Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Медиаобразование и кинопедагогика в контексте детского кинематографа

Уникальная возможность пройти онлайн-курс «К истории и эстетике детского кинематографа: от «Рваных башмаков» до «Частного пионерского» открылась на минувшей неделе в Томском государственном педагогическом университете.

О содержании курса, актуальности выбранной тематики, а также перспективах внедрения разработки в образовательный процесс рассказала автор МООК, доцент кафедры отечественной истории и культурологии ТГПУ, член гильдии киноведов и кинокритиков России, кандидат искусствоведения Ада Казимировна Бернатоните.

— Ада Казимировна, на кого ориентирован курс?

— МООК ориентирован на самые широкие аудитории зрителей: как на педагогов, так и на студентов, школьников и всех тех, кто интересуется кинематографом.

Этот курс — попытка структурирования истории детского советского кино с выходом на современность и анализ тех тенденций, которые повлияли на кинематограф в целом.

Еще 10 лет назад был составлен список 100 лучших российских фильмов. И министерство культуры пыталось пропагандировать преподавание истории кино в школах, но не хватало контента, а сейчас он есть. Появилась кинопедагогика — новая деятельность науки и культуры. Есть люди, которые этим заинтересованы и именно на них — профессиональных, критикующих, может быть, саркастично и иронично относящихся к этому материалу — курс тоже рассчитан.

Я буду счастлива, если моя разработка изменит положение дел, если людей, интересующихся кинематографом в целом и готовых преподавать его в частности, добавится в нашей стране благодаря ей.

— Будет ли курс доступен пониманию любым возрастным категориям зрителей?

— Да, абсолютно. Насколько он будет интересен — это уже другой вопрос, но понятен будет каждому обязательно. С этим расчетом он и создавался.

В подтверждение этому ситуация — на меня вышел Александр Викторович Федоров, основатель школы медиаобразования и кинопедагогики в Таганроге, попросил мое пособие «Алгоритм анализа фильма для детей»* и отметил, что я создала инструмент, которым могут пользоваться все педагоги, желающие детям показывать кино и анализировать с ними вместе просмотренные фильмы.

Мне кажется, что детский советский кинематограф достоин, чтобы его смотрели. Просто так, без наставлений.

— Какое образование необходимо иметь, чтобы назвать себя «кинопедагогом»?

— В идеале — искусствоведческое, но вполне достаточно будет хорошего гуманитарного образования с умением анализировать произведения искусства. А для анализа совершенно любого из них необходимы а) навык и б) определенная схема, которая работает повсеместно — это сосредоточенность, внимание, прочтение контекста, видение достоинств и недостатков, попытка поставить себя на место автора, героя, самоидентификация личности анализирующего с личностью того, кто это произвел, — в общем, классические герменевтические методы.

Проще говоря, ничего особенного не надо, кроме любви к кино и зрителям, погруженности в дело, а также умений анализировать, смотреть, говорить.

— Какие фильмы включены в рабочую программу курса?

— Их довольно много. Но это обязательно сказки: мы сравниваем стилистику фильмов Александра Роу и Александра Птушко. Это «Тайны железной двери» М. Юзовского, «Неуловимые мстители» Э. Кеосаяна (один фильм и целая история кино). Мы доходим до современности, вспоминаем «Частное пионерское» А. Карпиловского, «Небесного верблюда» Ю. Фетинга и другие.

Понимаете, детский кинематограф — ценностно-ориентированный: ребенок, смотря эти фильмы, осознавал как, зачем и для чего жить. В этом загадка именно советского детского кинематографа. Современное детское кино лишено внутреннего нравственного стержня. Не в целом, но в частности. Ребенок же не играет, он подражает взрослым, которые рядом с ним. И чтобы дети хорошо играли в кино, рядом с ними должны быть настоящие актеры, личности.

— Изложите свое видение структуры курса.

— Сначала мы говорим о специфике жанра. Дело в том, что «размытие» жанров происходило именно в специфике детского кино. Поэтому анализировать приключения или сказки невероятно интересно!

Большой блок посвящен обсуждению морально-ценностных ориентиров, контекста нравственности — это стержень детского кинематографа.

Мы поговорим о специфике создания образа в детском кино; о том, по каким принципам выстраивается время и пространство — это для ребенка очень важно, потому что он мыслит категориями «от» и «до», определенными временными отрезками; о роли фантазии и воображения в создании образа; специфике детских и взрослых персонажей. Обсудим тенденции, характерные для современного детского кинематографа.

Важно отметить, что все режиссеры советских детских фильмов были кинопедагогами. Например, М. Барская, с которой начинается детское советское кино («Рваные башмаки»), создала систему работы с детьми. Не надо ходить далеко за примером: Ролан Быков — идеальный кинопедагог. Режиссер не дистанцировался от детей, он их «делал», структурировал, воспитывал, он показывал детям, что есть в них самих. В его фильмах дети и не подражают, и не играют, они живут в той ситуации, которую режиссер им предложил. Предельно органичны дети в работах И. Фрэза («Приключения желтого чемоданчика», «Первоклассница»). Даже если кому-то из детей не хватало органики, Фрэз делал так, чтобы она вдруг появилась. Извне или изнутри — уже не так важно.

Это все к тому, что для преподавания истории кино многого не надо, а вот чтобы снимать детское кино, необходимо быть еще и педагогом. Надо не просто понимать детей, играть с ними, а выстраивать какую-то совершенно особую систему отношений, что и умели делать советские режиссеры.

— Как долго будет длиться обучение по курсу?

— Курс рассчитан на четыре образовательных недели. Обучение совершенно бесплатное. К каждому разделу будет организовано текстовое проверочное задание. А по итогу прохождения программы — контрольное тестирование на получение сертификата.

— Есть ли идеи по включению данного курса в образовательную программу студентов ТГПУ?

— Мы планируем на будущий год открыть магистратуру по направлению «История кино». Там курс войдет непосредственно в образовательную программу. Кроме того, в вузе есть предметы, в том числе и общеуниверситетские, — «История мировой художественной культуры», «История культуры», «Культурология», где кинематограф — очень мощный контекст. Поэтому включение в образовательную программу студентов-гуманитариев, конечно, есть в планах.

* «Алгоритм анализа фильма для детей: жанровая специфика детских советских фильмов» и «Алгоритм анализа фильма для детей: мир сказки в детском кинематографе».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER