменогорске, долгое время жил в Ярославле, дольше всего — в Москве... Но лучше всего хранят память о нём именно здесь, в университетском сибирском городе на реке Томь. Очень рано отец, военный фельдфебель, выучил Сашу складывать буквы, и в четыре года он уже умел читать. В восемь лет научился искусно переплетать книги. И это дало ему возможность перечитать все книги соседей. Чтение стало его пламенной страстью. Он с юных лет влюбился в Жюля Верна, Майн Рида и Диккенса. Однако в школе любимым предметом стала математика, в которой юноша делал выдающиеся успехи. При этом уже с 14 лет сочинял фантастические истории и рассказы. В Томск он приехал, чтобы поступить в Учительский институт. Выдержал экзамены и отлично его окончил, получив специальность учителя математики с правом преподавать все предметы, кроме Закона Божьего. Считается, что именно Томск оказал на будущего писателя наибольшее влияние.

Надо побывать в этом старинном городе, чтобы понять: это действительно так. Здешняя деревянная «кружевная» архитектура, обилие модернистских домов с балкончиками, башенками и шпилями, часто окрашенными в яркие бирюзовые и голубые цвета, стали для него прообразом Изумрудного города. Гуляя по улочкам Томска, я неоднократно останавливалась перед такими домами, словно сошедшими со страниц его книг.

После окончания института Волков был распределен в поселок Колывань Новосибирской губернии, где и учительствовал в местной школе. Старожилы вспоминают, насколько живыми и увлекательными были его уроки. В Колывани он самостоятельно освоил немецкий и французский языки. Там же начал писать стихи. Его первые стихи «Ничто не радует меня», «Мечты» были напечатаны в 1917 году в газете «Сибирский свет». В 1917 — начале 1918 года он входит в состав Усть-Каменогорского совета депутатов и участвует в выпуске газеты «Друг народа», начинает преподавать на открывающихся в Усть-Каменогорске педагогических курсах в техникуме. В это же время написано ряд пьес для детского театра. Его веселые комедии и пьесы «Орлиный клюв», «В глухом углу», «Деревенская школа», «Толя-пионер», «Цветок папоротника», «Домашняя учительница», «Товарищ из центра» (его ещё называли «современным ревизором») с успехом шли на сценах Усть-Каменогорска и Ярославля. В 24 года Волков познакомился на новогоднем балу с преподавательницей гимнастики и танцев Калерией Губиной. Через два месяца они поженились, через год у них родился сын, которого назвали Вивианом, а ещё через три года — сын Ромуальд. Первый ребенок умер в пять лет от дизентерии, второй — в два года от крупа. Страшное несчастье не разъединило молодую семью. Через несколько лет у Александра и Калерии снова поочерёдно родилось два сына, и они дали им те же имена. В начале 20-х годов прошлого века Волков с семьёй переезжает в Ярославль, где работает в должности директора школы. Параллельно с этим он экстерном сдаёт экзамены на физико-математический факультет местного педагогического института. А в 1929 году семья переезжает в Москву, где Александр Мелентьевич получает должность заведующего учебной частью рабфака. Одновременно за семь месяцев он экстерном одолел весь пятилетний курс физико-математического факультета Московского университета, после чего в течение двадцати лет служил доцентом на кафедре высшей математики в Московском институте цветных металлов и золота. Там же он вёл для студентов факультатив по литературе, попасть куда стремились многие. Сохранились свидетельства о том, что многие поступали в этот вуз, в том числе, из-за этого знаменитого факультатива.

Самый неожиданный поворот в жизни Александра Мелентьевича начался с того, что он, большой знаток иностранных языков, настоящий полиглот, решил изучить ещё и английский. В качестве материала для упражнений ему принесли книгу Л. Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочел её, рассказал своим сыновьям и решил перевести. Однако просто переводить он не смог — не давала сделать это его бурная фантазия. В итоге получился не перевод, а весьма вольное переложение книги американского автора. Кое-что Волков переделывал, что-то добавлял. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения. Пёсик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул — Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Появилось и множество других милых, забавных, иногда почти незаметных изменений. Даже сам Изумрудный город, без которого трудно вообразить себе эту книгу, у Баума отсутствует.

А когда работа была закончена, стало понятно, что это уже совсем не баумовская книга. Александр Волков озаглавил её «Волшебник Изумрудного города» с подзаголовком «Переработка сказки американского писателя Фрэнка Баума». Рукопись была послана известному детскому писателю Самуилу Маршаку, тот её одобрил и передал в издательство, настоятельно посоветовав Волкову заняться литературой профессионально.

Книга вышла из печати тиражом в двадцать пять тысяч экземпляров и сразу же завоевала симпатии читателей. Поэтому на следующий год появилось её повторное издание, а к концу года она вошла в так называемую «школьную серию», тираж которой составлял 170 тысяч экземпляров. C 1941 года Волков стал членом Союза писателей СССР. В годы войны Александр Волков написал книги «Бойцы-невидимки» (1942, о математике в артиллерии и авиации) и «Самолеты на войне» (1946). Создание этих произведений тесно связано с Казахстаном: с ноября 1941 года по октябрь 1943 года писатель жил и работал в Алма-Ате. Здесь он написал цикл радиопьес на военно-патриотическую тему: «Вожатый уходит на фронт», «Тимуровцы», «Патриоты», «Глухой ночью», «Фуфайка» и другие, исторические очерки: «Математика в военном деле», «Славные страницы по истории русской артиллерии», стихи: «Красная Армия», «Баллада о советском летчике», «Разведчики», «Юные партизаны», «Родина», песни: «Походная комсомольская», «Песня тимуровцев». Много писал для газет и радио, некоторые написанные им песни были положены на музыку композиторами Д. Гершфельдом и О. Сандлером.

В 1959 году Александр Волков познакомился с начинающим художником Леонидом Владимирским, и «Волшебник Изумрудного города» вышел в свет с новыми иллюстрациями, признанными позднее классическими. В руки послевоенного поколения книга попала в начале 60-х, уже в переработанном виде, и с тех пор она постоянно переиздается, пользуясь неизменным успехом. И юные читатели опять отправляются в путешествие по дороге, вымощенной желтым кирпичом...

Леонид Владимирский и его чудесные иллюстрации.

Творческое содружество Волкова и Владимирского оказалось длительным и очень плодотворным. Работая бок о бок в течение двадцати лет, они практически сделались соавторами книг — продолжений «Волшебника». Леонид Владимирский стал «придворным художником» Изумрудного города, созданного Волковым. Он иллюстрировал все пять продолжений Волшебника.

«Волшебник Изумрудного города» вызвал большой поток писем автору от его маленьких читателей. Дети настойчиво требовали, чтобы писатель продолжил сказку о приключениях доброй маленькой девочки Элли и её верных друзей — Страшилы, Железного дровосека, Трусливого льва и смешной собачки Тотошки. На письма Волков откликнулся уже полностью оригинальными книгами «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей». Но читательские письма продолжали приходить. И добрый волшебник внял просьбам своих юных поклонников. Он написал ещё три сказки — «Огненный бог Марранов», «Жёлтый туман» и «Тайна заброшенного замка». Все шесть сказочных повестей об Изумрудном городе были переведены на многие языки мира общим тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. По мотивам «Волшебника Изумрудного города» в 1940 году была написана одноименная пьеса, которая ставилась в кукольных театрах Москвы, Ленинграда и других городов. В шестидесятые годы Волков создаёт вариант пьесы для театров юного зрителя. В 1968 и последующие годы по новому сценарию «Волшебник Изумрудного города» ставится многочисленными театрами страны. В издании второй книги А.М. Волкова «Чудесный шар», которую автор в первоначальных вариантах называл «Первый воздухоплаватель», большое участие принял Антон Семёнович Макаренко, где полностью отдался научной и литературной работе. «Чудесный шар» — исторический роман о первом русском воздухоплавателе. Толчком к его написанию послужил коротенький рассказ с трагическим концом, найденный автором в старинной летописи. Не меньшей популярностью пользовались в стране и другие исторические произведения Волкова — «Два брата», «Зодчие», «Скитания», «Царьградская пленница», сборник «След за кормой» (1960), посвящённый истории мореплавания, первобытным временам, гибели Атлантиды и открытию Америки викингами. Параллельно Волков занимался переводами своего любимого Жюля Верна, его перу принадлежат фантастические повести «Приключение двух друзей в стране прошлого» (1963, памфлет), «Путешественники в третье тысячелетие» (1960), рассказы и очерки «Путешествие Пети Иванова на внеземную станцию», «В горах Алтая», «Лапатинский залив», «На реке Буже», «Родимое пятно», «Удачный день», «У костра», повесть «И кровью обагрилась Лена» и многие другие произведения. Занимался Волков также популяризацией науки для школьников. Он выпустил ряд занимательных рассказов по географии и астрономии, объединив их в сборник «Земля и небо» (1957), выдержавший многократные переиздания. Истории науки была посвящена научно-популярная книга «В поисках правды», ещё одна книга — рыболовству.

Многие из этих книг представлены в музее «Волшебная страна», который организовали энтузиасты из Томского педагогического университета, где когда-то учился Волков. Открыт он был в 2002 году. В основу экспозиции легла единственная в России и в мире мемориальная коллекция писателя, собранная тогдашним директором музея Татьяной Васильевной Галкиной. Ныне эта коллекция входит в основной фонд Музейного комплекса ТГПУ. Музей «Волшебная страна» получился замечательный и очень душевный, не позволяющий нам усомниться в чуде.

Директором на сегодняшний день является Наталья Викторовна Сайнакова, кандидат исторических наук, директор музейного комплекса Томского государственного педагогического университета. Воодушевлённая, влюблённая в творчество Волкова, с горящими глазами, она и сама похожа на Элли — отважную девочку, готовую к открытиям и свершениям. «Сотрудники университета, занимаясь подготовкой к изданию книги про ТГПУ, случайно обнаружили, что знаменитый детский писатель — наш выпускник, — рассказывает Наталья Викторовна. — Было это так. Просматривая списки выпускников университета за многие годы, мы заметили это имя — Александр Мелентьевич Волков. Фамилия распространённая, имя тоже, но вот отчество — весьма редкое. Татьяна Васильевна Галкина, основатель музея, стала выяснять подробности — и поняла, что это именно он, автор „Волшебника Изумрудного города“. Так возник интерес к теме, которая постепенно привела к идее создания мемориального музея писателя».

Здесь представлены многочисленные вещи из кабинета писателя — письменный стол, деревянное вращающее кресло, пишущая машинка, настольный письменный прибор, сделанная А.М. Волковым деревянная тумбочка, радиоприемник «Рига-6», настольные часы с дарственной надписью «А.М. Волкову от студентов. 19.1.1948 г.», стакан в серебряном подстаканнике с дарственной надписью — с футляром. Личные вещи писателя: медали, очки, две мужские сорочки, резиновые сапоги, табакерка-сувенир. В коллекции есть фотографии писателя, живописные и графические рисунки, экслибрис А.М. Волкова.

Среди письменных материалов — личные документы Волкова: выписка из метрической книги; аттестат об окончании училища, 1904; формулярный список, 1916; удостоверения; рекомендации С.Я. Маршака и В. Шкловского и членский билет № 117 Литературного фонда Союза писателей СССР, 1952; извещение о приёме А.М. Волкова в Клуб писателей СП СССР, 1947; дипломы, письма, открытки, фотографии... Всё это — дары внучки писателя Калерии Вивиановны Волковой, которая много лет работает учительницей математики в одной из московских школ.

Кроме того, в музее хранятся более сотни книг на 17 языках народов мира: первые раритетные издания «Волшебника Изумрудного города» (1939 и 1941, с рис. худ. Н. Радлова); самая полная в России коллекция сказок, 13 эскизов к сказкам худ. Л. Владимирского, в том числе с его автографом; произведения А.М. Волкова — исторические, научно-художественные о географии и астрономии, по истории науки, военной тематики, а также переводы Жюля Верна.

Но изюминкой экспозиции стали многочисленные сказочные герои, словно сошедшие со страниц книг Александра Волкова. Они делают музей по-настоящему живым. Здесь вас встречают огромный Трусливый Лев, которого так и хочется погладить, добрый Страшила и Железный Дровосек, у которого есть маленькое окошечко на груди, и, если его приоткрыть, вы увидите маленькое пламенное сердце. Здесь живут многочисленные Элли и Тотошки, созданные добрыми творческими руками детей, студентов и томских мастеров. И даже стёкла на окнах музея выглядят необычно: художники создали на них удивительные витражи с изображением Изумрудного города, так что каждый посетитель чувствует себя как в сказке.

Каждый год музей посещают около 3000 человек, проводится более 150 экскурсий. «Волшебная страна» стала победителем областного конкурса в номинации «Оригинальный музей» (2014). Здесь реализуются многочисленные музейно-педагогические проекты — «Сказочная школа» для первоклассников, спектакль «Волшебник Изумрудного города», созданный совместно с Томским ТЮЗом. Также проходит в музее и городской семейный конкурс знатоков сказок А.М. Волкова и творческий конкурс рисунка и авторской куклы «Волшебный мир сказок А.М. Волкова». Все участники получают призы — почтовые открытки и магниты с изображением чудесных героев из сказок писателя. Обладательницей таковых стала и я, и мало какому, даже более ценному в материальном выражении подарку, я была так же рада.

А ещё у Натальи Сайнаковой есть задумка — организовать онлайн-конкурс для школьников по сказкам А.М. Волкова с презентацией музея. В интеллектуалом конкурсе знатоков сказочных произведений писателя сможет принять участие любой желающий ребёнок. Победителям и призёрам будут вручать специальные сертификаты, грамоты за I, II, III место или главный приз — статус суперзнатока. «Программа ещё находится в разработке, но как только всё будет готово, мы будем ждать юных читателей из любой части нашей необъятной Родины!», — говорит Наталья.

Текст и фото: Наталия Лескова, онлайн-журнал «Окно в Москву».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER